Темы для докладов и сообщений 3 страница
Период дошкольного детства наиболее оптимален для развития потребности в совместной с взрослыми деятельности. Если в раннем детстве желания у ребенка еще не стали собственными желаниями и ими управляют взрослые, то на границе дошкольного возраста отношения совместной деятельности приходят в противоречие с новым уровнем развития ребенка. Возникают тенденции к самостоятельной деятельности, у ребенка появляются собственные желания, которые могут не совпадать с желаниями взрослых. Возникновение личных желаний превращает действие в волевое, на основе этого открывается возможность для соподчинения желаний и борьбы между ними.
Этот возраст, как считал Л.С. Выготский, является также сензитивным для развития восприятия. Память, мышление, внимание он относил к определенным моментам акта восприятия. Младший школьный возраст является периодом интенсивного качественного преобразования познавательных
процессов. Они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается или не развивается способность к взаимодействию с окружающей средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе — чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми.
В подростковом возрасте наиболее наглядно проявляется стремление ребенка утвердить свою самостоятельность, независимость.
При рассмотрении возрастных кризисов и сензитивных периодов развития мы изложили выводы, сделанные на основании общих закономерностей развития растущего человека, не выделяя проблемы, связанные с особенностями их протекания у детей с ограниченными возможностями. Связано это с тем, что как кризисные, так и сензитивные периоды являются общими в развитии любого ребенка — нормального или имеющего какой-либо дефект. Однако следует помнить, что не только индивидуальные особенности ребенка, сложившаяся социальная ситуация, но и характер заболевания, дефекта и их последствия, безусловно, влияют на характеристику кризисных и сензитивных периодов развития личности. Причем, эти различия будут более или менее типичны для однотипных групп заболеваний и специфичность протекания кризисных и сензитивных периодов будет определяться временем их появления, длительностью и интенсивностью протекания. Вместе с тем, как свидетельствует практика, в ходе взаимодействия с ребенком нужно учитывать не только индивидуальные особенности, но ориентироваться, прежде всего, на общие закономерности развития ребенка, т. к. в процессе социальной реабилитации необходимо сформировать личность, которая должна чувствовать себя равноценной не только в привычной среде, но и среди всех людей.
Задача социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями будет в этой связи состоять в том, чтобы своевременно определять появление критических и сензитивных периодов в жизни ребенка, создавать условия для успешного разрешения критических ситуаций и использовать возможности каждого сензитивного периода для развития тех или иных личностных качеств.
Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Понятие «управление» рассматривается как элемент, функция различных организованных систем (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.
С точки зрения системного подхода личность — это система, а управление — необходимый ее элемент. Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Следовательно, управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья — это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Различают два вида управления: стихийное — результат воздействия на ребенка массы случайных единичных актов, и сознательное, осуществляемое на основе четко поставленной цели, продуманного содержания и предвидения конечного результата.
Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями — это сознательное управление, конечной целью которого является формирование устойчивой, полноценной личности, способной успешно взаимодействовать с окружающей социальной средой.
Психологический смысл управления развитием личности в процессе социальной реабилитации состоит в том, что специалист по социальной реабилитации, реализуя намеченную программу, должен исходить из того, что ребенок не только объект, но и субъект воздействия, активный участник многоплановых отношений. Такой подход к социально-реабилитационной работе требует учета, во-первых, психологических и физиологических особенностей развития ребенка, характера вторичных нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей; во-вторых, социальных условий развития и особенностей его ближайшего социального окружения, а также детских коллективов и групп, если в эти группы включен ребенок; в-третьих, конкретных условий социально-реабилитационного процесса.
Чтобы влияние одного человека на другого было более весомым, используются различные приемы и методы воздействия.
Социально-психологическое воздействие — это целенаправленный перенос информации от одного участника взаимодействия к другому, предполагающий изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека, на которого направлено воздействие.
Прием воздействия — это совокупность средств, действий и правил по их использованию.
Метод воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие.
Приемы и методы воздействия направлены, прежде всего, на изменение мотивации активности человека и факторов, которые регулируют эту активность, а также на психические состояния, в которых человек находится: неуверенность, депрессия, тревога, страх и др.
В числе наиболее распространенных средств воздействия одного человека на другого в процессе межличностного взаимодействия обычно называют:
1. Речевое воздействие (вербальная информация). Речевое воздействие имеет целью донести содержание мысли до ребенка или подростка и с его помощью сформировать или изменить систему его ценностей: мотивации, установки, ценностные ориентации по отношению к себе или тем или иным объектам и явлениям.
2. Неречевое воздействие (невербальная информация). Используется одновременно с речевым воздействием с целью усиления его эффективности или же обособленно — для передачи собственной информации, а также для создания более благоприятной обстановки при общении с партнером. К неречевым воздействиям относят: мимические и пантомимические движения, интонацию голоса, паузы, жесты и др.
3. Вовлечение ребенка и подростка в специально организованную деятельность с целью удовлетворения потребности в общении и в самоутверждении. Такими видами деятельности являются: игровая, продуктивная (лепка, конструирование, рисование), учебная, спортивная, посильный бытовой труд и др. Включение детей в названные виды деятельности позволяет им изменить свой неблагоприятный статус и, тем самым, закрепить возникшее положительное состояние и новый тип поведения. При этом целесообразно выбирать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных
возможностей и возможностей ребенка с ограничениями жизнедеятельности форму ее организации.
Так, для формирования навыков общения, выработки навыков взаимодействия со сверстниками полезными могут быть задания, требующие парного или группового выполнения. Групповая деятельность значительно расширяет деловое . общение детей, увеличивает возможности для оказания взаимопомощи, развивает чувство доброжелательности.
Детям следует доверять и выполнение других важных дел: шефство над малышами, подведение итогов коллективных дел и многое другое. Причем подмечено, что успех такого подхода бывает более эффективным, если на начальном этапе учитывается желание ребенка взаимодействовать или находиться вместе с каким-то определенным человеком.
Вместе с тем в отдельных случаях такая работа может оказаться безуспешной. В этой связи рекомендуется глубоко разобраться в причинах невосприимчивости ребенка к социально-психологическим воздействиям и использовать специальный прием, получивший название прием регрессии. Суть данного приема состоит в том, что взрослый свои усилия направляет на активизацию у ребенка мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив) и в случае успеха возросшую активность в данной сфере использует для формирования у него необходимых социальных мотивов.
Один из наиболее распространенных травмирующих факторов для ребенка с ограниченными возможностями, мешающих ему включаться в межличностные отношения и взаимодействовать с другими, особенно незнакомыми людьми и в незнакомых ситуациях, — страх перед неопределенностью. Считается, что чем выше фактор субъективной неопределенности, тем выше тревожность, уровень эмоциональных переживаний, последствиями которых может быть потеря целенаправленности в деятельности, личной активности, уход в себя, замкнутость. Неопределенность может проявляться в оценке личных перспектив, своей роли и места в жизни, в затраченных усилиях в учебе, труде, в оценке приобретенных моральных и социальных норм.
Все перечисленные негативные причины могут вызывать у ребенка, и особенно у подростка и юноши, внутреннюю напряженность, и он пытается защищаться средствами, которыми располагает. В числе таких средств могут быть переосмысление возникшей ситуации, поиск новых целей либо уход в регрессивные формы реагирования в виде безразличия, апатии, депрессий, агрессивности и др.
Специалист по социальной реабилитации должен предвидеть подобный исход от взаимодействия с окружающими ребенка детьми и взрослыми и знать основные пути выхода из этой ситуации. В числе методов, которые могут дать положительный эффект в условиях возникновения у детей чувства неопределенности и страха перед неизвестным, часто используется метод создания неопределенных ситуаций и метод ориентирующих ситуаций.
Метод создания неопределенных ситуаций. Его суть состоит в том, что ребенку предлагается выполнить задание, которое ему не под силу. Когда он начинает затрудняться, ему корректно подсказывают выход из ситуации. Ребенок принимает эту подсказку и начинает реагировать на нее требуемым образом. Полезность этого метода состоит в том, что в случае успеха решения задачи у ребенка вырабатывается чувство уверенности в своих силах, вера в то, что и он может выполнять подобные задания так же, как и другие дети.
Метод ориентирующих ситуаций направлен на то, чтобы в созданной специальным образом игровой ситуации или при выполнении какого-либо задания все ее участники побывали в определенной роли и в одной и той же ситуации. Задача состоит в том, чтобы ребенок испытал одни и те же требования к себе и своей деятельности, как и все другие члены группы. Данный метод позволяет вырабатывать всем детям, включенным в данную группу, одинаковое требуемое отношение к определенной ситуации и с учетом этого изменять свое поведение в нужном направлении.
В процессе управления развитием личности ребенка используются, как правило, два способа воздействия: прямой и косвенный.
Прямой способ — основан на волевом давлении на психику ребенка. Данный способ является прямым ответом на конкретную ситуацию и предполагает вынесение логически обоснованного требования для решения вопроса: приказать, что нужно сделать, наказать и т. д. При неумелом его использовании могут возникнуть напряженные ситуации между ребенком и взрослым. К наиболее распространенным видам прямого воздействия на человека относят убеждение и внушение.
Убеждение — это механизм воздействия на сознание личности путем обращения к ее собственному критическому суждению. Убеждение болеё'эффективно, если оно обращено к группе, а не к индивиду, так как здесь вступает в действие
механизм давления группы, который и вносит в этот процесс свои коррективы.
На результативность убеждения влияет также авторитетность источника, доступность и убедительность информации и многие другие факторы.
Убеждение применяется, как правило, там, где последовательная целенаправленная работа с людьми строится на основе их уважения. Лучше это происходит в условиях, когда создается непринужденная обстановка, например, за чашкой чая, в процессе выполнения какой-то совместной работы и т. д. В социально-реабилитационной практике убеждение как способ воздействия на другого человека более широко используется в работе с подростками и юношами.
При неграмотном использовании метода убеждения возможен так называемый «эффект бумеранга», когда возникает противоположный результат. Это может случиться в результате избыточной, надоедливой информации, ее непонимания или ее отдаленности от желаний ребенка.
Другим распространенным способом воздействия на людей является внушение.
Внушение — это психологическое воздействие на психику другого человека, в первую очередь на его эмоциональную, бессознательную сферу, или на группы людей помимо^ а иногда и против их воли. Механизм внушения базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию.
Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Внушение носит только вербальный характер. Во внушении очень большую роль играет экспрессивный элемент и, прежде всего, интонация голоса, которая усиливает убедительность, значительность слов для внушаемого. Как считают некоторые психологи, от правильного использования интонации на 90 процентов зависит успех внушения.
Способность к внушению не у всех людей одинакова. Внушаемость бывает выше у лиц со слабой нервной системой, с резкими колебаниями внимания, с невысоким уровнем интеллекта. Внушаемость зависит от возрастных различий. Более внушаемыми оказываются дети, в сравнении с подростками и юношами.
Посредством внушения детям прививаются многие нормы и правила поведения, правила личной гигиены, отношения к труду. В социально-реабилитационной работе с помощью
внушения у детей формируется установка уверенности в своих силах и возможностях, правила взаимоотношений с людьми, нормы и правила поведения.
Косвенный способпредполагает опосредованное воздействие, т. е. не прямо, а через формирование ценностей, мотивов деятельности, интересов, отношений и т. п. Данный способ, в сравнении с первым, считается более эффективным, так как он не унижает чувство собственного достоинства ребенка.
Важным средством воздействия на развивающуюся личность ребенка служит психологически грамотная оценка. К данному виду воздействия на ребенка относятся поощрение, наказание, порицание, замечание, похвала, одобрение и ряд других, как положительных, так и негативных оценок. Своевременная оценка даже незначительного достижения ребенка в процессе социальной реабилитации является для него важным сигналом продвижения вперед, свидетельствующим о благополучном самоутверждении в социально ценном направлении. Так, психолог А.Г. Ковалев предлагает следующие правила оценки личности:
— положительная оценка эффективна в сочетании с высокой и справедливой требовательностью к человеку;
— неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки. Глобальная положительная оценка вызывает у ребенка чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе и закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования. Глобальная отрицательная оценка подрывает у ребенка веру в себя, вызывает отвращение к различным занятиям.
Наиболее целесообразна парциальная положительная оценка, в итоге которой личность гордится своим достижением в конкретном деле и, вместе с тем, осознает, что достигнутый успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях. Парциальная отрицательная оценка создает ситуацию, при которой ребенок понимает, что в данном конкретном случае он допускает ошибку, у него не все получается как надо, но он все же имеет возможность исправить положение, так как для этого у него есть необходимые силы и возможности.
Прямая (с называнием фамилии) и косвенная (без ее указания) оценки в присутствии других детей эффективны в тех случаях, если
— ребенок добился больших успехов в социальной деятельности благодаря личной инициативе, старанию, его следует похвалить персонально, публично;
— ребенок допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий — рекомендуется указать на сам факт нарушения, не называя фамилии ребенка. И в первом, и во втором случае дети будут благодарны за справедливую оценку.
На основе оценки окружающих, прежде всего взрослых, а также на базе оценки результатов собственной деятельности, у детей постепенно формируется самооценка. Особенно заметна ее роль при завышенной или заниженной самооценке. При завышенной самооценке у подростка, например, часто возникают конфликты с окружающими, трудности при выборе друга или подруги, его по этой причине могут не принимать в свои компании сверстники. При заниженной самооценке у ребенка возникает зависимость от других сверстников, появляются такие черты, как неуверенность в своих силах, недовольство собой и др.
Самооценка является не только регулятором поведения, но и существенным фактором формирования личности ребенка. Сравнивая себя с другими детьми, ребенок посредством самооценки критически оценивает свои возможности и определяет программу самовоспитания.
На результатах самовоспитания существенно сказывается появление у ребенка идеала, к которому он стремится. Удачно или неудачно выбранный идеал во многом определяется его самооценкой. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как самокритичность, высокая требовательность к себе, настойчивость, уверенность в себе, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность.
Самовоспитание — это высший уровень развития саморегуляции и самоуправления собой. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием и не только подкрепляет его, но и создает реальные предпосылки для более эффективного формирования личности.
Необходимыми компонентами самовоспитания, которые важно вырабатывать у ребенка с ограниченными возможностями, являются способность к самоанализу личностного развития, самоотчету и самоконтролю. Однако всему этому подростка надо научить, чтобы он овладел такими приемами самовоспитания, как самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
Особенно важно для организации самовоспитания познание себя. Самопознание — это одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана тем, что прежде чем начать себя изучать, ребенок должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, а затем уже применять их к самопознанию.
Самопознание начинается в раннем детстве, но тогда оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира, позднее — осознавать себя как члена социальной микрогруппы, в подростковом возрасте — начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств, возникает осознанный личный идеал, сопоставление с которым вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование, и ребенку в этом также надо помочь.
Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с ребенком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка.
Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребенком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах.
Чтобы научиться психологически поддерживать ребенка, специалисту по социальной реабилитации необходимо изменить привычный стиль общения с детьми. Вместо того чтобы в общении с ребенком обращать внимание на ошибки и плохое поведение, неудачи при выполнении заданий, нужно сосредотачиваться на позитивных сторонах его поступков, находить их и поощрять то, что делает ребенок.
Поддержать ребенка — значит поверить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Надо понимать роль психологической поддержки и знать, что, оказывая ее, можно и разочаровать ребенка. Например, постоянные упреки типа «ты мог бы сделать лучше» приводят его к выводу: «А зачем стараться, я никогда взрослого не удовлетворю».
Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд безобидные, но они могут привести детей к разочарованию. Такими факторами^ по мнению психологов, могут быть завышение требований к ребенку со стороны родителей
и других участников социально-реабилитационного процесса, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка и др.
Как поддержать ребенка?
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки» поддержки. Например, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками, которые не создают у ребенка ощущения психологической защиты, а приводят к переживаниям и мешают нормальному личностному развитию.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-кон-цепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; обучение способам справляться с различными задачами; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.
Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Они могут вызвать чувство преследования и привести к конфликту со взрослым. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:
— забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;
— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
— если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;
— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.
Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные факторы и условия развития личности и раскройте особенности их воздействия на ребенка.
2. Обоснуйте, почему, чем раньше и больше происходят у ребенка физические изменения по мере созревания организма, тем более адекватными и более сильными становятся социальные реакции на них.
3. Что является тормозящим фактором в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и как их преодолеть?
4. Раскройте сущность понятий «возраст», «хронологический возраст», «психологический возраст».
5. Раскройте и обоснуйте основные положения и содержание периодизации развития личности, предложенной Д.Б. Элькониным.
6. Дайте характеристику основным стадиям социализации личности ребенка. Раскройте содержательные аспекты поэтапного социального развития личности, выделенные Д.И.Фельдштейном.
7. Что такое «кризис развития» в личности ребенка? Раскройте специфику протекания кризисных состояний у детей.
8. Раскройте сущность понятия «сензитивные периоды развития» детей и задачи их социальной реабилитации в этой связи.
9. Раскройте психологический смысл управления развитием личности ребенка с ограниченными возможностями, а также- место и роль в этом процессе психологической поддержки.
Темы для докладов и сообщений
1. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и особенности его личностного развития.
2. Опыт использования учреждений культуры (концертных залов, кинотеатров, клубов, библиотек и др.) с целью более эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Формирование «Я-образа» у подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
2. Божоеич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1978.
3. Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.
4. Розанова FJB. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. 1983. № 6.
5. Кон И.О. Психология старшеклассника. М., 1980.
6. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000.
7. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
8. Петровский А.В. Введение в психологию, М., 1995.
9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. Воронеж, 1996.
10. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
11. Рувинскип Л.И., Соловьева. А.Е. Психология самовоспитания. М., 1982.
12. Сластенин В А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М., 2001.
13. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
14. Фельдштейн ДЛ. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
15. Чернышев А.С., Дымов Е.И. и др. Организация психологической службы в школе. Курск, 1991.
16. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
17. Эльконин Д.В. Детская психология. М., 1960.
Глава 7
РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Понятие «группа» в психологии. Классификация групп
Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразных более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».
Группа — это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности, структуры, уровня развития.
Основными характеристиками группы, отличающими ее от простого скопления людей, являются: некоторая продолжительность существования; наличие общей цели или целей; взаимодействие членов группы; развитие хотя бы элементарной групповой структуры; осознание входящим в группу индивидом себя как «Мы» или своего членства в группе.
Главное условие функционирования и развития группы — совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана.
В психологии группы делят по следующим критериям:
— по непосредственности взаимосвязей: на группы реальные (контактные) и условные.
Реальная группа — ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)
Условная группа — объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Например, незрячие или глухонемые дети как категории аномальных детей.
— по размеру: на группы большие, малые, микрогруппы. Большие группы — количественно не ограничиваемая
общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т. д. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых трупп доводятся до сознания каждого человека.
Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.
Микрогруппа может функционировать в виде диады, триады.
— по общественному статусу: на группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).