К пятому пути
Четвёртый Путь вновь появился на Западе в начале XX столетия благодаря импульсу Г.И. Гурджиева и его учеников. Сегодня он представлен различными школами и течениями.
Школа Психоантропологии (ПА) является одним из таких проявлений, особенность которого в том, что она связана с живым Мастером, Селимом Айсселем.
Психоантропология - это система, теоретическая философия и практика и искусство жизни в рамках Четвёртого Пути и Пятого Пути. Она предоставляет знание и умение в распоряжение тех, кто желает этого.
Четвёртый Путь - это Путь усилия и воли, обрывистый и быстрый Путь. Пятый Путь - это Путь сдачи воли и усилия более высокой силе.
Школа Психоантропологии принимает учеников. Рядом с нами, с большой сдержанностью, группа людей находится в Работе или желает сформировать Рабочую Группу (Работа - это общее название для всей деятельности Школы или Пути; это понятие может быть расширено до алхимической идеи Философского Камня; это не профессиональная деятельность в обычной жизни). Они все с успехом ведут профессиональную или социальную жизнь, и они нашли форму равновесия в своей семейной или холостяцкой жизни. Это ответственные люди в жизни, однако... Однажды, они пришли в Рабочую Группу.
Почему? Потому что, несмотря на свой успех, их равновесие в обычной жизни, они оставались неудовлетворенными и искали, осознанно или неосознанно, скрытый смысл вещей. Возможно, они получили религиозное или философское воспитание, но увидели его ограничения, возможно, они обратились к современной науке, но заметили её промахи; возможно, они интересовались теорией какой-нибудь секты, но разоблачили опасности. Психоантропология не является ни религией, ни сектой и не имеет намерения создавать её: мы являемся Философской Школой. Но сегодня, как духовное движение, Психоантропология может быть также обвинена в сектантстве, особенно, со стороны доминирующих философских и религиозных организаций, в особенности после хронического параноидального состояния, порождённого преступлениями различных сектантских организаций, а затем используемого и управляемого различными ассоциациями и поддерживаемого средствами массовой информации. Мы ни в коем случае не отрицаем опасности, которые представляют собой некоторые секты, некоторые религиозные или политические группировки. Каждый должен сам поразмыслить об этом и оценить... Но что касается ПА, знайте, что в неё трудно войти, а выйти можно по своему желанию... (чуть далее вы найдёте условия принятия и вхождения в Школу ПА.)
Если вы принадлежите к тем людям, которые считают, что жизнь не объясняется самой собою, но что существует высший уровень; если вы хотите преодолеть ограничения религии, избежать опасности сект и заполнить неудовлетворённость от достижений современной науки; если вы являетесь ответственным человеком, вы можете войти в контакт с нами и стать учеником Школы Психоантропологии или участником Рабочей Группы, расположенной рядом с вами.
Однако просим вас воздержаться, если вы относитесь к одной из категорий людей, описанных ниже. На самом деле только ответственные люди, которые сумели найти достаточное равновесие в обычной жизни, способны осуществлять Работу с шансом на успех. Если вы - лунатичный мечтатель, не способный различить то, что имеет действительную ценность, и то, что её не имеет, не видящий разницы между существенно важным и прикладным; если вы изобретаете воображаемые ценности, если у вас есть дисциплина, только когда она вас устраивает или нравится вам; если вы любите жить с иллюзиями относительно самого себя и не способны разоблачить их или оставить, когда они рушатся в доказательство реальности; если вы уделяете много времени или интереса бесполезным вещам; если вы недостойны доверия; если вы проявляете избыточное внешнее поведение, иногда даже фанатичное или агрессивное, это Учение не адресовано вам, пока вы не решите измениться.
Если вы - поверхностный «бродяга», не способный проникнуть в глубь вещей, которого по-настоящему ничто не интересует и который считает, что всё относительно и что нет ничего важного; если вы меняете идеи, теории и учения, следуя моде или влиянию СМИ и других людей, которому вы можете подвергаться; если вам не хватает способности различать и самодисциплины; если вы ненадежны и являетесь интеллектуальным, эмоциональным или материальным паразитом, это учение не адресуется вам, пока вы не решите измениться.
Если вы относитесь к людям, лишённым всякого нравственного сознания, обычно лицемерным, если вы ищете только собственного блага и любыми средствами, в особенности в ущерб другим, Работа не адресована вам.
Напротив, Работа адресована вам, если вы желаете её и не принадлежите ни к одной из этих категорий. Тогда Психоантропология предлагает вам Путь познания себя и мира, практику для реального изменения уровня бытия - мы это называем Путём эволюции.
Психоантропология считает, что все люди отличаются друг от друга. Это разнообразие также проявляется с точки зрения их способности к изучению, Работе и изменению их уровня бытия. Мечтателю или «бродяге» намного труднее следовать Учению, применять его и понимать, чем людям, которых мы в Психоантропологии называем хорошими управляющими. Их характеристики таковы: они ответственны за свою жизнь и за жизнь в целом; они достойны доверия; они обладают здравым смыслом и способностью к самонаблюдению, а также их поведение приспособлено к практике, что позволяет им быть эффективными; они достаточно владеют способностью различать, чтобы интересоваться полезными вещами и иметь правильные ценности; они понимают необходимость совершения усилий, чтобы прийти к цели, платить за то, что они хотят купить, и принести в жертву иногда одну вещь, чтобы иметь другую. Если вы распознали себя в этом описании, у вас есть минимум необходимых качеств, чтобы следовать этому Учению. Тем не менее знайте, что в каждом есть немного мечтателя и «бродяги»: если вы позволяете им развиваться, если они доминируют в вас, то вы теряете настоящую способность эволюционировать. Заставить мечтателя и поверхностного «бродягу» исчезнуть в вас возможно только благодаря Работе в Школе, которая покажет вам, как обнаружить их, чтобы бороться. Отныне для преодоления ваших иллюзий о самих себе старайтесь видеть проявления этих двух «самозванцев»: в вашем поведении относительно других, событий, идей и жизни в целом.
Четвёртый Путь и Пятый Путь учат, что существуют люди разных типов: от закоренелого преступника (которого каждый носит в себе?) до мудреца (которого каждый носит в себе?), и между ними двумя есть масса индивидуальностей. Каждый свободен, расположиться там, где хочет... или, скорее, там, где может! Таким образом, тот, кто хочет равновесия, или мудрец, не может вести себя как неуравновешенный человек или идиот... Он не может ни вести себя подобно ему, ни говорить как он, ни ощущать, ни думать, как он!
Работа ведёт к состоянию равновесия и мудрости. Но она связана со знаниями и познаниями, без которых этого достичь невозможно (или очень редко). Это не только знание об обычной жизни и её здравом смысле, но познание высшей природы, которое, если оно претворяется на практике, создаёт в себе знание высшей природы. Во все эпохи и во всех местах люди, которые достигли этого состояния сознания, извлекли из него пользу, приносили пользу своим ученикам через свою передачу.
Отправной точкой изучения, которая включает практику, является восприятие этого состояния особенного осознания человека: оно более похоже на некое состояние бодрого сна, чем на состояние бодрствования. В действительности обычному человеку знакомо сознание сна (со снами или без них) и сознание бодрствования - но это последнее в реальности является полусном, в котором пребывает человек, большинство времени занятый самим собой, однако забывающий эти моменты во внешнем мире. Он будто загипнотизирован своими мыслями, своими эмоциями или собственным физическим телом; или же он сконцентрирован на внешнем мире и тогда забывает самого себя (неосознан о себе, спит по отношению к себе). Это состояние полусна является причиной несчастий человека и тех, кому он навязывает их - другим людям и всему миру.
Существует два других состояния сознания: сознание себя и объективное сознание, которого мы можем достичь, пробуждаясь от полусна. Согласно ПА, это пробуждение представляет единственную серьёзную альтернативу страданиям и индивидуальным и коллективным трудностям. Это также является выводом большинства великих духовных течений: христианского гностицизма, дзен-буддизма, хасидизма, суфизма, адвайты...
ПА является изучением, развитием и применением этого вывода вне всякой религиозной идеологии и в наибольшей терпимости по отношению к другим.
Применение этого Учения требует специфическом внутренней Работы, которая практикуется в нормальных рамках семейной, социальной и профессиональной жизни
Информация относительно ПА, Четвёртого Пути и Пятого Пути представлена в многочисленных письменных источниках (авторы: Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский, С. Айссель, И. Лаор, П.К. Ансари и др.). Однако их действительное понимание достижимо только через живую, прямую и устную передачу, в контакте с Учителем и другими учениками в особенных рамках Школы.
Таким образом, организована Работа в Группах, потому что, согласно Гурджиеву, «человек один не может ничего» - хотя это и противоречит ярой философии индивидуализма, которая игнорирует необходимость взаимных отношений. Всё в мире взаимосвязано; каждый нуждается во всём том, что его окружает, во всех тех, кто его окружает. Этот экологический принцип более правдив в психологической и духовной областях, нежели в материальной сфере.
Предложенная Работа ведёт к пробуждению не только объективного чувственного сознания (через чувства), но также объективного морального сознания, которое включает все формы обусловленной этики, превосходя их. Работа обязательно следует трем линиям, соответствующим тройственной структуре человека: физической, эмоциональной и интеллектуальной.
Она основана на гармонизации и развитии внутреннего мира человека. ПА учит, что человек живёт в двух различных мирах: сначала, но внешнем мире, состоящем из его человеческого и материального окружения; затем во внутреннем мире, состоящем из его эмоций и чувств, настроений и мыслей. Этот последний мир является объектом Работы, и она затем совершенно естественно отражается на внешнем мире, к которому человек всё более адаптируется правильным образом.
Одна из трудностей, с которыми сталкивается новичок в Работе, - это понимание того, что его внутренний мир (которым он должен владеть!) наполнен, самовольно занят всякого рода мыслями, заботами, эмоциями и непроизвольными настроениями, зачастую негативными. Сначала нужно сформировать глубокое осознание этого, чтобы затем освободиться от них. Мы сохраняем из них только те, которые по-настоящему полезны. Таким образом, мы становимся хозяевами собственного дома.
Сегодня многие ищут смысла своей жизни, не находя его; нам кажется, что нужно придать своей жизни какой-то другой смысл. Мы можем искать смысл существования человечества, биосферы или миров... Придание смысла жизни является естественным последствием Работы, которая приводит к пониманию того, что этот смысл не может быть найден в самой жизни: он существует за её пределами. Для животного жизнь ограничена им самим. Но человек, будучи не просто высшим животным, как это утверждают некоторые, может подняться над животностью, развивая то, что составляет истинную человеческую природу: высшее сознание, состоящее из действительно развитого чувственного сознания и объективного нравственного сознания.
В наши дни тяжело говорить об обычном сознании и высшем сознании; на самом деле все те, кто не знает реальности высшего сознания, воображают, что обладают им, исходя из постулата, что существует только обычное сознание. Здесь речь идёт об одном из аспектов вреда уравнительной мысли, основанной на невежестве, иллюзии и гордыне. Но нравится нам это или нет, входит ли это н рамки наших предрассудков или нет популярно это или нет, это ничего не отнимает от реальности того факта, что существуют мужчины и женщины, которые достигли состояния высшего сознания; правда, их очень немного в каждом поколении.
Войти в это состояние высшего сознания всё-таки возможно для человека, который выполняет Работу, и эта Работа основана на наблюдении, понимании, эксперименте и самостоятельной проверке. В рамках этой Работы ничто не может быть передано из вторых рук: нужно понять и проверить самостоятельно. Более того, это должно быть осознанно, добровольно и свободно. Но сколько людей готовы принять такой вызов?
Искренний поиск Истины является одним из условий Работы. Она должна сопровождаться достаточным смирением, которое позволит пересмотреть свои готовые идеи и верования, когда они противоречат новой реальности, которая вырисовывается. Более того, Истина открывается каждому человеку только исходя из его способности понимания, и она возрастает вместе с достигнутым познанием и опытом. Это означает, что мы продвигаемся к объективной истине только через последовательные этапы, проходящие от относительной истины до достижения, если позволяют условия, возможного абсолюта.
Работа совершается в уме и сердце, иначе говоря, во внутреннем мире каждого, а не во внешнем мире, который является миром обычной жизни. На самом деле существует лишь одно священное место, лишь один алтарь: глубина сердца каждого. Тот, кто достиг этого места, несёт его повсюду, куда идёт, и через это делает каждое место священным. Если Бог существует, возможно, всё сущее творение находится в глубине его сердца?.. Тогда мы можем уважать его творение, как мы можем уважать все проявления жизни.
ПА и Работа, которую она предлагает, состоят из великих идей и некоторых практик, которые представляют собой сердце всех духовных Путей. Эти идеи могут быть поняты, и эти практики могут применяться в ежедневной жизни при условии, что у нас достаточно разума и воли, в особенности для познания самого себя, для того, чтобы ничего не делать в избытке и проверять всё самостоятельно.