Игры для снижения уровня посттравматического стресса
Игра «Матрешка»
Источник:[Игра «Матрешка» // психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.trepsy.net/diagnos/stat.php?stat=2258]
Автор: Киппер Д.
Цели:развить у участников навыки самоанализа;помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность.
Ход проведения:«Матрешка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.
Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.
Игра начинается словами:
– Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие...
Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях...
А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.
Для начала выбеpите неприятный случай, страх или тpавмиpyющее воспоминание, котоpые вам бы хотелось нейтpализовать.
- Пpедставьте, что вы находитесь в кинотеатpе. Увидьте себя в чеpно-белом изобpажении на экpане, выполняющим что-то нейтpальное.
- Отделитесь от себя и yвидьте себя, смотpящим на экpан.
- Оставаясь в том же положении, посмотpите на экpан, где идет чеpно-белый фильм, в котоpом вы испытываете то пеpеживание, котоpое вы хотите «нейтpализовать».
- Закончив наблюдение за собой как участником фильма, когда все снова yладится, остановите фильм, войдите назад в свое изобpажение на экране, сделайте его цветным и пpокpyтите очень быстpо фильм назад. Итак, y вас бyдет впечатление, что вы смотpите фильм с собственным изобpажением, в котоpом вpемя идет в обpатном напpавлении.
- А тепеpь пpовеpьте pезyльтат. Вспомните о слyчившимся. Обpатите внимание на то, можете ли вы тепеpь дyмать об этом более спокойно. Если да, то вы добились pезyльтата. Если нет, вам следyет пpойти еще pаз чеpез весь пpоцесс или обpатиться за помощью к человекy, владеющимy данным методом.
Игра «Я зол»
Источник:[Игра «Я зол» // психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] – режим доступа:http://www.trepsy.net/korrek/stat.php?stat=3402]
Автор: не известен
Цель:освободиться от негативных эмоций, осуществить психологическую разгрузку.
Ход проведения: Участники становятся в круг, стараются изобразить эмоции злости и высказать соседу свое неудовольствие и раздражение. При этом нехорошие слова каждый раз заменяют фразой «Трах-ти-би-дох».
Игра «Спокойствие, только спокойствие!» (детская)
Источник: [Игра «Спокойствие,только спокойствие!» // психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.trepsy.net/korrek/stat.php?stat=5105]
Автор: Дробноход А.
Цель: развить умение сохранять спокойствие в разных ситуациях.
В этой игре ребенок будет тренироваться сохранять спокойствие в самых разных ситуациях, при испуге, удивлении, неожиданности, отвращении. Эти игровые навыки позднее он сможет использовать в обычной жизни.
Ход проведения:Попросите ребенка вспомнить какое-нибудь простое, всем известное стихотворение. Сейчас он должен будет читать его максимально спокойно, проговаривая по одной строчке, что бы ни происходило вокруг. А происходить вокруг будет то, что вы сумеете придумать страшного и неприятного. Вот такая у вас здесь роль. Можно сказать, как у старухи Шапокляк, но только вы то знаете, что это на благо любимому чаду (все равно что поход к врачу).
Пусть ребенок начнет читать первую строчку. Допустим, он произносит: «Ехал грека через реку». А вы тем временем подкрадетесь сзади и хлопнете в ладоши. Но чтец должен спокойно продолжить: «Видит грека: в реке рак». Тогда вы можете выключить свет или даже неожиданно толкнуть ребенка в плечо. В общем, так вы будете «издеваться над маленьким» до последней строчки стихотворения.
Примечание. Чтобы удержаться в роли невозмутимого человека было легче, можно вспомнить Карлсона и постараться представить, как он читал бы этот стишок, демонстрируя всем, как ему спокойно и даже скучновато. Если же вам самому сложно выйти из роли любящего родителя и превратиться во вредного злопыхателя, то спасет тоже роль – наденьте шляпку старухи Шапокляк или запихните в карман игрушечную крысу. Так обозначатся границы вашей роли, то есть эти действия будете совершать «не вы», а выбранный персонаж. Папы могут воспользоваться также образом Карабаса Барабаса.
Игра «Открытость»
Источник: [Игра «Открытость» // психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] – режим доступа [http://www.trepsy.net/delo/stat.php?stat=5579]
Автор: Скопинцева Л.
Цели:создать состояние внутренней открытости для общения.
Ход проведения:Чтобы исключить в себе эмоции, блокирующие диалог, и создать внутреннее состояние открытости, предлагаем такое. Перед вами – собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете. Распахните свою душу перед человеком, с которым взаимодействуете, постарайтесь психологически ближе подойти к нему. Получилось! Ну, а теперь вступайте в диалог.
Игра «Брыкание» (детская)
Источник: [Игра «Брыкание» // психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.trepsy.net/korrek/stat.php?stat=4838]
Автор: Короткова Т.
Цель: разрядить агрессивных импульсы и снять личностное напряжение.
Ход проведения: Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.