Использование особенностей познавательной деятельности учащихся в процессе обучения

Предпочтения различных репрезентативных систем в процессе восприятия определяют различия стилей обучения. Приведем пример различных стилей обучения на уроке:

Кинестетик выполняет достаточно адекватно ту часть урока, где необходимы действия, поскольку способен «схватить концепцию», но он теряется, когда читает об этом в учебнике.

Визуальный ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника позволяет ему спокойно представить картину эксперимента.

Аудиальный ученик в небольшой группе читающих на последних рядах прекрасно работает, когда достаточно используется фонетический (пошаговый) подход.

Поскольку имеются значительные различия в восприятии информации, в способе мышления и в поведении, необходимо учитывать эти различия в практике общения и обучения.

Люди не только представляют свой опыт средствами различных репрезентативных систем, они и свое общение строят, основываясь на своей репрезентации мира. Для того чтобы между людьми установились хорошие контакты, необходимо использовать в общении общую репрезентативную систему [95].

При использовании различных репрезентативных систем отношения между людьми обычно сумбурны и утомительны. Кинестетики жалуются на собеседников визуалов и аудиалов, обвиняя их в бесчувствии. Визуалы упрекают аудиалов в том, что те не обращают на них внимания, так как в разговоре не смотрят им в глаза. Аудиалы жалуются, что кинестетики не слушают их. Зачастую такое поведение расценивается как недоброжелательное.

Сходство типов ведущих репрезентативных систем способствует взаимопониманию, установлению раппорта (от франц. rapport - связь, отношение), несовпадение ведущих модальностей порождает конфликты и недоразумения. Для эффективного процесса обучения, как считают Бендлер Р. и Гриндер Д., необходимо преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира. Чтобы расширить возможности учащихся к обучению необходимо, присоединившись к репрезентативной модели учащегося, наложить на нее другую модель [115].

Обучение - это сложный, многомерный процесс. Наиболее распространенная форма обучения - урок. Именно поэтому он оказался в центре нашего внимания. В традиционном понимании, урок состоит из ряда составляющих: объяснение нового материала, закрепление изученного материала и опрос. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, но, тем не менее, все они являются способами взаимодействия учителя и учеников. Для эффективного взаимодействия субъектов обучения необходимо, чтобы способ работы учителя определялся, прежде всего, особенностями перцептивной деятельности подростков. В процессе обучения учителю необходимо ориентироваться на специфику познавательных процессов школьников.

Остановимся на каждом из этапов урока подробнее. Итак, объяснение нового материала. Учителю необходимо иметь в виду, какую умственную деятельность учащегося вызывают используемые им способы и приемы передачи информации. Объясняя новую тему необходимо помнить, что ученики, сидящие в классе совершенно по - разному воспринимают ту информацию, которую Вы им предоставляете. Профессиональный коммуникатор, будь то учитель или продавец или представитель любой другой профессии, в которой предполагается активное взаимодействие с другими людьми, должен предоставлять информацию во всех трех модальностях, чтобы создавать выбор для собеседника. На уроке в этом случае каждому ученику будет предоставлен выбор.

Тренировка в использовании различных стилей предоставления информации требует от учителя значительного усердия и, как показывает практика, представляется учителям довольно сложным занятием. Но, если Вы обретете навык свободного владения всеми модальностями, результат не заставит себя ждать.

При объяснении материала наблюдайте за сидящими перед Вами учениками. Не требуйте, чтобы все смотрели на Вас. Аудиалу вовсе не обязательно смотреть, для него важно слышать. Поэтому не одергивайте его, если он смотрит в окно или на стенд. Это вовсе не означает, что он вас не слушает, чего не скажешь про визуала, для которого просто необходимо видеть источник информации. Кинестетику, как никому другому необходимо движение. Поэтому позвольте ему занять ту позу, в которой ему наиболее комфортно и тогда он будет значительно внимательнее.

При закреплении ранее изученного материала необходимо помнить, что для визуально ориентированных учащихся надо показывать общую концепцию. Для них очень важен обзор темы. При проведении обобщающего урока для аудиала необходимо восстановить этапы изучения темы. Для кинестетиков полезно обращение к эмоциональной сфере, важно передать основную идею.

При выполнении различных заданий на уроке визуалы, аудиалы и кинестетики ведут себя различно.

Наши рекомендации