Исследование организационной культуры. Расширению проблематики организационной психологии способствовал индустриальный прорыв Японии на мировые рынки.
Расширению проблематики организационной психологии способствовал индустриальный прорыв Японии на мировые рынки.
О феномене "Японского чуда" специалисты, работающие над вопросами управления организациями, заговорили в 70-хх годах.
Действительно, как могло случиться, что страна, имевшая в первые годы после 2-й мировой войны без работы 25% трудоспособного населения и уровень национального производства, соответствующий уровню 10-ти летней давности, смогла уже в 1960-е гг. выйти на беспрецедентные темпы экономического роста (10% ежегодно). Через еще 15 лет страна стала крупнейшим в мире экспортером финансовых ресурсов [20].
Поиск ответа на этот вопрос привел к становлению и развитию такого важного направления исследований как анализ организационной культуры организации.
Теория "Z". В середине 70-хх Уильям Оучи американский профессор японского происхожденияпредпринял широкомасштабное исследование сравнения методов работы на американских и японских предприятиях. В результате проведенной работы он выявил специфическую японскую организационную культуру.
В 1981 г. Оучи опубликовал работу по методам организации деловых отношений на американских и японских предприятиях. В этой работе он выдвинул теорию "Z", как бы развивая этим идеи о поведении человека, лежащие в основе теорий "X" и "Y".
Теория "Z" включает в себя такие основополагающие принципы:
· отказ от политики увольнений в форме "пожизненного" найма работников;
· децентрализация управления организацией;
· групповое принятие решений;
· акцент на мелкие группы при организации труда;
· постоянное обучение и разработка программ служебной карьеры.
Открытие, что люди всегда живут и действуют в невидимом культурном контексте, не является новым.
Как отметил в шутливом высказывании социолог Ян Робертсон: Американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени жале считают людей деликатесом.
Предлагая теорию "Z" Оучи пытается показать, что организационная культура является ключевым фактором, который делает организацию эффективной. Организационная культура каждой организации неповторима.
"Организационная психология" это относительно новая для нашей страны область научно-практического знания и соответствующая ей учебная дисциплина. Приступая к ее изучению, нам, прежде всего, необходимо знать, что такое организация. Как следует из названия дисциплины, организационная психология изучает особый вид организации, где существует группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Слова "сознательно координируется" предполагают, что существует управление, а выражение "группа людей" подразумевает, что они взаимодействуют между собой.
Сегодня организационная психология рассматривает гораздо более широкий круг вопросов. Но единой концепции единого подхода к её содержанию не сложилось.
Автор каждого учебника, научной работы определяет её содержание по своему усмотрению.
В курс, который Вам предлагается, включены те темы, которые рассматривает большинство специалистов по организационной психологии. Это, по сути, выжимка содержания из многих работ по организационной психологии.
Возможность более широкого рассмотрения вопросов организационной психологии в нашем курсе ограничена учебным временем.
В этом курсе, мы с Вами рассмотрим основные факторы и условия, влияющие на поведение человека в организации.
Прежде всего, определимся, что же такое организация? Затем уясним психологические особенности людей, определяющие их поведение в организации, а также некоторые свойства неформальных групп возникающих спонтанно в любой организации.
Мотивирующие факторы, повышающие эффективность деятельности персонала.
Объект предмет, задачи и основные понятия и принципы организационной психологии.