Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

АНО ВПО ЦС РФ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

ЧЕБОКСАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра уголовного права и судопроизводства

СРАВНИТЕЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Методические указания к семинарским занятиям и

Самостоятельной работе студентов всех форм обучения

(специальность 030501.65 «Юриспруденция»)

Чебоксары

ББК 67. 410р 30

СоставительВ.А. Купцов

Рецензенты: заведующий кафедрой кримино-логии и правоохранительных органов, д-р юрид. наук, профессор М.А. Кириллов;

следователь следственной части по рассле-дованию организованной преступной деятель-ности Следственного управления МВД по Чувашии канд. юрид. наук, подполковник юстиции Д.В. Бельцов

Ответственный редактор: д-р юрид. наук, профессор Н.И. Петренко

Утверждено Научно-методическим советом Чебоксарского

кооперативного института Российского университета кооперации

Сравнительное уголовное право:Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов всех форм обучения (специальность 030501.65 «Юриспруденция») / Сост. В.А. Купцов. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2012. – 112 с.

Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Сравнительное уголовное право».

Предназначены для студентов всех форм обучения специальности 030501.65 «Юриспруденция».

ББК 67.410р 30

ВВЕДЕНИЕ

Сравнительное уголовное право является составной частью (отраслью) науки сравнительного права и представляет собой совокупность знаний об уголовно-правовых системах современности, их истории и закономерностях развития.

Спецкурс «Сравнительное уголовное право» предназначен для ознакомления студентов-юристов с современным состоянием и тенденциями развития уголовного права ведущих западных государств, чьи правовые системы оказали и оказывают большое влияние на развитие правовых систем других стран.

Введение данного спецкурса вызвано рядом причин. Во-первых, оно связано с принятием нового Уголовного кодекса России и необходимостью осмысления места российской правовой системы среди других мировых правовых систем.

Во-вторых, знание зарубежного уголовного права необходимо любому юристу, стремящемуся получить фундаментальные знания в области уголовного права. Для того чтобы быть грамотным, высоко квалифицированным юристом, нужно владеть основами зарубежного уголовного права, иметь общее представление о состоянии и развитии других правовых систем.

В-третьих, введение данного спецкурса связано с все более возрастающим интересом студентов к зарубежному уголовному праву. Заслуживает одобрения и поддержки их обращение к нормам и институтам уголовного права зарубежных стран при рассмотрении соответствующих институтов российского уголовного права в курсовых и дипломных работах. И к тому же сегодня курс «Сравнительное уголовное право» относится к числу дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, и изучение, знание этой дисциплины студентами специальности 030501.65 «Юриспруденция» является необходимым условием.

Непосредственной целью изучения дисциплины «Сравнительное уголовное право» является формирование знаний, умений и навыков применения уголовного законодательства в профессиональной деятельности юриста.

Задачами учебной дисциплины являются:

-изучение уголовного права зарубежных стран в рамках программы обучения студентов ЧКИ РУК на юридическом факультете;

-развитие навыков анализа норм и институтов уголовного права, квалифицированного применения их на практике;

-ознакомление с проблемами развития уголовного законодательства зарубежных стран.

По итогам изучения сравнительного уголовного права выпускник должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

-обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

-разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.

Перечисленные выше цели и задачи можно достичь лишь при взаимодействии в образовательном процессе преподавателей со студентами. Особенно остро это ощущается на семинарских занятиях студентов.

Во всей «технологической цепочке» обучения семинар - один из наиболее сложных видов занятия, применяется для коллек­тивной проработки тем учебного курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, и для обсуждения сложных разделов курса, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения.

На лекции, главным образом, доводятся содержания научных идей, теорий, взглядов. А семинар, как гибкая форма обучения, предполагает (наряду с направляющей ролью преподава­теля) интенсивную самостоятельную работу каждого студента, требует прекрасного владения материалом и быстрого ответа на поставленные вопросы. На семинарском занятии должна быть решена одна из главных задач обучения – практическое использование знаний, полу­ченных на лекциях и во время самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа, в свою очередь, является важным видом учебной и научной деятельности студента. Она играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, более 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесс обучения и процесс самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобиль-ности».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в семинарских занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

- изучение и систематизацию официальных государственных докумен-тов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем «Консультант - плюс», «Гарант», глобальной сети «Интернет»;

- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официаль-ной, статистической, периодической и научной информации;

- подготовку докладов и рефератов;

- участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Основной целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

В целях повышения эффективности учебного процесса и облегчения усвоения студентами учебного материала в настоящих методических указаниях перечислены все темы занятий, предусмотренных по рабочей учебной программе курса «Сравнительное уголовное права» и вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях. Применительно к каждому вопросу даны краткие разъяснения.

Тема 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

И ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

Семинарское занятие

План

Наши рекомендации