Используя разные виды чтения
(вслух, молча, вполголоса – «жужжащее», по ролям и пр.)
Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Он состоит из 4 качеств.
_________________________________
1) Сознательное чтение – это ясное и полное понимание текста, понимание каждого слова, замысла автора, осознание языковых средств, помогающих реализовать замысел и осмысление собственного отношения к прочитанному.
Приёмы формирования сознательного чтения.
· выразительное чтение текста учителем
· разночтение (читаем стих 2 раза с разной интонацией – как лучше, почему)
· словарная работа
· ориентировка в учебной книге
· постановка вопросов учителем, детьми
· всесторонний анализ (6 направлений – анализ образов героев, композиции, авторского языка, идеи, авторского отношения, собственного отношения)
· составление плана
· пересказ (разные виды)
· словесное рисование
· графическое рисование (иллюстрирование)
· озаглавливание
· прогнозирование (антиципация) по названию, ключевым словам, автору, иллюстрации и сравнение прогноза с результатом.
________________________________
2) Правильное чтение - умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов, правильный способ чтения.
Виды ошибок и их исправление.
Грубые (искажающие смысл) – во время чтения учитель останавливает, исправляет, объясняет.
Негрубые (искажающие форму слова, затрудняющие восприятие) – после прочтения исправляют дети, но учим это делать тактично.
Приёмы работы над правильным чтением:
· образец учительского чтения
· постановка цели на правильность
· сравнение орфоэпического (как говорим) и орфографического (как пишем) чтения
· работа над дикцией
· лексическая работа
· комментирование чтения детей
· подготовленное дома (в классе) чтение
· разучивание скороговорок
· разметка текста (графический анализ в период ОГ)
· чтение с ударением
· чтение с перевёрнутой книгой
· специальные упражнения на чтение слов с небольшими отличиями (крыса-крыша, гроздь-груздь, ест-есть), упражнения – игры на внимание.
_________________________
3) Беглое чтение – это осмысленное, свободное, без затруднений, с соблюдением такого темпа, при котором достигается наибольшая сознательность чтения.
Приёмы формирования беглого чтения
Приёмы делятся на 2 группы: расширяющие зрительное поле (восприятие) и регулирующие темп чтения.
Примеры расширяющих поле зрения: чтение однокоренных слов (дом-дома-домик), чтение слов с одинаковым слогом (вода-сода-мода), чтение слов с увеличением букв (за-коза-стрекоза), чтение по диагонали, антиципация (предугадывание) при частично закрытом тексте.
Примеры регулирующих темп:
· ежеурочные пятиминутки – начало любого урока
· поисковое чтение по заданию учителя (найди слова из 4 букв, ответ на вопрос, посчитай количество предложений).
· «жужжащее чтение» - вполголоса читают все
· тройное «жужжащее чтение» одного отрывка с карандашом и ускорением
· чтение в темпе скороговорки по 30 секунд
· «убеги от меня»
· «догони меня»
· чтение с указкой
· чтение по ролям
· мгновенное чтение с плакатов, чтение с ударением
· «фотоглаз» (открытых на миг столбиков слов)
______________________
4) Выразительное чтение – это интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства автора и собственное отношение к читаемому.
Приёмы работы над выразительностью
1.Осмысленное подражание образцу.
2.Прием пробы (выделение голосом разных слов в предложении:
Вот уж снег последний в поле тает.
Вот уж снег последний в поле тает. и т.п.)
3.Призыв к действию (прочитай с интонацией грусти, радости, вопроса, восторженности: Мама ушла.)
4.Хоровая декламация.
5.Чтение по ролям.
6.Заучивание наизусть.
7.Соревнование (кто прочитает наиболее ярко, красочно, выразительно).
8.Чтение чистоговорок, скороговорок.
9.Анализ текста (поиск слов, определяющих, указывающих на интонацию).
10. Работа над образами героев.
11.Обсуждение авторского отношения.
12.Инсценировка с предварительной работой над произведением.
13.Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
14. Использование «памятки»:
a) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
b) читай чётко слова и окончания;
с) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
15.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
16.«Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
17.«Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
18.«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
Средства выразительности:
· логическое ударение – выделение главного ударного слова («в нём скрыта душа, внутренняя сущность» - по Станиславскому);
· пауза (остановка): грамматическая (на знаках препинания), логическая (определяется смыслом), психологическая (для выделения особо важного);
· интонация – эмоциональная окраска голосом читаемого ( с восторгом, тревогой…). Интонация является совокупностью всех средств выразительности
· темп (скорость, замедление или ускорение) – быстрый, медленный, средний;
· ритм – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления
· сила голоса (степень громкости) – определяется знаками препинания или указаниями автора (закричал, прошептал);