Историческое развитие (социальный опыт)
М. зависит от социальных факторов, исторического развития.
+ интериоризация (переход от внешнего к внутреннему).
Билет 27.
Мышление и интеллект.
Иногда мышление отождествляют с интеллектом, но интеллект – более широкое понятие.
Интеллект – психическая адаптация (способность адаптироваться в деятельности).
= способность к обучению.
= многомерное явление, которое включает в себя определенные операции, содержание (знания, понятия, и т.д.) и результаты (сведения, классы, системы, блоки сведений, и т.д.).
Ананьев.
= многоуровневая организация познавательных сил (процессы, состояния, свойства).
В характеристике общего интеллекта выделяют:
- вербальный инт. – способный к логическому обобщению, умозаключению.
- невербальный инт. – восприятие, внимание, зрительно-моторные функции.
Билет 28.
Динамика мышления при решении задач.
1.Вопрос.
В основе – вопрос (начало).
В вопросе фиксируется момент неизвестного. Но это неизвестное связано так или иначе с известным. В вопросе присутствует соотношение известного и неизвестного. Соотношение должно быть разумным (оптимальным).
2.Анализ условия.
3.Нахождение правила или принципа.
Алгоритмическое мышление – последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).
Эвристическое мышление - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.
В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.
Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.
Интуитивный характер мышления – момент скоротечности, момент неосознаваемости.
Дискурсивный характер мышления – рассуждающий.
Возможны переходы.
4.Проверка на практике.
Задача часто решается благодаря подсказке. Подсказка срабатывает на определенной стадии восприятия (когда человек втянулся в проблему).
Роль опыта:
Чем более компетентен человек, тем легче он решает задачи.
Опыт может не только помогать, но и тормозить решение задач (когда требуется нетрадиционный подход/решение). Опыт порой приходится переламывать.
В опыте проявляется влияние памяти.
Опыт – элемент индивидуальности.
Также зависит от волевых, динамических и личностных характеристик (индивидуальности).
Билет 29.
Мыслительные операции.
Мыслительные операции – это определенная интеллектуальная деятельность.
Составляющие мыслительной деятельности/Операции:
1.Анализ – мысленное расчленение на составляющие элементы с последующим их сравнением.
2.Синтез – соединение. Построение целого из аналитически заданных частей.
3.Сравнение – сопоставление. Вскрывает тождество и различие вещей.
4.Обобщение – соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Вычленение общих признаков.
5.Абстракция – выделение какой либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Вычленение.
6.Классификация и систематизация – варианты обобщения.
7.Конкретизация – применение общего правила/принципа к конкретному случаю (приведение конкретного случая под общее).
Билет 30.
Виды мышления.
I. По степени творчества.
1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).
2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.
В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.
Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.
II. По степени осознанности и быстроте.
1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости.
2. Дискурсивный – рассуждающий.
III. По характеру решаемых задач.
1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.
Протекает в течение решения различных практических задач.
Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.
Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).
Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.
По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.
Наглядно-образное.
Конкретное и обобщенное.
Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).
Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.
2. Теоретическое (отвлеченное).
Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое.
Мышление более сложное.
Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).
+ скорость.
Билет 31.