История развития этнопсихологических знаний

Лекция №2 и №3

Тема 2 Історія розвитку етнопсихологічних знань

Из программы

1. В программе есть «Сучасні західні етнопсихологічні напрями і школи». - это очень большое напраление , которое у меня не было времени раскрывать(((, что именно сейчас. Я подумаю, что с этим делать.

1.1. В идеале надо хотя бы символически об означить направления и фамилии .

1. 2. Или убрать из аннотации , если не найдем эти современные направления - в 2000-х годах

2. Может из аннотации к теме убрать те фамилии украинских авторов, которых в тексте нет?

Зародження етнопсихології. Роль В. Гумбольта, М. Лацаруса, Х. Штейнталя, В. Вундта у започаткуванні етнопсихології. Психологічна антропологія в працях М. Мід, Р. Бенедикт, А. Кардинера, Р. Лінтона. Сучасні західні етнопсихологічні напрями і школи. Основні напрями розвитку етнопсихології у працях вітчизняних дослідників (М. Костомаров, М. Драгоманов, А. Потебня, О. Єфименко, М. Сумцов, М.Грушевський, П. Ковалевський, А. Ігнатов, С. Подолинський, Г. Шпета, В. Бехтєрєв, Л. Виготський, Д. Чижевський, О. Кульчицький, Ю. Бромлей та ін). Поняття етносу в концепції етногенезу Л. Гумільова. Поняття етносу і уявлення про сугестію Б. Поршнєва. Формування специфічних психологічних ознак етносів під впливом географічних, природничо-кліматичних та соціально-історичних факторів.

История развития этнопсихологических знаний

Цель изучения: проследить процесс зарождения этнопсихологии; отметить роль Вильгельма фон Гумбольдта, Мориса Лацаруса, Хемана Штейнталя, Вильгельма Вундта в становлении этнопсихологии; проанализировать психологическую антропологию в работах Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Абрама Кардинера, Ральфа Линтона; Охарактеризовать современные западные этнопсихологические направления и школы; Охарактеризовать основные направления развития этнопсихологии в работах отечественных исследователей (Н. Костомаров, М. Драгоманов, А. Потебня, О. Ефименко, М. Сумцов, М. Грушевский, П. Ковалевский, А. Игнатов, С. Подолинский, Г. Шпет, В. Бехтерев, Л. Выготский, Д. Чижевский, А. Кульчицкий, Ю. Бромлей и т.д.); дать определение понятию этноса в концепции этногенеза Л. Гумилёва; дать определение понятию этноса и представление про суггестию Б. Поршнева; проследить формирование специфических психологических признаков этносов под влиянием географических, природно-климатических и социально-исторических факторов.

План:

1. Процесс зарождения этнопсихологии. Роль В. Гумбольдта, М. Лацаруса, Х. Штейнталя, В. Вундта в становлении этнопсихологии.

2. Психологическая антропология в работах Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Абрама Кардинера, Ральфа Линтона.

3. Современные западные этнопсихологические направления и школы. (Их у нас нет) кратко указать.

Уберем если не найдем - это на английском или на основе обзоров, которые есть в диссертарциях.

4. Основные направления развития этнопсихологии в работах отечественных исследователей (Н. Костомаров, М. Драгоманов, А. Потебня, О. Ефименко, М. Сумцов, М. Грушевский, П. Ковалевский, А. Игнатов, С. Подолинский, Г. Шпет, В. Бехтерев, Л. Выготский, Д. Чижевский, А. Кульчицкий, Ю. Бромлей и т.д.).

Уберем авторов, которых нет в тексте.

4. Понятие этноса в концепции этногенеза Л. Гумилева.

Основная литература:

Это я взяла из программы

1. Баронин А.С. Этническая психология: Учеб. пособие. – К.: ПК ООО “Тандем”, 2000. – 264 с.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли: История людей и история природы. - Л.: ЛГУ, 1989.

3.Льовочкіна А.М. Етнопсихологія: Навч. посібник. – К.: МАУП, 2002. – 144 с.

4.Шпет Г. Г.Введение в этническую психологию. — СПб., 1996.

5.Савицька О.В., Співак Л.М. Етнопсихологія: Навч.посіб. – К.: Каравела, 2011. – 264 с.

Это убираем

1. Баронин А.С. Этническая психология: Учеб. пособие. – К.: ПК ООО “Тандем”, 2000. – 264 с.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект пресс, 2006. – 208 с. ????

3. Галустова О.В. Этнопсихология: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2005. - 160 с.

Дополнительная литература:

Книги из дополнительной перенести в основную литературу, если они использовались для написания текста.

1. Бенедикт Р. Модели культуры. - М., 1998.

2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. — М.: Наука, 2007. — 360 с.

3. Боас Ф. Методы этнологии / Пер. Ю. С. Терентьева // Антология исследований культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — Т.1.-С.519-527.

4. Вунд В. Проблемы психологии народов. - М., 2001.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.

6. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 2001.

7. Костомаров Н. И. Две русские народности. Основа. - СПб., 1861. - №3. - С.33-80.Сканування та обробка http://litopys.kiev.ua/ (http://litopys.org.ua/ ) 20.X.2007

8. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций — М.: Издательство «Экзамен», 2002.

9. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998.

10. Льюис Клайв Хроники Нарнии. – М.: Советский композитор, 1992. – 327 с.

11. Мид, Маргарет // Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000

12. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология мысли и чувства. – М.: Либроком, 2012. – 296 с.

13.Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Наука, 1979. — 235 с.

14. Потебня А. А. Мысль и язык. — Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.

15. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. – Сп-б.: Питер, 2012.

16. Савицька О.В., Співак Л.М. Етнопсихологія: Навч.посіб. – К.: Каравела, 2011. – 264 с.

17. Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 10. Фриман против Мид: Природа против воспитания = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320.

18. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. С.261-372.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Психологическая антропология в работах Абрама Кардинера, Ральфа Линтона.

2. Понятие этноса и представление про суггестию Б. Поршнева

2. 1. В тексте нет понятия «этнос» по Поршневу.

2. 2. Думаю Поршнева надо убрать, так как для понимания его большой и многогранной работы не будет времени.

2. Формирование специфических психологических признаков этносов под влиянием географических, природно-климатических и социально-исторических факторов.

Наши рекомендации