Межличностные конфликты в малой группе на примере трудового коллектива

конфликт межличностный коллектив трудовой

Во всех сферах жизни общества может произойти конфликт. Они рождаются на почве ежедневных разногласий и расхождений во взглядах, противоборства интересов, надежд, личностных особенностей, мнений стилей жизни, желаний, побуждений. Рассмотрим более подробно межличностные конфликты в трудовом коллективе.

Виды межличностных конфликтов в трудовом коллективе:

• Конфликты между руководителем и подчиненным (подчиненными) или конфликты по вертикали;

• Конфликты между сотрудниками предприятия или конфликты по горизонтали.

Межличностный конфликт на предприятии – это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между членами трудового коллектива. По Н.В. Гришиной это: «противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон».

Интерперсональные (социальные) конфликты – это конфликты, которые могут разыгрываются между:

– отдельными лицами (интериндивидуальные конфликты): например, между сотрудниками или между менеджерами и сотрудниками; (интрагрупповые конфликты): возникают между менеджерами в связи с возможностью продвижения;

– группами (интергрупповые конфликты): возникают между менеджерами предприятия и органом, представляющим работающих по найму;

Конфликты могут появляться как между администрацией предприятия и его персоналом, так отдельно между руководителем и его подчиненным.

В трудовом коллективе межличностный конфликт может проявляется по-разному. В основном – это борьба за ограниченные ресурсы: производственные площади, материальные средства, рабочую силу, время использования оборудования. При этом каждая из сторон считает, что именно она, а не кто-либо, нуждается в данных ресурсах. Также нехватка такого ресурса, как время, автоматически вызывает стресс.

Многие руководители считают, что единственной причиной межличностного конфликта является столкновение личностей из-за несходства характеров. Встречаются люди, которым в силу различий в характерах, сущности их личности, взглядах, манере поведения очень сложно ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, в основном лежат другие, объективные причины. Конфликты между руководителем и подчиненным возникают, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему чрезмерные требования, а руководитель считает, что подчиненный просто не желает работать в полную силу.

Также бывает, что внутриличностный конфликт, выливается в межличностный. Это происходит тогда, когда из-за внутренней неудовлетворенности, связанной с наличием у человека противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы, работник не может эффективно работать. Следовательно, начальник недоволен и может появиться уже межличностный конфликт. Или же, например, из-за внутренней неудовлетворенности или озлобленности, придя на работу, индивид ищет там способ разрядки, и использует для этого конфликтную ситуацию, которая может быть развита на пустом месте.

Существует разделение межличностных конфликтов по причинам их появления:

1. Глубинные конфликты включают в себя важные для личности интересы, ценности, цели, связанные с образом Я. Они могут долго существовать, при этом явно себя не обнаруживая.

2. Ситуативные конфликты имеют внешнюю, как правило, случайную причину появления, не затрагивающую важных жизненных ценностей личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу после инцидента. Например, началом являются грубость, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь.

Можно выделить несколько главных причин конфликтов в трудовом коллективе:

• Распределение ресурсов и их ограниченность. Необходимость в них почти всегда приводит к конфликтам, ведь люди всегда желают получать больше, а свои личные потребности всегда считаются более важными.

• Взаимозависимость задач. В том случае, если один человек (или группа) зависима от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда дает возможность для разжигания конфликта. Например, руководитель подразделения связывает низкую производительность труда подчиненных с тем, что ремонтная служба не может качественно и быстро ремонтировать оборудование. А ремонтники, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров.

• Различия в целях. Чем больше организация, тем больше специализированных подразделений, тем более различны цели ее сотрудников.

• Различия в способах достижения целей и оценки деятельности друг друга. Очень часто руководители и исполнители могут иметь различные точки зрения на способы достижения общих целей даже когда отсутствуют противоречия интересов. При этом каждый из них считает, что его решение лучше, и это является основанием для конфликта.

• Неудовлетворительные коммуникации. Неточная или неполная информация или ее отсутствие.

• Напряженные межличностные отношения.

• Социальное неравенство, стремление к власти.

• Несовершенство человеческой психики проявляется в чрезмерных эмоциях (зависти, ненависти, злорадстве, расовой розни и т.д. которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей).

• Различие в психологических особенностях. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: идеалами, темпераментом, характером, установками, мотивом, потребностями, мировоззрениями, привычками и т.д. Любой человек уникален и своеобразен. Иногда отличия участников совместной деятельности бывают настолько велики, что сильно мешают ее осуществлению и увеличивают вероятность возникновения конфликтов. Это говорит о психологической несовместимости людей.

Обобщая все выше названные причины конфликтов, можно выделить их основной источник – несовместимость целей, желаний, интересов и претензий противоборствующих сторон, ведь потребности людей велики и постоянно растут, в то время как возможности для их удовлетворения всегда ограничены. Не случайно, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем более остро в нем возникают конфликты между индивидами и социальными группами.

Заключение

Как правило, межличностные конфликты происходят, в основном, с близкими нам людьми, т.е. с теми с кем мы состоим в одной малой группе, будь то семья, компания друзей, трудовой коллектив. Происходит это потому, что мы часто непосредственно соприкасаемся с ними, а, следовательно, соприкасаются и наши противоположные точки зрения.

Итак, подведем итоги, конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Они происходят во всех сферах нашей жизни. Конфликты бывают различных видов: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, конфликты принадлежности и конфликты со внешней средой; скрытые и открытые; вертикальные и горизонтальные. Структурой любого конфликта состоит из конфликтующих сторон, зоны разногласий, представлений о ситуации, мотивов, действий. Наиболее важным считается умение научиться правильно управлять конфликтом, а не его недопущение.

Термин «малая группа» раскрывается в понятии: немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Они могут быть учебные, промышленные, любительские; формальные и неформальные; открытые и закрытые. Верхнюю границу количественного состава в основном связывают с максимальным количеством членов, вызванным потребностью совместной групповой деятельности.

Межличностный конфликт – это трудно разрешаемое противоречие, открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, вызванное несовместимостью их точек зрения, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации. Он проявляется во время взаимодействия, выяснения отношений между двумя и более лицами. Существуют позитивные и негативные последствия межличностного конфликта. Они могут проявляться в различных сферах: семья, трудовой коллектив, общество. В конечном счете, любой межличностный конфликт рано или поздно имеет свое разрешение.

Учеными выделяются следующие стили по завершению межличностных конфликтов такие, как уклонение, сглаживание, принуждение или противоборство, компромисс, приспособление, сотрудничество и собственно решение проблемы.

Примером межличностного конфликта в малых группах является конфликт в трудовой организации – это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между членами трудового коллектива. Причины такого конфликта могут быть самые разнообразные: распределение ресурсов и их ограниченность, взаимозависимость задач, различия в целях и способах достижения целей, нехватка информации, напряженные межличностные отношения, социальное неравенство, стремление к власти, несовершенство человеческой психики, различие в психологических особенностях. Но также важно понимать что без конфликтных взаимодействий в рамках выполнения служебных обязанностей, порой бывает невозможно решить поставленные задачи.

В заключение хочется отметить, что все люди разные, у всех свои мнения, свои точки зрения и ценности. Различные группы преследуют различные цели и имеют отличные друг от друга нормы. Следовательно, ни одно общество, ни один человек не может существовать без конфликтов.

Библиографический список

1. Андреева Г.М.: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.стр. 191,194

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер – 2001.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004, – 592 с, стр. 299

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. 82 Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с, стр. 10,14–18

5. Осипов. Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с. стр. 272

6. Розанова В.А. Управленческие конфликты и возможности их решения – М. – 2002. – стр. 34–55

7. Тренев Н. Н Управление конфликтами. – М.: ПРИОР, 2001. – стр. 96.

8. Фролов С.С. Социология: Учебник – М.:Гардарики, 2004. – 344 с., стр. 308–309,324

9. Azps.ru А.Я. Психология http://www.azps.ru/articles/soc/soc96.html

10. Сonflictologiy.narod.ru http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl6/gl6.htm

11. Psyera.ru «База психологических знаний» /http://psyera.ru/sushchnost-soderzhanie-osobennosti-mezhlichnostnogo-konflikta-konfliktnye-tipy-lichnostey-364.htm

12. Sbiblio.com «БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Буртовая Е.В. (сост.) Конфликтология. Учебное пособие, 2002 http://www.sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions/29.aspx

13. Социология.ру http://sociology2015.ru/index/0–86

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации