Подходы к управлению ассортиментом библиотечных услуг
Управлять ассортиментом библиотечных услуг – значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент библиотечной продукции, который удовлетворяет пользователей по следующим критериям:
– широты: увеличение ассортимента за счет создания новых ассортиментных групп;
– глубины: рост ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшение их в других;
– насыщенности: увеличение ассортимента за счет повышения общего числа всех ассортиментных позиций.
Выбор того или иного подхода к управлению позволит принимать решения о создании новых библиотечных услуг; об отказе от устаревших или невостребованных библиотечных услуг; о модификации существующих библиотечных услуг в целях улучшения характеристик услуг, адаптации услуг к новым рынкам, новым группам пользователей [10, с.49–52].
Создание и внедрение на рынке новых услуг является важнейшим из всех факторов развития библиотеки, совершенствования библиотечного обслуживания. В первую очередь это связано с инновационной деятельностью, которая направлена на поиск, разработку новых видов, форм библиотечных услуг. Перечисленные выше ассортиментные группы тому подтверждение – библиотеки предлагают своим пользователям фактографические базы данных, тематические, фирменные папки-досье, полнотекстовые компакт-диски, итоги научной деятельности библиотек, возможности электронной почты, электронную доставку документов и др. Вместе с тем иногда библиотекам приходится отказаться от производства новых услуг. Так, например, было с созданием адресных и нормативно-правовых баз данных. На информационном рынке появились качественные их аналоги, и библиотеки отказались от их производства.
Отказ от невостребованных библиотечных услуг может стать проблемой для специалистов в области маркетинга, так как сложно определить “неэффективную” библиотечную продукцию. Прежде чем принять решение об “изъятии” библиотечной продукции с информационного рынка, необходимо провести исследование характеристик услуги, причин, способствующих падению спроса, сравнить данные о спросе на другие аналогичные услуги своей библиотеки и конкурентной.
Причиной невостребованности библиотечной услуги может быть слабое материальное состояние той или иной библиотеки. Например, НББ – один из основных производителей библиографических пособий на локальных электронных носителях. Однако не каждая библиотека республики, являясь потребителем библиографической продукции, может воспользоваться таким библиотечным продуктом, и связано это, как правило, с несоответствием материально-технической базы современным требованиям.
Процесс совершенствования услуг для освоения новых сегментов рынка – один из приемов работы учреждений разных сфер деятельности. В библиотеках с этой целью сегодня применяются разнообразные способы: диверсификация видов библиотечных продуктов, введение удобного доступа пользователей к информационным ресурсам, организация онлайнового доступа к ресурсам библиотеки и др.
При управлении ассортиментом библиотечных услуг необходимо учитывать их жизненный цикл. Коротко концепцию жизненного цикла услуги можно сформулировать следующим образом: каждая услуга, какими бы уникальными потребительскими свойствами не обладала, “живет” (пребывает на рынке) ограниченное время, и рано или поздно вытесняется другим, более совершенным.
Подчеркнем, что концепция жизненного цикла услуги вынуждает постоянно анализировать деятельность как библиотеки в целом, так и ее структурных подразделений не только с точки зрения современного состояния, но и будущего; обосновывает необходимость систематической работы по планированию и разработке новой услуги, модификации существующих с учетом меняющегося спроса, нарастающей конкуренции, появления новых ресурсов и технологий. В библиотеке с этой целью проводятся различные исследования, в том числе и маркетинговые [13, с.29–41, 182–198, 199–211].
Заключение
Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может рассматриваться как товар, имеющий стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.
Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей регионов с зарубежными странами, интеграции информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.
Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания – это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.
Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.
В свою очередь, эффективность работы библиотеки во многом зависит от ее материально-технической базы. Поэтому сегодня маркетинговая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе любой библиотеки. Маркетинговая деятельность библиотеки - это не отдельная акция, а непрерывный процесс, при успешном течении которого выигрывает и пользователь и библиотека. Выгода библиотеки заключается в том, что ее работа оценивается должным образом, растет престиж, улучшается материально-техническое обеспечение, а для пользователей это - более качественное обслуживание, расширение разнообразных услуг.
II Практическая часть
Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина
№ | Общие сведения | |||
1. | Количество библиотечных пунктов (абонементов, читальных залов и т.д.) | |||
2. | Число пользователей | |||
3. | Число посещений | |||
4. | Библиотечный фонд | |||
5. | Количество выписываемых периодических изданий | 19,9 | 18,6 | 18,8 |
6. | Читаемость | 4,7 | 4,5 | 4,5 |
7. | Посещаемость | 1,4 | 1,4 | 1,5 |
8. | Обращаемость | 3,1 | 3,1 | 3,2 |
9. | Книгообеспеченность | |||
10. | Массовых мероприятий | |||
11. | Книжных выставок | |||
12. | Библиографических указателей и списков | |||
13. | Выполнено справок | |||
14. | Количество компьютеров | |||
15. | Количество записей в электронном каталоге | |||
16. | Количество баз электронного каталога | |||
17. | Выполнено заказов по МБА | |||
18. | Выполнено заказов по ЭДД | |||
19. | Полнотекстовые базы данных | |||
20. | Поступления от платных услуг | 99,900 | 78,100 | 66,450 |
21. | Количество платных услуг | |||
22. | Участие в проектах корпоративной каталогизации | |||
23. | ИРИ, ДОР | |||
24. | Штат библиотечных работников | |||
25. | Библиотечных работников со спец. образованием |
Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина занимает достойное место в образовательной, информационной и социокультурной инфраструктуре города Витебска. Деятельность учреждения направлена на постоянное обеспечение пользователей информационными ресурсами в различных аспектах их деятельности, на совершенствование библиотечных услуг, непрерывное улучшение их качества на основе современных информационных технологий и эффективной обратной связи со своими потребителями, которыми являются все категории населения города Витебск.
Библиотека создаёт необходимые условия для полного и оперативного предоставления пользователям необходимой информации на традиционных и электронных носителях. Она не только стремится обеспечивать качество всех существующих форм и методов своей работы, но и активно работает над модернизацией библиотечных процессов.
После изучения отчётной документации за последние 3 года можно сделать следующие выводы, что некоторые показатели увеличиваются, некоторые, наоборот, уменьшаются, а некоторые остаются на достаточно одинаковом уровне.
Хочется обратить внимание, что уменьшилось количество посещений почти в 3 раза, в связи, с чем уменьшилась и посещаемость. Это связано с тем, что читающего населения с каждым годом становится всё меньше, у людей пропадает желание к чтению, во многом это связано с появлением книг в электронном варианте. В связи с этим в библиотеке увеличилось количество баз электронного каталога, выполненных заказов по ЭДД, полнотекстовых баз данных и другое. Все эти услуги требуют денежных затрат со стороны пользователей библиотеки, что привело к увеличению поступления от платных услуг.
В библиотеке направлена работа и на досуговую деятельность, которая за последние 3 года значительно увеличилась. Это видно из увеличения проведённых массовых мероприятий, оформленных книжных выставок.
Изучив отчётную документацию за последние 3 года, можно увидеть что почти все показатели работы библиотеки увеличились, а некоторые даже в 2 и 3 раза, и лишь небольшое количество показателей уменьшилось.
Для того, чтобы увеличить количество посещений, которое с каждым годом стало уменьшаться, нужно постоянно увеличивать и оптимизировать книжный фонд, доступ в интернет, широкий спектр периодики, проведение творческих вечеров, закупка современной литературы, электронные каталоги – всё это сделает посещение библиотеки удобным и нужным для пользователей, что в свою очередь может привести к увеличению посещений [14].