Характеристики личности, используемые в управлении
Самооценка - определяет уровень, которым личность оценивает свою значимость, удачливость и результативность. Самооценка в значительной степени зависит от ситуации, личной удачливости или неудачливости, мнения других, от роли, которую, по его собственному мнению, играет человек.
Само-эффективность – это чувство собственной компетентности и эффективности. Самоэффективность обозначает оценку человеком своих способностей выполнить какое-либо задание, достичь какой-либо цели или преодолеть какое-либо препятствие. Высокая степень самоэффективности улучшает многие виды деятельности, от спорта до учебы.
Само-мониторинг -характеристика, отражающая степень, в которой человек изменяет свое поведение при взаимодействии с различными группами или в зависимости от различных условий внешней среды.
Авторитаризм - это вера в то, что должны быть статусные и властные различия среди людей в организации.
Макиавеллизм — понятие, извлеченное из трудов Никколо Макиавелли, итальянского ученого и государственного деятеля конца XV — начала XVI в. Авторитаризм — это модель поведения, основанная па убеждении, что в организации существуют статусные и властные различия, а использование власти является необходимым и важным элементом функционирования эффективной организации. Люди с высокими показателями авторитаризма лишены интеллектуальных сомнений, почтительны с людьми с более высоким статусом и пренебрежительны с подчиненными, подозрительны к изменениям, более склонны следовать правилам.
Локус контроля — личностная особенность. Люди могут характеризоваться внутренним или внешним локусом контроля. Те, кому свойствен внешний локус контроля (экстерналы), полагают, что все жизненные события главным образом — результат действия случая или удачи. Они постоянно ощущают себя заложниками судьбы, игра которой им неподвластна. Люди, характеризующиеся внутренним локусом контроля (интерналы), считают, что они могут влиять на ход своей жизни и то, что с ними произошло или произойдет, является результатом их собственных решений. Они считают себя хозяевами собственной судьбы.
«Ключевые» характеристики личности («большая пятерка»):
• экстраверсияхарактеризует общительность, открытость, честолюбие;
• эмоциональная устойчивость отражает степень озабоченности, депрессивности, беспокойства, неуверенности;
• склонность к сотрудничеству демонстрирует дружелюбие, предупредительность, терпимость, доверчивость, добродушие, способность, к кооперации;
• сознательность является показателем надежности, ответственности, исполнительности, упорства;
• открытость к совершенствованию характеризует воображение, любопытство, уровень культуры, широту кругозора.
Модель поведения типа «А» и «Б».
К типу Аотносятся агрессивные, склонные к конкуренции, нетерпеливые по отношению к себе и другим индивиды, комфортно чувствующие себя в условиях жестких временных рамок. Такие люди могут предъявлять завышенные требования к себе, даже на отдыхе, не осознают того, что многие из сил давления, которые они чувствуют, создают они сами, а не окружающая среда. Из-за постоянных стрессов некоторые представители типа А более склонны к физическим заболеваниям, таким как сердечные приступы.
Индивиды типа Ввыглядят более расслабленными и покладистыми, они скорее принимают складывающуюся ситуацию, адаптируясь к ней, нежели пытаются «плыть против течения». Представители типа В спокойны воспринимают установление самых жестких временных рамок, поэтому они меньше подвержены влиянию стрессов. И в то же время они могут демонстрировать высокую производительность, удовлетворяя требованиям соблюдения графика работы; просто они идут к своим результатам иным путем.
Типология Майерс-Бриггс.
1. Источник энергии:
· Экстраверт (Е): внешний мир, задачи, объекты
· Интроверт (I): уединение, чувства, размышления
2. Центр внимания и способ получения информации:
· Ощущение (S): собирает информацию с помощью пяти чувств. В настоящем и прошлом.
· Интуиция (N): центр внимания связан с возможностями и моделями, с будущим. Видит картину образно, целиком, без деталей.
3. Способ принятия решений:
· Мышление (T): решения принимаются объективно и логически на основании понятия верного и неверного.
· Чувства (F): решения принимаются эмпатически на основе личных ценностей.
4. Стиль жизнь индивидуума:
· Суждение (J): жизнь в упорядоченном и предсказуемом мире.
· Восприятие (P): жизнь в глубоком стихийном мире, где открыты варианты выбора и решения не принимаются до последнего момента.
Теории личности.
Цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения. Рассмотрение зарубежных концепций теорий личности возможно с выделения двух направлений в содержании понятия личности - «личность как конфликт» (3. Фрейд, К. Юнг, Г. Мюррей, Г. Салливен) и «личность как саморегуляция» (теории А. Адлера, Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, Д. Келли). Наибольший вклад в развитие организационного поведения внесли следующие теории: психоанализ, трансактный анализ, бихевиоральная.
· Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.
· Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений.
· Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.
· Ситуационизм - направление (Вальтер Мишель), является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Само понятие черт личности является психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.
· Интеракционизм - позиция эклектична, сочетает несовместимое. Допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных, более узкопаправлеиных теориях. В ней утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Личность существует как отдельная «вещь». Теоретические подходы 1 -3 представляют обоснованный теоретический конструкт, гипотетическую внутреннюю «сущность» с причинной ролью в поведении.