Тема 10. Нравственные аспекты ведения деловых переговоров

Разновидности делового общения. Переговоры. Стили переговоров. Стратегии ведения торга. Гендерные и культурные различия в переговорах. Ложь и обман в переговорах. Этические принципы ведения переговоров.

Прагматические и нравственные критерии для оценки результатов переговоров. Нравственная оценка стратегий ведения переговоров. Нравственная оценка тактических приемов ведения переговоров.

Литература для подготовки реферативных работ:

Основная:

Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М.: Мысль, 1985.

Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии, 2006, № 5.

Базаров Т.Ю. Организационный контекст управления персоналом // Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК госслужбы, 1996. (или: Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2000).

Байбурин А.К. Об этнографическом значении этикета.// Этикет у народов Передней Азии. – М.: Наука, 1998.

Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. – Челябинск: Сициум, ИРИСЭН, 2009.

Бренен Л. Деловой этикет. – М.: РИПОЛ классик, 2007.

Василенко И.А. Политические переговоры. – М., 2006.

Гжегорчик А. Жизнь как вызов. Введение в рационалистическую философию. – М.: Вузовская книга, 2006.

Гибсон Дж. Организации: поведение, структура, процессы.- М.: ИНФРА-М, 2000.

Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Донелли Дж.Х.-мл. Организация: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. Гл. 12.

Грей К. Организации. Теории, конфликты и менеджеры. – Харьков: Гуманитарный центр, 2008.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. - М., 1998.

Дафт Р. Л. Теория организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Де Джордж Р.Т. Деловая этика (в 2-х т.т.). - СПб.- М.: Ин-т «Экономическая школа»; Издательская группа «Прогресс», 2001.

Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, гл. 1.

Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности. // Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Дробницкий О.Г. Моральная философия.- М.: Гардарики, 2002.

Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. – М.: Экономика, 1991.

Ильина А. Работа не для вас // газета «Труд» за 14 октября 2009 г. (рейтинг всех видов дискриминации при приеме на работу в России)

Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.

Кант И. Лекции по этике, гл. YШ, параграф 12 («О светских добродетелях»).

Кант И. О добродетелях обхождения// Приложение к «Метафизике нравов».

Кант И. О поговорке «Может быть это и верно в теории, но не годится для практики» //Собр. соч. в 8 тт. Т. 8. – М.: Чоро, 1994.

Карпов М.М. Смысл жизни человека. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1994.

Келлерман Б. Когда лидеры должны извиняться и когда не должны//Harvard Business Review, 2006, август.

Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

Красовский Ю.Д. Социокультурные основы уравления бизнес-организацией. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Куликова Н.Н., Медзгова Я. Этика утилитаризма и современная борьба идей. – М.: Изд-во УДН, 1986.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. – М.: Дело, 2001.

Менеджмент. – М.: Олимп-Бизнес, 1999. (Серия «Мастерство»)

Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер. // Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992 (или: Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект Пресс, 2000).

Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М, Дело, 2000.

Принятия решений теории // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

Прикладная этика // Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., 2001.

Прокофьев А.В. Концептуализация понятия «общественная мораль»: некоторые проблемы и трудности // Вопросы философии, 2008, № 3.

Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. – Харьков: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005.

Сен А. Развитие как свобода. – М.: Новое издательство, 2004. Гл. 10. Культура и права человека.

Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта: Наука, 2007.

Скрипник А.П. Этика. – М.: ПРОЕКТ, 2004.

Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. – М., 2007.

Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. – М.: Вост. Лит., 2004.

Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества. - Вопросы философии, 2003, № 11.

Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. - М., 2006.

Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

Фромм Э. Человек для самого себя. // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.

Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. – М.: Гнозис, 1994.

Хёффе О. Справедливость. Философское введение. – М.: Праксис, 2007.

Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. – М., 1995.

Цемме Х.В. Современный этикет на все случаи жизни. – М.: Гелеос, 2008.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. М.: СПб.: ПИТЕР, 2002.

Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. - М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000.

Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. – М.: МИРОС, 1994.

Этика. Учебник для философских ф-тов вузов (под ред. А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубко).

Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова. М., 2001.

Дополнительная:

Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. – М.: Эксмо, 2006.

Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR. – СПб.: Питер, 2004. Гл. 8 и 13.

Альбрехт С., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. СПб.: Питер, 1995.

Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М.: ИФРАН, 1995.

Арендт Х. Vita aktiva, или о деятельной жизни. - СПб., 2000.

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2005.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – Л., 1990.

Бакштановский В.И., Согомонов.Ю.В. Прикладная этика: опыт университетского словаря. - Тюмень: НИИ прикладной этики ГНГУ; Центр прикладной этики, 2001.

Белланже Л. Переговоры. – СПб., 2002.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – М.: РОССПЭН, 1998.

Василенко И.А. Политические переговоры. – М., 2006.

Векслер А., Тульчинский Г. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. – М.: Вершина, 2006.

Гусейнов А.А. Философия, мораль, политика. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.

Джей Р. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы. / Рос Джей, Ричард Темплар. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Захаров Н.Л. Бизнес в России. Специфика управления. – М.: Вершина, 2006.

Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. -Ростов н/Д: изд. Центр «Март», 2000.

Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. – М.: Праксис, 2007.

Кашников Б.Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России.- Великий Новгород, 2004.

Кирхлер Э., Шротт А. Принятие решений в организациях // Психология труда и организационная психология; т.; /Пер. с нем. – Х.: Гуманитарный центр, 2004.

Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. – М., 1980.

Коновалова Л.В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). – М.: ИФ РАН, 1998. Введение, I Леди-бизнес. / Сост. И.В.Алехина. – Ярославль: Золотой фонд, 2004.

Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха, М, ЭКСМО, 2006.

Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.

Межличностное общение. Хрестоматия. – СПб., 2001.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987.

Морган Г. Имиджи организации: Восемь моделей организационного развития. – М.: Вершина, 2006.

Найт Ф.Х. Этика конкуренции. – М.: ЭКОМ Паблишерз,2009.

Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25 / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004.

Организационное поведение. Хрестоматия. – Самара: Бахрах- М, 2006.

Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. Избр. Труды. – М.: Смысл, 2007.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. - М.: Дело, 2000.

Персональные данные сотрудников: что может разглашать работодатель? // Российская газета, 10 ноября 2009 г.

Пиз А. Язык жестов. – Воронеж, 1992.

Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Мн., 1999.

Политическая и экономическая этика. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Прикладная этика. Уч. Пос./Под общ. Ред. И.Л.Зеленковой. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

Психология делового общения. Хрестоматия. – Самара, 2006.

Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. Часть I, гл. 1 и 2.

Рих А. Хозяйственная этика. - М.: Посев, 1996.

Ролз Дж. Теория справедливости. - Новосибирск, 1995.

Сабат Э.М. Бизнес-этикет. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. - М., 1997.

Сен А. Развитие как свобода. – М.: Новое издательство, 2004.

Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. –М.: «Канон+», «Реабилитация», 2009.

Спивак В.А. Организационное поведение. – М.: Эксмо, 2007. Тема 1 (факторы, способствующие девиантному поведению; мошенничество; саботаж).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ « О персональных данных»

Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М.: Финансы и статистика, 1989.

Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Шепель В.М. Управленческая этика.- М.: Экономика, 1989.

Ягер Джен Деловой этикет. - М., 1994.

Якокка Ли. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.

IV. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Наши рекомендации