Ответственность за другого
Теперь, когда мы осознали истинную ответственность за самого себя, рассмотрим пристальнее ответственность за другого человека.
Ответственность за другого человека начинается с доверия - к себе самому и к тому, за кого мы отвечаем. Безответственность коренится в неспособности человека доверять себе и другому.
Мы помним: доверие - это не только надежда на других, это еще и вера в самого себя, в способность самостоятельно справляться с собственными побуждениями и нуждами. Чувство доверия к миру - это начало личности и основа гармоничного взаимодействия с людьми, истоки умения присоединяться к людям и одновременно выделять себя как личность.
Если мы излишне контролируем человека, отношения строятся на зависимости или излишней привязанности. Если демонстрируем холодность, тот, кто с нами в одной завязке, станет «отдаленным» или слишком независимым. Специалисты советуют: необходимо научиться соблюдать баланс между близостью и отдаленностью. Неумение достичь этой сбалансированности может повлечь за собой серьезные эмоциональные проблемы в общении.
Чувство ответственности за свое поведение развивается, когда человек имеет возможность контролировать свое поведение в общении с другими. При этом главной неосознанной потребностью становится борьба за свою автономию. Человек обычно проявляет поразительную находчивость. Он всегда борется за право иметь собственный выбор. Ведомый учится самостоятельности и самоконтролю у ведущего. Поэтому, если вы считаете себя главным во взаимоотношениях, важно не переусердствовать: оставаться твердым в своих требованиях и в то же время позволять тому, за кого вы в ответе, проявлять самостоятельность. Сверхтребовательность к тому, за кого вы отвечаете, или стремление сделать то, что самому человеку под силу, развивают у вашего подопечного нерешительность и неуверенность - начала безответственного отношения к самому себе.
Если человек научился контролировать себя слишком сильно, он может приостановиться в своем личностном развитии и в результате попытается излишне контролировать жизнь других людей. Слишком слабый контроль ведет к неорганизованности, безответственности. Главная трудность здесь - нахождение адекватного баланса между слабым контролем и сверхконтролем. Если человек не научится соблюдать приемлемый баланс между организованностью и разбросанностью, между лидерством и подчинением, ему трудно быть ответственным как за себя самого, так и за других.
Человек может действовать под влиянием возникающих чувств и желаний. Среди них есть и чувства, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями социума.
Если человека слишком много стыдят, он может превратиться в замкнутого, нерешительного или, наоборот, бесстыжего. Куда полезнее проявить спокойную настойчивость и терпение, имея в виду: возможности сознательно управлять своим поведением есть у каждого. Гораздо безопаснее опираться на важное для каждого чувство симпатии к людям: человек всегда стремится получить от другого похвалу, ласку, огорчается, если им недовольны. Поэтому каждый в глубине души своей стремится быть признанным, настойчиво добивается положительных эмоций.
Если человек становится упрямым, то это потому, что он чувствует свои возросшие возможности и поэтому стремится отделить себя от других людей, пытается реализовать свое желание быть свободным, использовать свое право выбора, обрести самостоятельность. Это важные шаги в развитии ответственности. Рассмотреть их и поддержать очень важно, если мы учимся истинной ответственности за другого человека.
Характер и степень чувства автономии, самостоятельности, которые мы можем сформировать у своих подопечных, во многом зависят от их чувства собственного достоинства, независимости, самостоятельности. Для того, кто с нами рядом, важны не слова и даже не отдельные наши поступки, а наша собственная жизненная позиция: кто мы - уверенные в себе люди, или в душе нашей живут тревога, озлобленность, внутренняя раздвоенность.
Если мы хотим научиться истинной ответственности за другого человека, важно позволить ему - другому - проявить инициативу и самостоятельность. Опираться лучше не на контроль и наказание, а на активизацию самосознания человека - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Мы помним: основу человеческого самосознания составляют имя собственное, самооценка, притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), отношение к правам и обязанностям[96].
Если человек осознает себя как некую самоценную индивидуальность, то он проявляет активный интерес к своему прошлому, настоящему и будущему, полон благих намерений и стремится быть хорошим по отношению к другим людям уже сегодня. Кроме того, он все больше учится ответственности, стремится к исполнению своих обязанностей и пользуется своими правами. Именно поэтому он осознает значение и важность требований, обязанностей и правил поведения, предъявляемых к его поведению.
Самосознание развивается благодаря тому, что у человека развивается способность осознавать себя, свое поведение, отношение людей к его персоне. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, поэтому важно благосклонно оценивать любые достижения человека, относиться с пониманием к его неудачам, помогать осознавать свои положительные качества и возможности, прощать ошибки.
В общении с другими человек стремится к самоутверждению, поэтому важно заботиться о том, чтобы в общении с вами другие чувствовали себя уважаемыми.
Чувство самоуважения может переплетаться с виной, которая сопутствует возрастающей самостоятельности. Вина и стыд - важные социальные регуляторы. Но излишняя интенсивность этих эмоций является источником многих проблем как в детстве, так и во взрослой жизни. Поэтому так важно научиться сочетать твердость и требовательность с терпимостью, готовностью понять и простить. В противном случае мы сформируем у наших подопечных установки, которые сначала будут причинять боль им самим, а позже обратятся против других, и в первую очередь против нас самих.
Чувство вины - одно из самых невыносимых. Под его давлением многие пытаются стать абсолютно хорошими или, наоборот, абсолютно плохими. Оба этих полюса неконструктивны. Первые могут стать мучителями из благочестивых побуждений, а вторые попадут под влияние авторитетов, которые не всегда научат наших детей благим намерениям.