Поступила в редакцию 14.VII 1986 г.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В УКРАИНСКОЙ ССР1
Л. Н. ПРОКОЛИЕНК
История украинской психологической мысли имеет свои прочные традиции, истоки которых восходят к дооктябрьскому периоду ее развития. В университетах Украины преподавательскую и научно-исследовательскую работу осуществляла плеяда крупных прогрессивных ученых. Достаточно назвать такие широкоизвестные имена, как А.А. Потебня, Н.Н. Ланге, Г.И. Россолимо, С.А. Ананьин, Г.И. Челпанов, И.А. Сикорский и др.
Великая Октябрьская социалистическая революция не только не прервала развитие этой яркой традиции, она положила начало ее качественно новому этапу. С этого момента по всей нашей стране, в том числе и на Украине, начинается коренная перестройка психологии на базе марксистско-ленинской методологии, открывшей неограниченные горизонты для плодотворного и интенсивного развития всех отраслей психологической науки.
Уже в первые послеоктябрьские годы развертывается научная и практическая деятельность ряда молодых психологов и педагогов, которые впоследствии внесли крупный вклад в становление и развитие советской психологической науки, стали ее ведущими деятелями. К ним прежде всего следует отнести А.С. Макаренко, творческое наследие которого вошло неотъемлемой составной частью в социально-психологическую теорию коллектива, в марксистско-ленинскую теорию воспитания, включая ее психологические основы. Значительный вклад в их разработку внесли такие видные украинские психологи, как Г.С.Костюк, А.С.Залужный, А.Н.Раевский, Д.Ф. Николенко и ряд других. Теоретико-методологический фундамент советской психологии пополнялся в этот период работами харьковской школы психологов, среди которых были А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др. В этом направлении в Одессе вел исследования С. Л. Рубинштейн. Несколько позже развернулась плодотворная исследовательская деятельность П. И. Зинченко, положившая начало становлению харьковской школы психологов, занимающейся исследованием проблем памяти (С.П. Бочарова, Г.К. Середа, Г.В. Репкина и др.). В развитии прикладных отраслей психологии заметную роль сыграл Украинский институт труда, организованный в Харькове в 1921 г. В нем работали Ф.Р. Дунаевский, Ю.М. Сыркин, П.М. Рубинштейн, З.И. Чучмарев и др. Крупной вехой в развитии психологической науки на Украине явилось создание в октябре 1945 г. в Киеве Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения УССР. Сосредоточив в своих стенах научные силы в области детской и педагогической психологии, институт стал вместе с тем координирующим центром психологических исследований в республике.
Работа НИИ психологии УССР неотделима от научной деятельности и творческого наследия его организатора действительного члена АПН СССР Г.С. Костюка, возглавлявшего институт в течение первых 27 лет его существования. Исследования Г.С. Костюка по теории и методологии психологической науки, а также в области детской и педагогической психологии (в особенности по проблеме соотношения воспитания, обучения и развития) вошли в золотой фонд советской психологии, получили мировую известность2. Они служили и служат идейными истоками творческой деятельности многих его участников и сотрудников (П.Р. Чамата, И.Е. Синица, Б.Ф. Баев, Н.К. Балацкая, Е.А. Милерян, Т.В. Косма, Н.Е. Малков, А.И. Жаворонко, Л.Н. Проколиенко, А.В. Скрипченко, Р.X. Шакуров, В.А. Моляко, Н.М. Стадненко, В.К. Котырло, С.Д. Максименко, А.Т. Губко, М.И. Алексеева, Е.И. Машбиц, Г.А. Балл, М.С. Горбач, Б.А. Федоришин, М.В. Вовчик-Блакитная и др.).
В настоящее время НИИ психологии УССР имеет в своем составе 13 научно-исследовательских лабораторий, в которых трудятся более 140 научных сотрудников, разрабатывающих актуальные вопросы детской и педагогической психологии. Творческие контакты с ними поддерживают около 100 психологов, работающих в университетах, пединститутах и других вузах республики, а также десятки психологов-практиков, занимающихся научной организацией труда на различных предприятиях и в учреждениях.
За 70 лет активной исследовательской деятельности психологи Украины вели целенаправленный поиск в области теоретико-методологических аспектов психологической науки. Сегодня эти исследования проводятся в лаборатории методологии и теоретических проблем психологии, возглавляемой с 1983 г. автором статьи. Лаборатория исследует актуальные проблемы формирования гармонично развитой личности, разрабатывает пути педагогического руководства ее становлением. В тесном контакте с другими подразделениями института в лаборатории изучаются основные стадии и важнейшие закономерности процесса развития личности, прослеживается взаимодействие в этом процессе биологических и социальных факторов, взаимосвязь внешних воздействий и собственной активности субъекта, соотношение в этой активности репродуктивных и творческих компонентов. Сотрудники лаборатории изучают психологические предпосылки становления разумных потребностей личности, формирование ее духовной, в том числе мировоззренческой, культуры. Специальное внимание уделяется анализу художественно-эстетического развития личности.
Результаты проведенных исследований в указанных направлениях нашли отражение в ряде статей и подготовленной к печати коллективной монографии «Психологические проблемы развития личности».
В лаборатории изучается также психологическая структура деятельности учителя, профессионально значимых личностных свойств и их влияние на особенности педагогического общения. Исследование этих вопросов направлено на совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе и подготовки педагогических кадров.
Важное значение для развития методологии психологических исследований будет иметь выход в свет избранных трудов Г.С. Костюка, подготовленных к печати сотрудниками лаборатории для издательств «Педагогика» и «Радянська школа».
Кроме сотрудников указанной лаборатории исследования методологического характера осуществлялись и другими психологами Украины. Это работы Н.И. Рейнвальд (методологические вопросы исследования личности), А.Н. Ткаченко и В.А. Роменца (теоретико-методологические проблемы историко-психологического процесса и развития категориального аппарата психологии), С.Д. Максименко (проблема метода в возрастной и педагогической психологии), С.П. Бочаровой (методологические проблемы исследования памяти) и др.
Видное место в изучении методологических проблем занимают исследования, проводимые в лаборатории психологии пропаганды, которая была создана в институте в 1979 г. по инициативе ЦК ЛКСМ Украины (зав. лабораторией Н.Н. Слюсаревский). Главные усилия этой лаборатории сосредоточены на изучении психологических факторов и путей повышения эффективности комсомольского политпросвещения. В то же время сама логика проводимых исследований настоятельно требовала осмыслить их в более широком методологическом и теоретическом контексте.
Коллектив лаборатории внес заметный вклад в определение предмета, исходных принципов и понятийного аппарата психологии пропаганды как самостоятельной научной дисциплины.
Логическим акцентом проводимых исследований являются психологические проблемы организации взаимодействия пропагандиста и аудитории. Установлено, в частности, что эффективность влияния одной и той же политической информации на молодежную аудиторию зависит от общего стиля невербального поведения пропагандиста. Интересные результаты получены также в ходе изучения психологических характеристик аудитории, закономерностей познания и оценки молодыми людьми идеологической информации на политзанятиях и в условиях самостоятельной познавательно-оценочной деятельности. По результатам этих исследований созданы системные психологические портреты основных аудиторий комсомольской политсети, предложены методы формирования у молодежи умений самостоятельной работы с общественно-политическими текстами, намечены пути анализа на политзанятиях психологических механизмов принятия слушателями и «порождения» у них идеологических оценок в процессе общения.
Особое внимание уделялось контрпропагандистскому аспекту комсомольского просвещения. Несмотря на сравнительно непродолжительный срок разработки этой проблемы, уже изучены условия, показано влияние и роль личностных качеств на адекватную оценку молодыми людьми информации с различной идеологической направленностью, раскрыты предпосылки формирования у слушателей иммунитета к идейно чуждым влияниям.
В результате проведенных исследований созданы принципиально новые модели системного применения методов и форм политического просвещения в работе с различными социально-профессиональными категориями слушателей. На основе полученных экспериментальных данных намечены стратегические линии и конкретные пути совершенствования психолого-методической подготовки пропагандистских кадров. Так, разработаны деловые игры пропагандистов, прошедшие апробацию в Доме политпросвещения ЦК Компартии Украины.
Основные результаты исследований лаборатории отражены в коллективной монографии «Психология политической учебы» (авт. кол.: Т.К. Чмут, Н.Н. Слюсаревский, Т.Н. Малкова и др. Киев, 1985. 223 с), а также в ряде других публикаций. Готовится к печати психологический практикум для комсомольских пропагандистов.
Лаборатория осуществляет большую координационную работу по проблемам психологии пропаганды.
С проблемой воспитательного воздействия пропагандистской деятельности органически сочетаются исследования, проводимые лабораторией воспитания и социальной психологии (зав. лабораторией М.И. Боришевский). В лаборатории с позиций комплексного подхода осуществлено теоретико-экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания школьников подросткового возраста. В результате внесены уточнения в понимание структуры самосознания, его роли в нравственном развитии школьников данного возрастного периода, раскрыты функции самооценки и уровня притязаний в поведении развивающейся личности, показана роль социально-психологических ожиданий в общении и мотивации поведения, освещены особенности осознания подростками своего положения в коллективе сверстников, оценка собственного поведения и поведения окружающих, зависимость отношения подростков к учебной и общественно полезной деятельности от уровня самокритичности и ряда других качеств. Таким образом, получены данные о взаимосвязях между самосознанием подростка и спецификой его активности в различных сферах деятельности и поведения. Результаты исследования отражены в коллективной монографии «Психологические особенности самосознания подростка» (Киев, 1980).
В настоящее время совместно с психологами отдела психологии развития НИИ педагогической психологии АПН ГДР (зав. группой Г. Штаннидер) проводится исследование психологических закономерностей развития нравственных убеждений школьников. В этих исследованиях подтвердилась продуктивность применения системно-генетического подхода к изучению сложных образований в структуре нравственного сознания личности, в том числе и нравственных убеждений. Установлено, что наиболее очерченным периодом возникновения нравственных убеждений является конец старшего подросткового возраста, а этапом их формирования как целостной структурно-функциональной системы — ранняя юность. Результаты указанных исследований отражены в коллективной монографии «Развитие нравственных убеждений школьников» (Киев, 1986).
Заключительный этап исследований будет посвящен изучению психолого-педагогических условий формирования нравственных убеждений в юношеском возрасте. Основные результаты теоретического анализа и экспериментальные данные, полученные в итоге всех трех этапов исследования, позволят разработать систему целенаправленных воспитательных воздействий, обеспечивающих эффективное формирование нравственных убеждений.
Значительное внимание коллектив лаборатории уделяет внедрению полученных результатов в педагогическую практику. Так, в 1981 —1982 гг. были разработаны методические рекомендации и программа по моральному воспитанию учащихся IX—X классов, которые внедрены во всех средних общеобразовательных школах республики. В 1986 г. подготовлена к печати новая редакция программы, реализующая задачи по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, поставленные XXVII съездом КПСС и реформой общеобразовательной и профессиональной школы.
В связи с завершением в 1985 г. исследования социально-психологических условий успешного взаимодействия учительского и ученического коллективов, проводимого в лаборатории, подготовлены научно обоснованные предложения по организации психологического отбора кандидатов в педагогические учебные заведения: выделены профессионально значимые качества личности учителя и разработана методика их определения; обобщены материалы по «тактике» работы учителя с классом, способствующей формированию психологического контакта и эффективности психолого-педагогического взаимодействия.
Интенсивные и разноплановые исследования проводятся в лаборатории психологии трудового обучения и воспитания, которой недавно исполнилось 30 лет. Первым ее заведующим был Е.А. Милерян, известный советский специалист в области психологии труда и инженерной психологии. В 50—60-е гг. лаборатория разрабатывала проблемы построения технологической системы трудового обучения, формирования общетрудовых политехнических умений и навыков, психологии технического творчества, научной организации труда рабочих.
Широкую известность получили приборы, сконструированные под руководством Е.А. Милеряна. Они предназначались для профотбора летчиков, автомобилистов, моряков, учителей. Некоторые из них впоследствии использовались при отборе и тренировках наших первых космонавтов.
В настоящее время лабораторией заведует В.А. Моляко. Под его руководством были развернуты исследования по психологии технического творчества школьников и формированию у подрастающего поколения психологической готовности к труду.
Сотрудники лаборатории активно включились в разработку психологического обоснования реформы школы. Определены психологические основы организации воспитывающего производительного труда в школе и в межшкольных учебно-производственных комбинатах, формирования у школьников интереса к рабочим профессиям, готовности к труду в сфере материального производства, и в частности в сельском хозяйстве. Исследуются вопросы использования в трудовом обучении компьютеров и микрокалькуляторов, других технических средств обучения.
Разработана специальная система творческого тренинга (КАРУС), а также ряд аппаратурных методик исследования и тренажер. Механический конструктор (авторы В.А. Моляко и В.В. Рыбалко) в 1985 г. награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.
В основу всех этих исследований положена концепция о роли мыслительных стратегий в организации и реализации творческой деятельности как на профессиональном, так и на допрофессиональном уровне.
Лаборатория поддерживает активные творческие связи со специалистами по психологии труда, трудового обучения и воспитания в республике, стране и за рубежом, координирует соответствующие исследования кафедр педагогических вузов и других научных учреждений на Украине. За годы существования лаборатории сотрудниками опубликовано свыше 350 научных работ, среди которых значительное количество книг, монографий, учебных и методических пособий, в частности: Е.А. Милерян «Психология формирования общетрудовых умений»; пособие для учителей «Психологические вопросы трудового воспитания» (Киев, 1979); В.А. Моляко «Психология конструкторской деятельности» (М., 1983); В.А. Моляко «Психология решения школьниками творческих задач» (Киев, 1983) и др.
Исследование психологических вопросов профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы начато в НИИ психологии УССР в 1963 г. Основными направлениями исследований лаборатории за последнее десятилетие (зав. лабораторией Б.А. Федоришин) стала разработка не только прикладных, но и теоретических аспектов профориентации молодежи. Была создана система профконсультационной работы, включающая теорию и методику проведения психологической профконсультации, а также набор стандартизованных психодиагностических методов по изучению личности старшеклассника (профессиональной направленности, интересов, коммуникативных и организаторских склонностей, оперативной памяти, внимания и др.). В результате этого исследования опубликована коллективная монография «Профконсультационная работа со старшеклассниками» (под ред. Б.А. Федоришина. Киев, 1980).
В течение одиннадцатой пятилетки в лаборатории выполнялись комплексные исследования по темам «Профориентационная профессиография и ее реализация в системе профконсультационной работы со старшеклассниками», «Психолого-педагогические основы построения системы профориентационной работы с учащимися IV—VII классов общеобразовательной школы», «Психологические проблемы нравственного воспитания учащихся ПТУ», «Социально-психологические основы ученического самоуправления в ПТУ».
По итогам этих исследований представлены методические основы решения профориентационной профессиографии, разработаны по основным группам профессиональной деятельности профессиограммы различных профессий с выделением требований определенной деятельности к психологической сфере личности. Определены профильные структуры личности, отвечающие требованиям различных профессий.
Выделены основные психолого-педагогические условия формирования у учащихся активной профориентационной позиции в процессе проведения с ними воспитательной работы. Разработаны формы и методы профориентационной работы с учащимися IV—VII классов общеобразовательной школы, выявлена специфика данной работы в зависимости от возрастных особенностей учащихся, разработаны методы психологического изучения личности подростков классным руководителем в целях профконсультации.
Разработанные в лаборатории психологии профориентации и профтехобразования системы профинформационной и профконсультационной работы нашли свое применение в практике профориентационной деятельности, проводимой различными организациями (школами, УПК, лабораториями профориентации промышленных предприятий) на Украине и в целом по стране. В феврале 1984 г. постановлением Госкомтруда УССР было утверждено Положение о кабинетах профориентации на промышленных предприятиях. В данное положение были включены и рекомендованы к практическому использованию в работе с учащимися психодиагностические профконсультационные методики, разработанные в НИИ психологии УССР.
Ряд лабораторий НИИ психологии УССР строит свою проблематику в соответствии с возрастным принципом развития личности. К числу таких подразделений принадлежит прежде всего лаборатория психологии дошкольного воспитания (зав. лабораторией В.К. Котырло). Усилия сотрудников лаборатории в настоящее время сосредоточены на разработке трех актуальных проблем.
По первой из них — «Формирование гуманных чувств у детей-дошкольников в условиях общественного, семейного воспитания»— раскрыты психологические механизмы возникновения гуманных переживаний ребенка по отношению ко взрослым членам семьи и к сверстникам, обнаружена эмоциональная основа избирательности во взаимоотношениях детей-дошкольников, выделены основные показатели эмоциональных явлений в ходе их коммуникативной деятельности, выявлены закономерности развития гуманных чувств и особенности опосредования ими доступных дошкольникам форм нравственного поведения.
Результаты исследования показали, что несоответствие нравственных представлений дошкольников их поведению объясняется недостаточной эмоциональной насыщенностью взаимоотношений детей этого возраста со сверстниками и однонаправленностью эмоциональных проявлений в общении со взрослыми. В качестве основных факторов, повышающих нравственный уровень общения, выступают: воспитание у детей эмоциональной ориентации на другого человека в условиях дошкольного учреждения или семьи; обеспечение экспрессивной выразительности общения, позволяющей ребенку овладеть языком чувств как средством взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Разработанные в лаборатории пути формирования гуманных чувств у дошкольников, направленные на оптимизацию процесса воспитания у детей дошкольного возраста начал гуманизма в детском саду и в семье, показали, что повышению эффективности этого процесса служат активизация форм сопереживания, сочувствия, организация совместной деятельности детей, стимулирующей эмпатийные проявления по отношению друг к другу» моделирование нравственных ситуаций в ходе сюжетно-ролевых игр, повышение культуры общения взрослых, в частности педагогических работников, с детьми, обогащение нравственного эмоционального опыта взаимоотношений дошкольников на основе введения нравственных правил, регулирующих эти взаимоотношения.
Результаты исследования данной проблемы освещены в учебном пособии для дошкольных работников «Воспитание гуманных чувств у детей», которое будет издано в 1987 г., в книге «Детский сад и семья» (Киев, 1984), а также в ряде новых вариантов программы воспитания в детском саду (1985) и, наконец, в «Программе и методических рекомендациях морально-этического воспитания детей дошкольного возраста» (Киев, 1981).
По второй проблеме — «Психологические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей шестилетнего возраста в условиях дошкольного учреждения» — разработаны теоретические основы дифференцированного обучения детей в условиях детского сада, обоснованы критерии и показатели уровней развития психологической готовности детей к школе, для практических работников смоделированы диагностические процедуры определения уровней и создана типология групп детей с целью дифференциации воспитательных воздействий. Все это позволило осуществлять индивидуальный подход в процессе подготовки ребенка к школе. Методические рекомендации для воспитателей, подготовленные по результатам исследования данной проблемы, одобрены Министерством просвещения УССР и рекомендованы для внедрения в практику.
Внедрение методических разработок лаборатории осуществляется в 25 дошкольных учреждениях городов и сел республики. Отклики на них практических работников нашли отражение в 8 статьях, опубликованных в 1984— 1985 гг. в журнале «Дошкiльне виховання». Разработки были представлены 3 докладами на ВДНХ СССР и отмечены одной серебряной и двумя бронзовыми медалями, а лаборатория — Дипломом II степени. Под руководством лаборатории подготовлены и представлены на ВДНХ СССР материалы базового детского учреждения № 328 по внедрению в практику методических разработок лаборатории. Они отмечены бронзовой медалью и Дипломом ВДНХ СССР.
По третьей проблеме — «Психолого-педагогические аспекты организации воспитательного процесса в комплексе «школа — детский сад»— определены условия, способствующие оптимизации учебного процесса. В ходе экспериментального исследования установлено, что для развития положительных взаимоотношений детей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно использовать их совместную трудовую и игровую деятельность.
По заданию МП УССР с 1978 г. в институте функционирует лаборатория детей 6-летнего возраста, в которой исследовалась проблема «Динамика психического развития детей 6-летнего возраста в процессе их систематического обучения» (зав. лабораторией С.Л. Коробко). Исследование проводилось в четырех регионах республики. Полученные данные позволили уточнить возрастные особенности 6-летних детей и провести психологический анализ экспериментальной дидактической системы, ее содержания, методов и форм организации обучения и воспитания шестилеток. Установлено, что к шести годам уровень развития детской личности, ее психологических качеств и психических процессов достаточен для учебной деятельности в условиях экспериментального обучения. Однако у детей этого возраста еще не сформированы мотивы учения, готовность к восприятию различных воспитательных воздействий. Материалы исследования позволяют считать перспективной такую организацию процесса обучения в этом возрасте, при которой дети включаются в коллективно-распределенную деятельность с элементами игровой мотивации.
Своеобразным тематическим продолжением описанных выше исследований являются работы сотрудников лаборатории психологии формирования личности младшего школьника, созданной в 1983 г. (зав. лабораторией И.Д. Бех). Проблематика исследований лаборатории непосредственно вытекает из практических задач совершенствования процесса нравственного воспитания младших школьников, предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Коллектив лаборатории осуществляет комплексное исследование «Психологические условия формирования общественной направленности личности младшего школьника в процессе учения и труда». В нем ведется поиск оптимальных условий соединения обучения и общественно полезного труда как фактора нравственного воспитания младших школьников, предпосылок нравственного развития учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной и трудовой деятельности. Установлено, что учебные достижения, соединяясь с производительным трудом, превращаются в начальные мировоззренческие представления детей, а труд при этом приобретает для школьников общественно значимый смысл.
Получены данные, свидетельствующие о том, что часть детей этого возраста способна не только осознавать содержание своей деятельности, но и те свойства, которые в ней формируются и определяют ее результативность. В процессе специального обучения происходит развитие самосознания: рост количества адекватных самооценок и способов самоконтроля, с помощью которых достигается нужный результат в работе, увеличение роли межличностных отношений с товарищами.
В ходе исследования обнаружено, что на этапе младшего школьного возраста дети существенно отличаются между собой умением давать прогностическую оценку будущего результата, проявлять усердие и инициативу, вносить коррективы в промежуточный и конечный результаты, объективно оценивать достижения. Выяснилось, что оптимальными условиями организации деятельности, повышающими показатели ценностного отношения к результату учения и труда, следует считать такие, при которых младшие школьники осознают мотив своих действий, научаются давать конкретную оценку своих действий, умеют выделить в результате значимые ценности.
Установлено, что средством изменения смысла цели или формирования сознательного отношения к ней является повышение моральной самооценки (самооценки сознательности) ребенка. Такое повышение достигается посредством завышенной («авансированной») оценки его сознательности со стороны взрослых. Выделены уровни развития мотивации у младших школьников в системе учебно-трудовой и общественно полезной деятельности, выявлены психологические механизмы осуществления переноса положительной мотивации в этой системе, определены пути целенаправленного переноса мотивации из одной деятельности в другую.
Весьма актуальным для современной школы проблемам посвящены исследования сотрудников лаборатории психологии трудновоспитуемых подростков, созданной в 1975 г. (зав. лабораторией В.А. Татенко). Коллективом проведено комплексное изучение психологических особенностей учащихся с отклоняющимся поведением. С позиций педагогической психологии рассмотрены основные факторы трудновоспитуемости, разработана теоретическая модель типичных отклонений в развитии нормативных компонентов сознания и деятельности подрастающей личности, апробированы методы психологической диагностики и коррекции нарушений в развитии мотивов поведения, проявлений безответственности, неисполнительности, недоверия учащегося к педагогу, неадекватности самооценки, стереотипов негативного поведения, вредных привычек у подростков. Проанализирована зависимость нормативного поведения от индивидуальных особенностей развития личности, акцентуаций характера.
По результатам работы коллектив лаборатории подготовил следующие публикации: «Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися» (Киев, L981), «Психологические особенности подростков и следственная практика» (Киев, 1982), «Трудный подросток: причины и следствия» (Киев, 1985). В настоящее время ведется работа по созданию методического пособия для практических работников народного образования, учебного пособия для студентов педагогических вузов, методических рекомендаций по профилактике и коррекции вредных привычек, в частности ранней алкоголизации.
Разработанные сотрудниками методические приемы и рекомендации практически используются в психологической консультационной службе для педагогов и родителей при решении вопросов профилактики, диагностики и коррекции проявлений недисциплинированности, нарушения моральных и правовых норм.
Начиная с середины 70-х гг. сотрудниками лаборатории психологии обучения (зав. лабораторией С.Д. Максименко) выполнен ряд теоретических и экспериментальных исследований в рамках разрабатываемой концепции деятельностного опосредствования личностного развития школьника в процессе обучения. Раскрыто современное состояние проблемы метода в науке, описана система методологических понятий, сложившихся в марксистской философии и психологии, показано становление основных методов исследования в отечественной и зарубежной психологии, определены их функции как методологическая экспликация деятельностного подхода к изучению психики, рассмотрен генетико-моделирующий метод.
Важные в научном отношении результаты были получены сотрудниками лаборатории при изучении широкого круга актуальных проблем педагогической психологии. Выявлены психологические условия перехода в младшем школьном возрасте к саморегулируемым формам учения на основе присвоения смысловой стороны контроля, определена связь самостоятельности и инициативности как качеств личности с уровнем сформированности активного мыслительного поиска, установлена роль наблюдательности как устойчивой характеристики в структуре личности учащегося и намечены пути развития наблюдательности с целью повышения эффективности учебной деятельности. Сотрудниками лаборатории разрабатывалась проблема формирования общественно значимой направленности личности, зависимость развития школьников и формирования обобщенных способов их деятельности и их влияние на мотивацию учения. Разработаны и апробированы новые методы повышения воспитательной эффективности уроков литературы, психологические особенности формирования нравственной позиции старшего школьника в процессе обучения.
Важное место в исследованиях лаборатории занимает изучение психологических особенностей коллективных форм организации учебной деятельности школьников (на материале изучения естественно-математических дисциплин в старших классах общеобразовательной школы), разработан кооперативно-динамический подход к анализу процесса коллективной деятельности, который был положен в основу конструирования содержания, методов и организационных форм обучения коллективной деятельности. Исследуются также психологические предпосылки оптимизации педагогического общения, в частности его перцептивного компонента.
В последнее время сотрудниками лаборатории изучаются психолого-педагогические основания построения методики исследования типов ошибок в обобщении, проанализирована взаимосвязь украинского и русского языков в школьной программе, построена методика, направленная на эффективное усвоение близкородственных языков, разрабатываются пути повышения адекватности восприятия учителем личности учащегося, изучаются когнитивные стили личности школьников в качестве фактора, влияющего на эффективность различных типов обучения. Результаты исследований проходят апробацию в практике школы.
Основные результаты исследований сотрудников лаборатории за последние годы нашли свое отражение в коллективных монографиях «Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе» (Киев, 1983), «Психологическая наука и педагогическая практика» (Киев, 1983). Подготовлены также методические пособия и рекомендации «Психологические основы повышения эффективности методов обучения», «Развивающие возможности современного урока» и «Изучение психики школьника в процессе обучения».
В лаборатории специальной психологии (зав. лабораторией Н.М. Стадненко) разрабатываются проблемы повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в специальных школах.
В течение ряда лет изучаются особенности развития мышления умственно отсталых школьников. В частности, выявлялись психологические условия, способствующие совершенствованию коррекции недостатков этого процесса у олигофренов в процессе школьного обучения. Результатом этого исследования явились: монография «Особенности мышления учащихся младших классов вспомогательных школ» (Киев, 1980), оригинальная программа диагностического класса, по которой работают специальные классы в УССР, пособие для воспитателей дошкольных учреждений по умственному развитию, которое получило Республиканскую премию Министерства просвещения УССР.
С 1976 по 1980 г. в лаборатории разрабатывалась комплексная проблема формирования положительного отношения к учебно-трудовой деятельности учащихся вспомогательных школ. В разработке проблемы участвовали также педагоги-практики вспомогательных школ. Экспериментом было охвачено большое количество учащихся вспомогательных школ Украины. Установлено, что качество отношения к учебно-трудовой деятельности учащихся в значительной мере определяется формой организации трудового обучения. Производственное обучение, выход учащихся на производство является наиболее продуктивной формой обучения. Одновременно установлено, что педагогическая оценка может стать мотивом положительного отношения к учебно-трудовой деятельности у олигофренов. Однако для этого она сама должна выступать предметом формирования адекватного понимания ее учащимися.
Исследователями разработаны практические рекомендации по воспитанию у учащихся вспомогательных школ положительного отношения к обучению и труду.
С 1980 г. начата разработка проблемы психологической диагностики умственной отсталости. Тема разрабатывается в сотрудничестве с АПН СССР согласно договору о научном сотрудничестве с НИИ детской психологии и патопсихологии ЧССР.
Актуальность проблемы определяется отсутствием стандартизованной методики изучения интеллектуального развития детей с целью отграничения олигофрении от сходных состояний. Предупреждение ошибок в комплектовании существующей у нас в стране широкой сети специальных школ требует разработки такой методики.
Результатом большой экспериментальной работы стала диагностическая методика, которая содержит в себе набор проб-заданий с объяснением критериев оценки выполнения, различных мер помощи. Методика апробирована на большом экспериментальном материале и в настоящее время широко используется в работе областных и республиканских медико-педагогических комиссий.
По распоряжению Министерства просвещения УССР в лаборатории создана группа для изучения детей с задержкой психического развития. Этой группой проведено исследование мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития. Результаты его использованы при составлении методики изучения умственного развития детей старшего дошкольного и школьного возраста.
Проведено комплексное исследование взаимозависимости мышления и речи у глухих и слабослышащих детей. Установлены значительные возможности развития мышления и речи у таких детей при специальной организации воспитательно-образовательного процесса. Выявлено, что результативность данного процесса находится в прямой зависимости от учета индивидуальных и возрастных особенностей детей с нарушениями слуха. Найдены условия эффективного развития логического мышления у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста.
Лабораторией проводится большая работа по оказанию помощи практикам: создаются оригинальные программы, учебники для специальных школ Украины. При лаборатории успешно функционирует Республиканская медико-педагогическая комиссия, в задачу которой входит рассмотрение наиболее диагностически трудных, конфликтных случаев и консультирование населения.
В 1974г. в институте организована лаборатория психофизиологии (зав. лабораторией А.М. Карпухина). Ее сотрудники разрабатывают методы оценки, контроля и регуляции психофизиологического состояния операторов с использованием системы биологически активных точек кожи (БАТ). Ими разработаны 4 вида аппаратуры для реализации применяемых методик регуляции психофизиологического состояния. На базе лаборатории создан Межведомственный научно-координационный совет по проблеме «Оценка, контроль и регуляция ПФС операторов на основе БАТ».
В октябре 1985г. в институте открыта лаборатория семейного воспитания (зав. лабораторией М.И.Алексеева). Внимание исследователей сосредоточено на изучении воспитательной функции общения в семьях различного социально-психологического типа, влияния нравственно-психологических, когнитивных и эмоциональных сторон внутрисемейного общения и взаимодействия на формирование социально значимых черт личности учащихся различного возраста.
Главные направления исследований украинских психологов на двенадцатую пятилетку определяются решениями XXVII съезда КПСС и имеют своей целью психологическое обеспечение реформы школы. Фундаментальное значение имеет дальнейшая разработка теоретических и методологических основ психологии, в рамках которых запланировано несколько монографических исследований, посвященных проблемам формирования всесторонне и гармонично развитой личности, характеристике периодов ее развития, а также психологической структуре педагогической деятельности. Анализу психологических основ повышения эффективности воспитания учащихся и психолого-педагогических условий развивающего и воспитывающего обучения посвящены усилия психологов как НИИ психологии УССР, так и ряда педвузов республики. По-прежнему в центре внимания остается изучение психологических проблем трудового воспитания и профориентации учащихся в условиях научно-технического прогресса.
Одним из наиболее актуальных направлений исследования в русле реализации реформы школы является изучение и использование компьютеров в учебном процессе. В НИИ психологии УССР запланировано исследование психологических условий и принципов компьютеризации обучения, которое найдет свое завершение в монографии и учебном пособии.
Разработка этих комплексных тем направлена на дальнейшее сближение психологической науки и педагогической практики. Результаты исследований украинских психологов в двенадцатой пятилетке призваны внести весомый вклад в теорию формирования, обучения и воспитания личности и явятся психологическими предпосылками для более эффективной перестройки учебно-воспитательного процесса и ускорения реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Главную задачу мы усматриваем не только в том, чтобы укрепить союз психологической науки с практикой. Основное внимание должно быть сосредоточено на комплексных исследованиях, позволяющих всесторонне изучить объект с позиций разных наук. Для этого необходимо обеспечить неразрывную связь психологических исследований с дидактическими и методическими, преодолеть наметившийся в последние годы разрыв между психологическими теориями, перейти подлинно к психолого-педагогическим исследованиям, глубже проанализировать связь между теорией и практикой, выделить промежуточные звенья, трансформирующие научное знание в инструментарий деятельности педагога. Таким примером может быть проблема обучения. В свете новых требований особое место принадлежит проектированию обучения. Несмотря на наличие большого числа психологических исследований исключительную актуальность еще и сегодня приобретает психологический анализ учебной и обучающей деятельности под углом зрения их проектирования. По нашему мнению, требуют пересмотра основные понятия, описывающие деятельность и взаимодействие учащихся и педагога, разработка новых линий анализа этих деятельностей и новых подходов к психологическим теориям учения и обучения. Эти теории должны строиться в тесной взаимосвязи и должны допускать технологизацию, которая является одним из важнейших промежуточных звеньев между теорией и школьной практикой. Подобно тому как законы физики не могут быть непосредственно использованы на промышленном предприятии, минуя соответствующую технологизацию, так и установленные психологические закономерности не могут непосредственно быть использованы в учебном процессе, не будучи преобразованы в соответствующую технологию обучения. В наших исследованиях эта проблема фактически не ставилась.
Решение поставленных задач требует совершенствования сложившихся форм исследовательской деятельности. В нашей республике по наиболее актуальным проблемам обучения созданы комплексные программы. В их реализации психологам отведена большая роль; они сотрудничают с дидактами и методистами. Кроме того психологи республики принимают активное участие в разработке комплексных программ АПН СССР. Все это создает предпосылки для взаимодействия между коллективами исследователей, обеспечивает выработку единой научной концепции, согласованность методик и способов интерпретации экспериментальных данных.
Данная форма взаимодействия в такой же мере касается стратегии разработки других актуальных проблем психологической науки. Результаты исследований украинских психологов в двенадцатой пятилетке призваны внести весомый вклад в теорию формирования, обучения и воспитания личности, в перестройку учебно-воспитательного процесса и ускорение реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Поступила в редакцию 14.VII 1986 г.