Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 4 страница
В.Ф. Пирожков, М.Ю. Кондратьев
Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура Г. м., их состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие, и т.п. экспериментально исследуются социальной психологией, в частности, школой "групповой динамики". Особенностью, отличающей Г. м. от сложных и больших групп, является ее относительная "структурная простота". Это означает, что в Г. м. имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать нескольких десятков человек (например, сплоченная группа туристов). Если же внутри занятой какой-либо деятельностью Г. м. появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать вводимые этими лидерами нормы и ценности, то такая Г. м. становится структурно сложной и нередко распадается на две или более Г. м. Новые Г. м. вступают между собой в межгрупповые отношения и могут развиваться независимо одна от другой (например, многочисленные группы по интересам внутри одного учебного подразделения). Если Г. м. занята социально ценной и значимой для всех ее членов совместной деятельностью, опосредствующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высокого уровня развития.
Л.А. Карпенко
Группа неформальная (неофициальная) — реальная или условная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической цели. Г. н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри официальных групп. Их интересы могут иметь как профессиональную, так и внепрофессиональную направленность (например, различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Официальные группы, сохраняя все свои характеристики, одновременно могут обладать лучшими свойствами Г. н. (тесными дружескими контактами, дружелюбностью и взаимной симпатией, готовностью к содействию и взаимопомощи), что укрепляет и обогащает их функционирование. Существуют также условные неформальные группы, представляющие собой объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся.
Л.А. Карпенко
Группа реальная (в социальной психологии) — неограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная различного рода реальными отношениями (например, школьный класс, рабочая бригада, воинское подразделение, семья и т.д.). Наибольшей по величине Г. р. является человечество как историческая и социальная общность, объединенная, не смотря на все различия между странами и народами, экономическими, политическими, духовными и иными связями. Наименьшей Г. р. является диада, т.е. два взаимодействующих индивида.
Л.А. Карпенко, А.В. Петровский
Группа референтная [лат referens — сообщающий] — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении. Г. р. выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивирующем влиянии Г. р., выступающей в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная проявляется в перцептивных процессах: Г. р. выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Нередко нормативные и сравнительные функции выполняются одной и той же группой. Выделяют также "положительные" и "отрицательные" Г. р. К "положительным" относят те Г. р., с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых ему хотелось бы стать. К "отрицательным" относятся Г. р., вызывающие у индивида неприятие и протест. У каждого человека обычно имеется значительное число Г. р., что связано с разнообразием его интересов, различными видами деятельности, в которые он включен, с его планами, мечтами, желаниями. Большое влияние на выбор Г. р. оказывает также возраст, например, для подростков это могут быть клубы, спортивные секции, дворовые компании, музыкальные ансамбли; в негативном варианте — асоциальные и даже криминальные группы. Для взрослых людей это — спортивные или бизнес-клубы, научные или религиозные сообщества, различные профессиональные и творческие объединения и т.п. Нередко в качестве Г. р. выступают условные группы или отдельные представители подобных групп. Например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т.п. Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют диаметрально противоположные нормы и ценности. Подобная ситуация может привести к тяжелым переживаниям и как результат — внутриличностным конфликтам, разрешение которых нередко требует профессиональной психотерапевтической помощи.
Н.Н. Богомолова, Л.А. Карпенко
Группа условная — объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т.д.) общность людей, включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие Г. у. могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Обычно Г. у. является объектом исследования в социологии, социальной психологии и т.п. Например, чтобы изучить характерные признаки психологии дошкольника, необходимо выделить определенную возрастную Г. у., изучить ряд дошкольников соответствующего возраста в их реальных группах, что при условии репрезентативности выборки и научно выверенной интерпретации полученных данных позволяет выявить ряд признаков, характерных для данной Г. у. в целом.
А.В. Петровский, Л.А. Карпенко
Группа формальная (официальная) — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой объединены социально значимой деятельностью. Г. ф., как правило, имеют заданную, нормативно закрепленную штатную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности своих членов. Примерами реальных Г. ф. являются различного вида предприятия, учреждения, организации и т.п. Примерами условных Г. ф. могут служить различные группы консультантов, референтов и т.п.
Л.А. Карпенко
Группы "открытость—закрытость" — социально-психологическая характеристика меры обособленности общности, проявляющейся в степени ригидности, т.е. проницаемости — непроницаемости групповых границ, в уровне обостренности чувства "мы" и жесткости противостояния сообщества и его социального окружения, в степени безусловности внутригрупповых контактов каждого с каждым.
М.Ю. Кондратьев
Гуманность [лат. humanus — человечный] — 1) обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи; 2) свойство характера, при котором все природное для человека имеет личностный смысл. Содержание понятия Г. как социальной установки раскрывается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, альтруизмом и так называемым "помогающим поведением", хотя к ним не сводится. Г. как свойство характера человека, для которого не только другой человек, но и все живое в мире имеет особую значимость, явилось скорее предметом литературного творчества, нежели научного исследования. В своей развитой форме Г. субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где она является способом существования межличностных отношений, при которых каждый член общества относится к другому как к себе самому и к себе как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности. Эмпирическим воплощением Г. является идентификация коллективистская. Формирование Г. в онтогенезе как ситуативной гуманной установки оказывается возможным, благодаря организации совместной деятельности детей, построенной по интерактивному принципу, т.е. предполагающей реальное сотрудничество ребенка со взрослым или сверстником. Значимая совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, способствуя переходу ситуативной гуманной установки в гуманную смысловую установку личности.
В.В. Абраменкова
Движения выразительные — внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющееся в мимике (Д. в. мышц лица), пантомимике (Д. в. всего тела) и "вокальной мимике"— динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. Д. в. часто сопровождаются изменениями пульса, дыхания, функционирования эндокринных желез и т.д. Огромное влияние на развитие Д. в. человека оказало его историческое развитие, возникновение чисто человеческих чувств. В процессе общения людей Д. в. обогащаются и дифференцируются, приобретая характер образного "языка", специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Правильная интерпретация Д. в. осуществляется в процессе более или менее длительного общения. Будучи актом общения, Д. в. превращаются в средства более или менее сознательного воздействия на людей. Форма и употребление Д. в. определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля общественной среды в соответствии со значением, придаваемым Д. в.
В.В. Мироненко
Двоемыслие (англ. doublethink) — особое мировоззрение, характерное для гражданина тоталитарного государства. Описано в 1948 г. Дж. Оруэллом в романе "1984". Для Д. характерны следующие признаки: 1) "самостоп" — инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли (см. внутренняя цензура); 2) "гибкость в обращении с фактами" — умение манипулировать понятиями: "назвать черное белым, если того требует партийная дисциплина", вплоть до разработки "двойной астрономии": "Звезды могут быть далекими или близкими в зависимости от того, что нам нужно"; 3) способность к одновременному применению взаимоисключающих положений: "логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая ее", "отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь", "сознавать, что искажаешь действительность, и в то же время быть уверенным, что действительность осталась неприкосновенна"; 4) способность быть убежденным одновременно в двух противоположных мнениях; верить, понимая, что одно исключает другое, "верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь", верить, несмотря на доводы рассудка; 5) способность забыть, каково истинное положение вещей, что "лагерь радости" является на самом деле концентрационным, что сегодняшний союзник вчера был врагом, что земля круглая, и т.д.; 6) способность ко многократному совершению акта Д.: "забыть то, что требуется забыть, и снова вызвать в памяти, когда это понадобится, и снова немедленно забыть, и, главное, применять этот процесс к самому процессу"; 7) способность удерживаться на границе осознавания и "атрофии сознания": "сознательно преодолевать сознание и при этом не сознавать, что занимаешься самогипнозом".
Можно предположить, что Д. является переходным этапом ко всеобщему "единомыслию": по мере того как будут совершенствоваться техники "самостопа" и исчезать слова для описания действительности в ее "старом" (подлинном) виде, любая предложенная государством трактовка действительности будет восприниматься как истинная. Система Д. воспроизводится путем освоения "новояза" (крайне упрощенного языка, который создан специально для обслуживания официальной идеологии и "формовки сознания" граждан) и тщательной умственной тренировки ("самостоп", "бело-черный") в детстве, а также путем перманентной переделки (исправления) прошлого.
Д. было широко распространено в советский период истории России. Примером могут быть официальные лозунги: "Все во имя человека, все для блага человека", "Сын за отца не отвечает", "Советское — значит отличное" и т.п.
С.А. Шаповал
Деградация субъекта [лат. de — отделение + gradus — ступень] — вырождение, утрата жизнеспособности, упадок, "обратное развитие", снижение приспособляемости к изменениям в условиях существования. Д. человека (группы людей) свидетельствует о понижении его активности, физической силы, здоровья, способностей, интеллекта, воли, жизнеустойчивости. Конечным итогом Д. является вымирание вырождающегося индивида (деградирующей группы). Д. имеет биологический, психологический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты. Биологический аспект включает в себя утрату жизнеспособности на биологическом уровне (старение, заболевание и др.). Психологический — нарушение психических функций, состояний. В социальном плане Д. выражается в нарушении механизмов регуляции социального поведения человека, снижении личностного уровня развития, в потере социального и профессионального статуса. Духовно-нравственная Д. проявляется в "нездоровом" образе жизни, ущербности в духовно-нравственном развитии. В течении жизни, изменяясь, личность либо поступательно развивается, либо происходит ее Д., саморазрушение. Причинами усиливающими процесс Д., являются нестабильность общества, интенсивные социальные сдвиги, падение субъективной ценности нравственного здоровья. Саморазрушающее поведение, приводящее к Д., заключается не только в физическом ущербе организму, а, прежде всего, в нарушении развития личности, трудновосполняемой утрате духовности, нравственности, что приводит в итоге к дисфункции личности и социальной дезадаптации. Ю.П. Попов приводит следующую классификацию саморазрушающего поведения у подростков. Уровни расстройства личности: предпатологический, непсихотический, психотический. Типы саморазрушающего поведения: угроза для жизни, ущерб для физического здоровья, ущерб для духовного и нравственного развития, ущерб для будущего социального статуса. Ступень социальной адаптации: устойчивая адаптация, парциальная адаптация, неустойчивая адаптация, дезадаптация. К саморазрушающему поведению, приводящему к Д. относятся такие действия и поступки, которые представляют угрозу для жизни индивидуума (суициды, выбор опасных и рискованных занятий). Физический ущерб организму приносит "нездоровый" образ жизни, аутоагрессия, самоповреждение. Поведение не отвечающее общечеловеческим нормам поведения и нравственности, разрушающее духовный мир человека (делинквентное поведение, сексуальная распущенность и т.д.), приводит его к жизненному краху.
Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Коростылева
Демифологизация — освобождение сознания от мифологических элементов путем активизации воли к пониманию. Д. происходит в результате расслоения единого предмета понимания на миф и реальность. Р. Бультман видит в Д. возможность адаптировать психологию верующего к нормам позитивного научного знания. Социальная психология считает Д. необходимым условием преодоления установок, свойственных психологии тоталитарного общества.
А.А. Брудный
Демон [греч. daimôn — дьявол, злой дух] — 1) в античную эпоху "внутренний голос" индивида, побуждающий его совершать (или не совершать) определенные социально значимые поступки. Д. выступал как персонификация интериоризированных социальных норм. Согласно учению З.Фрейда в Д. воплощен процесс перехода общественного человека от принципа удовольствия к ориентации на ценности, созданные культурой. Постепенно под Д. стали понимать своеобразие индивидуального характера человека, толкающее его на совершение поступков, которые он сам не может внятно объяснить окружающим. Религия трактует демоническое начало как разрушительное для духовной жизни человека; романтизм видит в Д. воплощение независимости, преодоление несвободы; 2) в современной науке Д. называют метафорическое изображение человеческих возможностей, применительно к ситуации, где человек как таковой заведомо отсутствует: таков, например, Д. Максвелла.
А.А. Брудный
Деперсонализация [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + persona — личность, лицо] — 1) изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т.д. Д. возможна при психических заболеваниях и пограничных состояниях. В легкой форме Д. наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных перегрузках, соматических болезнях и т.д.; 2) выраженная в большей или меньшей степени объективная утрата индивидом возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью.
А.М. Эткинд, А.В. Петровский
Депривация [позднелат. deprivatio — потеря, лишение] (в психологии) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие Д. в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация". По сравнению с последней Д. существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин Д. традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов Д., их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов: 1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки"; 2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия. Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды Д.: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Двигательная Д., является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная Д., по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Сенсорная Д. — следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой — комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению". В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная Д.", является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную Д. Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида. Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом Д. является материнская Д. и прежде всего госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи.
М.Ю. Кондратьев
Депривация относительная — психологическое ощущение разрыва между ожиданием и действительностью. Термин Д. о. используется для описания переживаний человеком значимости полученного результатата относительно определенного состояния. Так, небольшая похвала, которая ранее рассматривалась как унизительная, после резкой критики может показаться приятной.
П.Н. Шихирев
Десексуализация информационная — запрет в форме внешней или внутренней цензуры на отражение сексуальных отношений и даже на упоминание о них в литературе, кинематографе и др., а также в содержании воспитательного процесса. Сложившаяся к началу 30-х годов в официальной идеологии концепция "советского нового человека", главной целью которого в каждый момент его жизни якобы остается построение коммунистического будущего, усиливала пуританский характер общественного сознания. Мир интимных чувств человека, уводящий его в сторону от служения общественному идеалу, был изначально враждебен государственной идеологии. В наибольшей степени это касалось сферы сексуальных отношений. Идеологическое табу на протяжении десятков лет накладывалось на все, что было связано с отношением полов, и в особенности на упоминания о физиологической стороне этих отношений. Изображения и показ обнаженного тела, за исключением известных классических образцов, подвергались придирчивой цензуре. Педагогическое табу в отношении любых вопросов, относящихся к половой жизни, оставалось законом для школы, даже если это могло касаться старшеклассников, находящихся на пороге брачного возраста. На этом основании строилась "бесполая педагогика". Однако в постсоветский период, когда были сняты идеологические запреты, в сознании людей — если не всех, то многих — стала проявляться другая крайность как реакция на былое табуирование: терпимое отношение, а то и активное оправдание плохо замаскированной порнографии. В настоящее время баланс между ханжескими запретами и сексуальной вседозволенностью в сознании людей еще не установился. Это порождает многие трудности, с которыми сталкиваются и не всегда их успешно преодолевают педагоги, врачи-сексологи и родители.
А.В. Петровский
Децентрация [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.
Е.Н. Емельянов
Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция — специальная социально-психологическая концепция, рассматривающая межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностями деятельности. Разработана А.В. Петровским и первоначально была названа "стратометрической концепцией". Деятельностное опосредствование понимается как системообразующий признак группы, определяющий ее важнейшие социально-психологические характеристики. Осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят в конечном счете от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности. Обращение к опосредствованию межличностных отношений совместной деятельностью позволило понять характер групповой дифференциации и интеграции; построить типологию групп и выявить особенности групп высшего уровня развития, показав их принципиальные качественные отличия (с использованием количественных индексов) от других малых групп; ориентировать психолога-практика на выяснение значимых параметров группового развития, способствуя тем самым решению задач диагностики группы и прогнозирования результатов ее деятельности; увидеть сложный, многоуровневый ("стратометрический") характер структуры межличностных отношений и необходимость учета отнесенности выявленных в исследовании явлений к конкретному уровню (страте) групповых процессов; охарактеризовать группу высокого уровня социально-психологического развития как общность, где индивид получает наиболее благоприятные возможности для удовлетворения своей потребности быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей. В ходе экспериментальной разработки был введен в научный оборот ряд понятий, обозначающих определенные социально-психологические явления, а также предложены конкретные методики, с помощью которых выявляются параметры группы и личности в группе, отражающие эти явления.
А.В. Петровский
Деятельность коммуникативная [лат. communicatio — связь, сообщение] — деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. Понятие Д. к. позволяет раскрыть психологическую природу общения. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек своеобразно проявляется в каждой из них. Но Д. к. играет в этом отношении особую роль, т.к. она направлена непосредственно на другого человека как на свой предмет, и будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение. Понимание предмета Д. к. приводит к выводу о том, что мотивы общения воплощаются или "опредмечиваются" в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих. Коммуникативное действие — целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него. Выделяются две основные категории коммуникативных, адресованных другому человеку действий: инициативные и ответные действия. Коммуникативные операции — это средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникативные действия. Выделяются три группы средств общения: экспрессивно-мимические, преобразованные предметные действия, вербальные. Продукты Д. к. — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего "общий результат", а также взаимоотношения, и, главное, образ самого себя и других людей, — участников общения.