Карьера в бизнес-организациях
Этот раздел книги посвящен результатам исследования компетенций, определяющих карьерный успех менеджеров современных бизнес-организаций. За основу деловой оценки карьерных компетенций взят набор профессионально важных деловых и личностных качеств антикризисных менеджеров, разработанный и апробированный в ходе подготовки антикризисных управляющих в России.
В специальном долгосрочном исследовании, посвященном выявлению ведущих компетенций, обеспечивающих карьерный успех, приняли участие менеджеры высшего и среднего звена крупных бизнес-организаций городов Дальневосточного региона (Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Благовещенска, Находки), в общей сложности 200 человек. Эти менеджеры проходили оценку деловых компетенций в рамках подготовки антикризисных управляющих в период с 1996 по 2001 год.
Для анализа данных были сформированы две выборки: «успешные в карьере» (экспериментальная) и «неуспешные в карьере» менеджеры (контрольная). В основу формирования выборки успешных в карьере менеджеров легли следующие критерии, взятые из специальной анкеты профессионала, заполняемой каждым участником программы деловой оценки:
□ постоянный (не реже, чем раз в 3-5 лет) должностной рост и/или насыщение
основных обязанностей; П регулярный рост численности персонала в возглавляемых подразделениях
или бизнес-организациях;
О систематическое повышение профессиональной квалификации (не реже, чем раз в 3-5 лет; участие в различных обучающих программах, семинарах и т. д.);
О наличие рекомендателей, достигших высокого должностного профессионального уровня, признанных авторитетов в той же профессиональной сфере деятельности, где занят и сам менеджер.
Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
Неуспешными в карьерном отношении были определены менеджеры, долгое время (свыше 5-7 лет) не менявшие свой должностной и профессиональный статус или существенно снизившие карьерный уровень.
В обработке, интерпретации данных и составлении рекомендаций принимали участие сотрудники Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) А. С. Бажин и С. В. Клиников. Полученные данные были систематизированы и проанализированы с помощью мер оценки центральной тенденции: мода, среднее арифметическое и размах вариаций.
Мода — величина признака, которая встречается чаще всего в изучаемом ряду, в совокупности. Среднее арифметическое — значения признака наиболее типичного для этой группы человека. Размах вариаций — разность между максимальным и минимальным значениями признака, характеризующая степень плотности группировки значения признака вокруг среднего арифметического.
Для оценки степени выраженности компетенций в ходе специальных процедур (ролевые игры, кейсы, баскет-метод, анкета профессионала, кадровое интервью, подготовка и выбор лучшего доклада, групповая дискуссия и т. д.) применялась 8-балльная шкала: от 0 до 7 баллов (табл. 27).
Таблица 27 Описание 8-балльной шкалы оценки, применяемой в ходе оценочных процедур
Уровень развитости | Обозначение оценки | Название оценки | Описание |
Высокий | Отлично | Оценка отвечает исключительно благоприятной для данной деятельности выраженности качества | |
Хорошо | Оценка соответствует благоприятной выраженности качества; свидетельствует о высоком развитии умений и навыков, связанных с данным качеством | ||
Вполне удовлетворительно | Оценка соответствует достаточно высокому развитию умений и навыков, связанных с данным качеством; качество может быть развито самостоятельно | ||
Средний | Удовлетворительно | Оценка свидетельствует об удовлетворительных для деятельности умениях и навыках; качество может быть развито самостоятельно | |
Достаточно | Оценка свидетельствует о наличии соответствующих данной деятельности умений и навыков, проявляющихся не систематически; качество может быть развито при соответствующей подготовке | ||
Низкий | Неудовлетворительно | Оценка означает отсутствие практических умений и навыков, связанных с данным качеством; качество нуждается в развитии; существует принципиальная возможность развить качество при соответствующей подготовке |
4.3. Карьера в бизнес-организациях
Окончание табл. 27
Уровень развитости | Обозначение оценки | Название оценки | Описание |
Недостаточно | Оценка означает невозможность развить данное качество для его практического применения в данной деятельности; оценка требует дополнительного обоснования экспертов | ||
Не проявлено | В ходе диагностики качество не было проявлено, и сделать достаточно обоснованные выводы невозможно |
Необходимо отметить, что уровень успешного руководителя начинается со степени выраженности компетенции в 5 баллов, при этом 4 балла характерны в большей степени для хорошего исполнителя или руководителя среднего звена, но его может не хватить для эффективной менеджерской деятельности в высшей управленческой позиции.
Ниже — краткая характеристика оцениваемых компетенций.
Системность мышления
Опривлечение для анализа разнообразных источников информации,
□ переработка больших объемов информации,
□ определение причин, стоящих за первичными данными,
О структурирование и классификация данных,
О прогноз развития ситуации и определение проблем,
□ предложение вариантов решения проблем.
Динамичность мышления
Оспособность одновременно отслеживать и решать проблемы разного плана, О легкое и быстрое переключение от одного типа проблем к другому.
1.3. Нестандартность и гибкость мышления
О способность отказаться от традиционных путей решения проблем,
П внесение на обсуждение неочевидных способов решения проблем,
D предложение неожиданных идей, которые могут быть воплощены на практике.