Структура учебной практики
ФИЛИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АВТОНОМНОЙ
НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский психолого-социальный университет»
В г. Магнитогорске Челябинской области
Методические рекомендации по
учебной практике
для студентов направления 40.03.01 «Юриспруденция»
очной и заочной форм обучения
Магнитогорск 2016 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная практика является неотъемлемой частью учебного процесса по подготовке бакалавров направления 40.03.01 очной и заочной форм обучения.
Целямиучебной практики являются:
- получение первичных профессиональных умений и навыков,
- закрепление полученных теоретических знаний по правовым дисциплинам,
- получение навыков самостоятельного применения полученных теоретических знаний.
Задачами практики являются:
- ознакомление с основными направлениями деятельности органов государственной власти, юридических отделов и служб предприятий и организаций различных форм собственности,
- формирование первичных профессиональных навыков работы по выбранному профилю,
- совершенствование умений и навыков в использовании нормативно-правовой базы и выполнении основных функций в сфере деятельности юриста,
- познание основ коммуникабельности, приобретение навыков установления деловых контактов.
Учебная практика базируется на знаниях полученных обучающимися в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока; математического и естественнонаучного блока; блока профессиональных юридических дисциплин, таких как теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, правоохранительные органы, уголовное право, административное право и других дисциплин.
В процессе прохождения практики обучающимися изучаются статистические данные, материалы уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, а также нормативно-правовые акты, принятые органами законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Знания, полученные при прохождении учебной практики, необходимы обучающимся для дальнейшего углубленного понимания таких дисциплин как «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» «Предпринимательское право», «Земельное право», «Трудовое право», «Нотариат» и других.
Организация проведения практики осуществляется на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям бакалавра.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности, если она соответствует требованиям к содержанию практики.
Обучающиеся в период прохождения практики:
- выполняют индивидуальные задания,
- соблюдают правила внутреннего трудового распорядка.
- соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
При неявке на практику (или часть практики) по уважительным причинам обучающиеся обязаны поставить об этом в известность деканат факультета и в первый день явки в университет представить данные о причине пропуска практики (или части практики).
Обучающиеся, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Для прохождения практики вне календарного графика учебного процесса обучающийся подает заявление. Объем практики остается неизменным в соответствии с учебным планом.
Обучающиеся, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность.
Практика проводится в условиях работы юридических отделов предприятий различных форм собственности, правоохранительных органов и судов, органов государственной власти и управления.
Продолжительностьучебной практики составляет 108 часов, две недели.
Структура учебной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма текущего контроля | |
Организация практики | Организационный семинар по порядку проведения практики | заполнение дневника | ||
Подготовительный этап | Подготовка и оформление документов для прохождения практики (дневника, направления, задания) | заполнение дневника | ||
Основной этап | Ежедневное посещение места прохождения практики, заполнение дневника на практику, отражение в нем проделанной ежедневной работы; собирание и обработка юридических документов и др. | заполнение дневника | ||
Обработка и анализ полученной информации | Изучение результатов, данных полученных от обобщения уголовных, гражданских дел, рассмотренных судами и др. | заполнение дневника | ||
Подготовка отчета о практике | Формирование результатов прохождения практики в отчет и защита отчета | заполнение дневника | ||
Форма контроля | Диф.зачет |
Содержание учебной практики
Содержание учебной практики в юридическом отделе
При прохождении практики в юридическом отделе (бюро) обучающийся:
– знакомится с организацией работы юридической службы и ее ролью в системе других служб организации;
– изучает имеющуюся в отделе (бюро) картотеку законодательства, арбитражной и судебной практики;
– изучает дела, имеющиеся в юридическом отделе (бюро), и делает соответствующие отметки в своем дневнике;
– изучает действующие договоры, ход их выполнения, участвует в сборе и подготовке материалов для составления претензий и исковых заявлений;
– изучает содержание визируемых юрисконсультом бумаг под углом зрения их законности и пишет возражения, если обнаруживает нарушения правовых норм;
– участвует в даче консультаций по гражданскому и трудовому праву работникам предприятия (организации), обратившимся в юридический отдел;
– вместе с юрисконсультом присутствует на заседаниях в суде общей юрисдикции, арбитражном суде, а также в комиссиях по трудовых спорам, участвуя в подготовке решений, выносимых в КТС;
– участвует вместе с юрисконсультом в работе по пропаганде законодательства (лекции, беседы, вечера вопросов и ответов и т.д.).
Содержание учебной практики в органах государственной власти и управления
При прохождении практики в органах государственной власти обучающийся должен:
– присутствовать, по возможности, на заседаниях, совещаниях и т.д.;
– иметь представление о планировании, содержании и методах работы постоянных комиссий, их делопроизводстве, координации их деятельности;
– ознакомиться со структурой, планированием и содержанием деятельности, формами и методами работы отделов и управлений;
– ознакомиться с делопроизводством в его отделах и управлениях;
– присутствовать при приеме граждан должностными лицами его отделов;
– присутствовать, по возможности, на заседаниях административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др.
Содержание учебной практики в суде общей юрисдикции и арбитражном суде
При прохождении практики в суде общей юрисдикции и арбитражном суде обучающийся должен:
– ознакомиться со структурными подразделениями суда общей юрисдикции и арбитражного суда, их задачами, формами и методами осуществления возложенных на них задач;
– выяснить, как распределены обязанности между судьями по рассмотрению судебных дел и другим вопросам судебной деятельности (специализация по категориям дел, по зонам);
– ознакомиться с планированием работы суда общей юрисдикции и арбитражного суда и организацией контроля за исполнением запланированных мероприятий;
– уяснить, какие категории гражданских дел отнесены к компетенции федеральных судей, какие – переданы мировым судьям;
– научиться правильно, определять размер государственной пошлины, уяснить основания для освобождения истца от уплаты госпошлины;
– ознакомиться с подготовкой судьи к рассмотрению уголовного, гражданского дела, а также дел об административных правонарушениях, обратив внимание на способы получения недостающей доказательственной базы;
– ознакомиться с порядком единоличного и коллегиального рассмотрения уголовных и гражданских дел;
– оформить проекты постановлений судьи о приёме искового заявления и назначении дела к судебному разбирательству, об отказе в приёме искового заявления, об оставлении искового заявления без движения, о принятии дела к своему производству и др.;
– изучить находящиеся в производстве судьи уголовные, гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях; присутствовать при их рассмотрении;
– одновременно с секретарём вести протокол судебного заседания;
– составить проекты решений по разным категориям гражданских дел, дел об административных правонарушения и проекты приговоров по уголовным делам;
– уяснить порядок и сроки подачи апелляционных и кассационных жалоб, порядок их назначения к рассмотрению в суде апелляционной инстанции, а также судебной коллегии по гражданским и уголовным делам областного суда;
– составить сопроводительное письмо о направлении гражданского или уголовного дела с апелляционной или кассационной жалобой или кассационным протестом или представлением прокурора;
– при наличии возможности присутствовать в суде второй инстанции при рассмотрении апелляционных или кассационных жалоб, протестов и представлений прокурора на решения и определения суда по гражданским и уголовным делам;
– составить проект определения судебной коллегии по гражданским и уголовным делам областного суда по рассмотренному делу с кассационной жалобой;
– выяснить, как организована в суде кодификационно - справочная работа, её значение для повышения качества отправления правосудия;
– усвоить организацию делопроизводства в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
– ознакомиться с формой статистического отчёта по гражданским и уголовным делам;
– уяснить сроки и порядок обращения к исполнению судебных решений по гражданским делам;
– выписать копии исполнительных листов, приказов, составить сопроводительное письмо о направлении их истцу или на исполнение.
Содержание учебной практики в прокуратуре района
При прохождении практики в прокуратуре обучающийся должен:
– ознакомиться с организацией работы прокурора, его заместителей, помощников, с порядком разрешения жалоб и заявлений по поступившим в прокуратуру материалам;
– уделить внимание ознакомлению проверки законности возбуждения уголовного дела;
– изучить виды прокурорского надзора, изучить представления и протесты, направленные прокурорами в соответствующие органы для устранения нарушений действующего законодательства;
– составить проекты представлений и протестов по устранению нарушений действующего законодательства;
– ознакомиться с практикой прокуратуры по поддержанию государственного обвинения в суде;
– составить проект обвинительной речи по уголовному делу;
– изучить практику по защите прав и интересов граждан и организаций в суде; определить категорию гражданских дел, где участие прокурора в рассмотрении гражданского дела является обязательной.
Содержание учебной практики в следственном комитете
При прохождении практики в следственном комитете обучающийся должен:
– изучить организацию работы следственного комитета, структурой и целями его деятельности;
– изучить уголовные дела и материалы, находящие в производстве следователей следственного комитета;
– изучить нормативные основы деятельности следователя следственного комитета;
– принимать участие в производстве отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, проверка показаний на месте, допроса, очной ставки и т.д.);
– ознакомиться с порядком возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, избрания меры пресечения;
– составить проекты постановлений о возбуждении уголовного дела, привлечении лица в качестве обвиняемого и других процессуальных документов;
– изучить обвинительное заключение, его структуру и порядок составления;
– составить проект обвинительного заключения.