Он отличается смирением
Указаний, предупреждающих людей о пагубности высокомерия и угрожающих высокомерным позором и самыми суровыми карами, существует также много, как и указаний, внушающих людям любовь к смирению, побуждающих их к нему и заверяющих их в том, что чем больше смирения они будут проявлять, повинуясь велению Аллаhа, тем больше возвысятся пред Аллаhом. Одним из подобных указаний являются слова посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), который сказал:
«Аллаh возвысит того, кто проявляет смирение ради Аллаhа.» (Муслим)
И он также сказал:
«Поистине, Аллаh открыл мне, что ни один из вас не должен выхваляться перед другим и ни один из вас не должен притеснять другого.» (Муслим)
Что же касается самого посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), то всем своим образом жизни он являл собой живой и уникальный пример смирения, покладистости и великодушия, доходивших до того, что когда он проходил мимо игравших детей, то ни его пророческий сан, ни то высочайшее положение, которое он занял среди всех людей по воле Аллаhа, не мешали ему приветствовать этих детей, быть приветливым и запросто общаться с ними.
Передают, что однажды Анас, который проходил мимо детей, обратился к ним с приветствием, а потом сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) всегда поступал так". (Аль-Бухари и Муслим)
По свидетельству Анаса, да будет доволен им Аллаh, Пророк отличался таким смирением, что любая из маленьких невольниц Медины могла взять его за руку и отвести, куда хотела, чтобы он сделал то, в чём она нуждалась[159] (Аль-Бухари)
Когда Тамим ибн Усайд прибыл в Медину, чтобы узнать об установлениях ислама, этот чужой там человек не обнаружил ничего, что могло бы помешать ему подойти к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), являвшемуся первым лицом в исламском государстве. Он стоял на минбаре, обращаясь к людям со словами проповеди, а когда Тамим приблизился к нему, задавая свои вопросы и обращаясь за разъяснениями, благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) просто подошёл к нему и дал ответ на всё то, что его интересовало.
Однако предоставим слово самому Тамиму и дадим ему возможность рассказать обо всём. В хадисе, который приводит имам Муслим, сообщается, что он сказал:
"Я подошёл к посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), когда он произносил проповедь, и сказал: "О посланник Аллаhа, из чужих краёв явился человек, чтобы спросить о своей религии, ибо он не знает, какова его религия". И посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) направился в мою сторону, оставив проповедь, и подошёл ко мне, а потом кто-то принёс скамью, и он сел на неё и начал учить меня тому, чему научил его Аллаh, после чего вернулся к своей проповеди и довёл её до конца".
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) всегда стремился прививать душам своих сподвижников такое качество как смирение, в основе которого лежат великодушие, покладистость и мягкость характера, и он говорил:
«Если пригласят меня отведать баранью ногу или лопатку, я обязательно приму приглашение, и если преподнесут мне в подарок баранью ногу или лопатку, я обязательно приму.» (Аль-Бухари)
Сколь очевидным было смирение этого человека и каким величием в высшем смысле этого слова он отличался!