Методики на изучение самосознания

Можно использовать:

1. Стандартизированные самоотчеты в форме описание и самоописаний:

- тест-опросники – состоят из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах;

- списки дескриптов (контрольные списки) – разновидность стандартизированного самоотчета. Предлагаются списки качеств (прлагательных), из которых испытуемый должен выбрать те, которые соответствуют ему.

- шкальные техники.

2. Свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой.

3. Идеографические методики типа репертуарных решеток.

4. Проективные техники.

Методики:

См. картотеку.

Самосознание – это…

… осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого.

… осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д.

… осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка себя самого. При этом оно носит общественный характер, поскольку мера и исходный пункт отношения человека к самому себе – другие люди.

Психодиагностика межличностных отношений.

Межличностные отношения – это система взаимодействий человека с другими людьми, имеющая для него личную значимость.

Диапазон межличностных отношений очень широк: от отношений с большими социальными группами до интимных, диадных отношений.

В структуре взаимодействия и общения людей выделяют 3 составляющие:

1. Поведенческая – результаты деятельности и поступки, мимика, жестикуляция, пантомимика, локомоция (перемещение в пространстве), речь.

2. Аффективная – проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и может быть зафиксирован на уровне физиологической регистрации и субъективных отчетов: по наличию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, конфликтности, чувствительности, удовлетворенности собой, партнером, работой и т.д.

3. Когнитивная – включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, воображение).

Специфика межличностных отношений – наличие эмоциональной основы, т.е. они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Кроме того, межличностные отношения часто бывают опосредованы совместной деятельностью, в результате которой личность может приобретать определенные социальные роли, менять свой статус в группе и др.

Межличностные отношения (МО) охватывают значительный круг явлений:

1) восприятие и понимание людьми друг друга,

2) межличностная привлекательности (притяжение и симпатия),

3) взаимовлияние и поведение.

В зависимости от того, как построено общение, существуют разные типы межличностных отношений.

Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников:

1) Направленность субъекта на внешний или внутренний мир является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.

2) Важны ведущие интересы и ценностные ориентации.

3) Возраст и пол также могут влиять на характер МО.

Также важно…

- взаимопонимание (взаимное понимание, способность осмысливать, постигать содержание высказывания, значения, личностные смыслы партнера по взаимодействию, и т.д.) → может заканчиваться достаточно устойчивой межличностной привлекательностью.

Параметры взаимопонимания: адекватность (точность отражения одной личностью другой) и идентификация (внутреннее уподобление одного человека другому).

- согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений) → приводит к взаимной удовлетворенности партнеров друг другом.

Методики на изучение МО.

2 группы методик:

1. собственно методики оценки отношений

2. методики оценки свойств человека, влияющих на отношения.

Методики:

См. картотеку.

Наши рекомендации