Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания

Вопросы самосознания, признаются наименее изученными в отношении детей с отклонениями в развитии Известно, что уровень развития самосознания зависит от интеллектуального уровня, от ,, особенностей эмоциональной сферы и личности ребенка в целом. В ; свяги с jthm его изучение может дать ценную информацию для дифференциации детей с ЗПР и умственной отсталостью. Оно не­обходимо при определении задач психокоррекции, направленной на развитие различных аспектов самосознания: идентификации, само­оценки, рефлексии.

Название методики:«Методика исследования детского само­сознания и половозрастной идентификации».

Автор:Н. Л. Белопольская.

Источник:Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. - М., 1999.

Возраст обследуемых:от 3до 11лет.

Цель:оценка уровня сформированности аспектов самосозна-
, ния, которые связаны с идентификацией пола и возраста.
; Стимульный материал.Два набора карточек-рисунков, на ко-

торых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изобра-'' женного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответ­ствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей поло­возрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости (рис. 11а, б).

       
    Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания - student2.ru
 
  Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания - student2.ru

Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания - student2.ru

Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания - student2.ru

Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания - student2.ru

Ребенка просят показать, какой образ последовательности ка­жется ему самым привлекательным. Дается инструкция: «Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть». После того как ребенок указал на какую-либо картинку, мож­но задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным. Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом. Дается инструк­ция: «А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть». Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняю­щие мотивы его выбора.

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. Для ре­гистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола. В них размечены позиции правильной половоз­растной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положитель­ных и отрицательных предпочтений.

Выбор «идентичного» персонажа отмечается крестиком в скобках, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции от­мечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в со­ответствующей позиций указываются номера выбранных карточек.

Например, если дошкольник правильно идентифицировал се­бя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записы­вается в бланк протокола, например:

Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать се­бя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующе­го пола. Приблизительно 80% детей этого возраста могут иденти­фицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве «образа будущего» дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: «потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра)». Типич­ной для детей этого возраста является половозрастная последова­тельность, отраженная в бланке протокола:

Начиная с 5 лет, дети уже не делают ошибок при идентифика­ции своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продол­жают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних «папа» и «мама». Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в бланке:



Занятие 19 (практикум). Изучение самосознания - student2.ru

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности. Например, привлекательный образ - 4, непривлекательный образ -6.

Полезно регистрировать также непосредственные высказыва­ния и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструк­ции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора.

Оценка и интерпретация результатов.Проводятся на основе сравнения показателей испытуемого с данными детей с нормаль­ным развитием соответствующей возрастной группы.

Дети с НПР характеризуются следующей половозрастной идентификацией.

А 20% детей этого возраста - более укороченную последова­тельность:

Большинство детей в возрасте 6-7 лет правильно устанавли­вают полную идентификационную последовательность. Некоторые испытывают затруднение в идентификации себя с образом «ста­рость».

Все дети 8 лет способны к установлению полной идентифика­ционной последовательности из 6 картинок. Они идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непри-

влекательным. Образ «младенца» также оказывается для многих

* непривлекательным.

В исследовании Н. Л. Белопольской (1999) было установлено, что шестилетние дети с ЗПР справляются с заданием, то есть пока­зывают на картинке, какими они являются сейчас, были раньше и будут потом. Но для многих из них оказывается трудным правильно построить полную идентификационную последовательность. Им не­доступна идентификация с образом «старость». Именно этим они

1 отличаются от здоровых детей.

Некоторые умственно отсталые дети в этом возрасте иденти­фицируют себя с образом дошкольника, но не понимают смены воз­растных образов на протяжении жизни человека. Часть умственно отсталых дошкольников вовсе не могут идентифицировать свой возраст и пол с каким-либо рисунком, соотнести свое «зеркальное» изображение с одним из образов персонажа.

Диагностически значимым являются ответы детей на вопрос о привлекательном для них возрастном образе. По данным Н. Л. Белопольской, здоровые дети и некоторые дети с ЗПР, кото­рые оказываются наиболее перспективными в плане коррекционной работы, обнаруживают четкую ориентацию на будущий возрастной образ младшего школьника либо старшеклассника. При более вы­раженной ЗПР и умственной отсталости в качестве привлекательно­го образа чаще выбирается либо дошкольник, либо младенец.

Название методики:«Лесенка» (модифицированный вариант самооценочной методики Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн).

Автор:Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн.

Источник:1) Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - СПб., 1998. 2) Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.

Возраст обследуемых:старший дошкольный и младший

школьный.

Цель:характеристика особенностей самооценки: общего представления ребенка о себе, представления об отношениях к не­му других людей, соотношения этих представлений.

Стимульный материал.Нарисованные на листе бумаги ле­сенки из 5 ступенек, разделенных центральной чертой, бумажная фигурка мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка), ко­торую можно ставить не лесенку. Количество лесенок-шкал может варьироваться в зависимости от задач исследования от 1 до 7. Для изучения самооценки ребенка с ЗПР мы предлагаем использовать четыре шкалы: «ум», «характер», «здоровье», «счастье».

Процедура проведения.Процедура напоминает игровую си­туацию. Если используется одна лесенка-шкала, то дается инструк-

. 138

ция: «Посмотри на эту лесенку. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята. На самой верхней окажутся самые хорошие, послушные, добрые ребята; на средней - хорошие дети, но они иногда балуются, шалят; внизу - непослушные, злые маль­чики и девочки». После этого ребенку дается фигурка человека и просьба поставить ее на ту ступеньку, на которую ребенок поставил бы сам себя: «А куда ты сам себя поставишь?». Затем предлагают поместить фигурку туда, куда его поставят взрослые: мама, папа, воспитательница и т.д. Если используется несколько лесенок-шкал, то дается более конкретная характеристика детей: «... На верхней ступеньке самые умные ребята; посередине - так себе ребятишки -не умные и не глупые; на последней, самой низкой - самые глупые ребята. Как ты думаешь, на какой ступеньке сидишь ты?» и т.д. За­тем также как и в ситуации с одной шкалой определяют представ­ление ребенка о том, как к нему относятся другие люди.

Оценка и интерпретация результатов.Каждый выбор ребен­ка получает значение от 1 до 5 баллов по количеству ступенек. Ис­следователи возрастной динамики самооценки сходятся во мнении, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у боль­шинства нормально развивающихся детей остается высокая само­оценка. В данной методике они ставят себя на пятую или четвертую ступень (5-4 баллов). Если используется несколько шкал, то хотя бы на одной лесенке ребенок «оказывается» на четвертой ступеньке. Это объясняется так: «Я иногда балуюсь», «Бывает, что что-то у меня не получается» и пр.

Учитывая возрастные данные, мы предлагаем следующую схему оценки результатов: 1) низкая самооценка - 1 - 3 балла; 2) средняя - 3 - 4 балла, 3) высокая - 5 баллов. Диагностическую цен­ность представляет также другой показатель - наличие и величина разрыва между собственной самооценкой ребенка и его оценкой глазами других.

Благополучной признается высокая самооценка, которую ре­бенок объясняет, ссылаясь на реальные ситуации и достижения. При этом он считает, что оценка других такая же.

Рассмотрим признаки неблагополучной самооценки.

1. Высокая самооценка сочетается с ожиданием высокой оцен­ки от значимого взрослого. При этом ребенок либо вообще не обос­новывает свой выбор, либо дает скудное объяснение, без указания реальных успехов. Чем старше ребенок, тем вероятнее такая си­туация может отражать его личностную незрелость, инфантилизм. Подобные оценки можно увидеть у детей с эмоциональными нару­шениями, которые интенсивно используют два защитных механизма - отрицания (непринятие фактов, очевидных для других, но болез­ненных для самой личности) и подавления (забывание тревожной

информации). Такой ребенок в тестовой ситуации выдает желаемое за действительное.

2. Обнаружен разрыв оценок. Он может быть признан благо­
приятным, если ребенок ставит себя на четвертую ступень, а взрос­
лый (например, мама) ставит его на пятую. Он уже критично подхо­
дит к каким-то своим качествам, но ощущает твердую поддержку,
доброжелательное отношение к себе значимого человека.

Другой вариант разрыва - ребенок ставит себя выше, чем по­ставил бы его значимый взрослый. Есть переживание, что его счи­тают плохим, неважным, его не любят и не ценят. Как правило, из окружения ребенка находится кто-то, кто, по его мнению, поставит его на верхнюю ступеньку, например, дедушка. Эту информацию психолог непременно должен использовать в психокоррекции.

3. Возможно проявление компенсаторной самооценки: оцени­
вая себя низко по одной шкале, ребенок завышает оценку другого
качества, при этом можно видеть, что это завышение не имеет ре­
альных оснований. Например, часто болеющий, с плохой успевае­
мостью школьник дает низкую оценку своему здоровью и характеру,
но высокую - уму, не ссылаясь при этом на мнение взрослых или
реальные достижения.

В современной специальной психологии существует мнение, что при ЗПР самооценка детей неадекватно завышена. Но по нашим данным, у этой категории детей встречаются все три признака не­благополучия. Необходим дифференцированный подход в коррек-ционной работе в зависимости от варианта развития самооценки ребенка с ЗПР.

Задание для самостоятельной работы

Подготовка стимульного материала. <,, ,

Наши рекомендации