Методологические основы изучения человека. Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации

Высшего профессионального образования

Башкирский государственный педагогический университет

Им. М. Акмуллы

Институт исторического и правового образования

Юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология»

на тему: «Введение в общую психологию»

Выполнила: студентка 3 курса

Заочного отделения

Группы ЮРС

Валишева А.Б.

Проверила:

Иванченко Т.П._____________

Уфа – 2008 год

Содержание

I. Предмет психологии: ее задачи и методы

1.1. Методологические основы изучения человека……………………………...…….стр.3-6

1.2. Наука о человеке и человечестве……………………………….……стр.6-12

1.3. Психология как наука…………………………………..…………...стр.12-17

1.4. Основные методы психологических исследований……………………………...стр.17-27

II. Психология в структуре современных наук

2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании…………………………………………..………………………..стр.28-36

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения……...……………………....стр.36-41

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении………………………………………...…стр.41-47

2.4. Становление отечественной психологии………………….…………..……….стр.47-52

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук………………………………...….…стр.52-61

2.6. Основные отрасли психологии…………………………………………...……..стр.61-68

III. Понятие о психике и ее эволюции

3.1. Понятие о психике………….…………………………….…………стр.69-77

3.2. Развитие психики животных………………...……,,,,,,,,,,,,,……….стр.77-88

IV. Происхождение и развитие сознании человека

4.1. Понятие о сознании…………………………………………………………..….стр.89-97

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека…………...стр.97-101

4.3. Развитие психики человека……………………………………………………….стр.101-113

4.4. Физиологические основы психики человека………………….…………...…..стр.113-126

V. Психологическая теория деятельности

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности……………..стр.127-134

5.3. Теория деятельности и предмет психологии……………………………….стр.134-139

5.4. Физиология движений и физиология активности………………..….стр.139-155

VI. Неосознаваемые психические процессы

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов стр. 156-164

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий………………………...….стр.164-168

6.3. «Надсознательные» процессы…………………………………………………..стр.168-171

Список использованной литературы………………………….……стр.171-173

I. Предмет психологии: ее задачи и методы

Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче­нию человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной пауки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к иссле­дованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдель­ных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов иссле­дования человека. Современную науку все больше и больше интересуют пробле­мы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон­ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофи­зиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темпера­мента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толко­вания этого понятия, но все они схо­дятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социаль­ное существо. В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежу­точное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятель­ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че­ловека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Чело­век всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его актив­ность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом мо­жет быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъ­екта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, прису­щая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целена­правленного поведения и, как след­ствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъ­екта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматри­ваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объ­ект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социаль­ное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное созна­нием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно це­лое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и соци­альных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, свое­образия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индиви­дуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнооб­разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изу­чающих человека и его деятельность.

Наши рекомендации