Методологические основы изучения человека. Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
Федеральное Агентство по образованию Российской Федерации
Высшего профессионального образования
Башкирский государственный педагогический университет
Им. М. Акмуллы
Институт исторического и правового образования
Юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология»
на тему: «Введение в общую психологию»
Выполнила: студентка 3 курса
Заочного отделения
Группы ЮРС
Валишева А.Б.
Проверила:
Иванченко Т.П._____________
Уфа – 2008 год
Содержание
I. Предмет психологии: ее задачи и методы
1.1. Методологические основы изучения человека……………………………...…….стр.3-6
1.2. Наука о человеке и человечестве……………………………….……стр.6-12
1.3. Психология как наука…………………………………..…………...стр.12-17
1.4. Основные методы психологических исследований……………………………...стр.17-27
II. Психология в структуре современных наук
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании…………………………………………..………………………..стр.28-36
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения……...……………………....стр.36-41
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении………………………………………...…стр.41-47
2.4. Становление отечественной психологии………………….…………..……….стр.47-52
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук………………………………...….…стр.52-61
2.6. Основные отрасли психологии…………………………………………...……..стр.61-68
III. Понятие о психике и ее эволюции
3.1. Понятие о психике………….…………………………….…………стр.69-77
3.2. Развитие психики животных………………...……,,,,,,,,,,,,,……….стр.77-88
IV. Происхождение и развитие сознании человека
4.1. Понятие о сознании…………………………………………………………..….стр.89-97
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека…………...стр.97-101
4.3. Развитие психики человека……………………………………………………….стр.101-113
4.4. Физиологические основы психики человека………………….…………...…..стр.113-126
V. Психологическая теория деятельности
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности……………..стр.127-134
5.3. Теория деятельности и предмет психологии……………………………….стр.134-139
5.4. Физиология движений и физиология активности………………..….стр.139-155
VI. Неосознаваемые психические процессы
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов стр. 156-164
6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий………………………...….стр.164-168
6.3. «Надсознательные» процессы…………………………………………………..стр.168-171
Список использованной литературы………………………….……стр.171-173
I. Предмет психологии: ее задачи и методы
Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной пауки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.