Психотерапевт должен сочетать фрустрацию и поддержку
Гештальттерапия дает:
- поддержку;
- осознание своего опыта в рамках принципа «здесь и теперь»;
- получение переживаний в настоящий момент;
- драматизация; фрустрация в работе;
- динамизм.
Основные приемы:
- Расширение осознания.
- Интеграция противоположностей.
- Усиление внимания к чувствам.
- Работа с мечтами (снами).
- Принятие на себя ответственности.
- Преодоление сопротивления (осознание его и риск).
Основной инструмент работы гештальттерапевта:
- Экспериментирование, создание ситуаций, в которых терапевт
Начинает делать необходимую ему работу, при этом он исходит из
Идеи клиента, обнаруживает то, что интересно клиенту.
- Установление обратной связи на основании того, что я вижу.
- Драматизация — психодрама.
- Сны, мечты: разыгрывание частей сна как не принимаемых
частей «Я» — это часть самого человека.
- Направляемое поведение (скрещенные ноги: попробуйте этого
не делать, что вы будете испытывать?)
- Интрапсихический эксперимент: что чувствует внутри себя, с
Одной стороны, с другой — конфликтующие чувства, установить, где
Они объединятся.
- Фантазии: давайте представим, что будет.
- Метафора: «игрушка клоуна» — представить злого, доброго.
- Использование чувств необычным способом, чтобы изучить
свой мир: если терапевт в основном опирается на интеллект, то мож-
Но предложить прикосновения, слезы. Психотерапевт не интерпрети-
Рует рассказ добровольца, а следует за ним, всячески поддерживая его
В попытке осознать свои чувства и поведение.
Цель гештальттерапии: пробуждение организмических процес-
Сов в каждом участнике. Достижение, пролонгированное во времени,
Личностной целостности. Пробуждение скрытых возможностей путем
Поощрения осознания своих потребностей и способствование про-
Движению клиента к зрелости.
Задачи психотерапевта: помочь клиенту осознать потребность
(сделать ее более четкой, то есть сформировать гештальт) и завер-
Шить ее, то есть помочь выйти из тупика.
Основные приемы экспериментирования
1 .Расширение осознания (упражнение) — аналогично медита-
Ции, но при этом задерживают свое внимание на функциях и расска-
Зывают о них (а не пассивно наблюдают).
2. Интеграция противоположностей. Определение потребно-
Сти зависит от умения вступить в контакт со средой, для того чтобы
Ее удовлетворить — необходимо умение разграничить среду и свое
«Я» плюс умение разграничить аспекты своего «Я»: функцию, истин-
Ность, полярность. В нас идет борьба противоречивых тенденций
(диалектика) плюс наши полярные качества (робость — смелость) —
Может возникнуть конфликт внутри нас. Надо осознать свои противо-
Речивые качества и чувства, сопровождающие эту борьбу. Для этого
предлагается упражнение двух стульев: нападающий (должен) — за-
Щищающийся (хочет, может).
3. Усиление внимания к чувствам. Неприятные переживания —
Избегание. Полезно (иногда) утрировать, усиливать чувства — разыг-
рывание ролей. Возможен рисунок, танец.
4. Работа с мечтами (фантазиями), снами. Фантазия — спон-
танная продукция, фрагменты «Я», которые при обычном рассказе
Могут подавляться. Психотерапевт не интерпретирует фантазии, кли-
ент исследует их сам:
- перенос мечты на реальную почву;
- идентификация мечты со своей личностью: описать мечту в на-
Стоящем, идентифицировать объект мечты со своей личностью; мож-
Но проработать один фрагмент фантазии (можно использовать упраж-
Нение двух стульев).
5. Принятие ответственности на себя. Непринятие — невроз,
Дыры в личности. Не может осознать сам — проецирует во вне. При-
ем: не поддерживать клиента в сетованиях на свою судьбу.
6. Сопротивление — обратить внимание: «Слышишь ли ты сей-
час свой голос?» Какие чувства скрываются за этим? Клиент осознает,