Виды общения. Деловое общение и его кодекс.

Выделяется несколько видов общения:

1. Деловое общение. Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.

Кодекс делового общения:

1. Принцип кооперативности (или кооперации) – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора».

2. Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше чем требуется в данный момент

3. Принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение».

4. Принцип ясности – «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»

5. Принцип слушания – «умей слушать и понять нужную мысль»

6. Психологический принцип – «умей учесть индивидуальные особенности собеседника рад и интересов дела».

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

- партнёр в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

- общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

- основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Основную часть делового общения составляет служебное общение, которое общение, которое определяет взаимодействие людей в фирмах, организациях и на предприятиях в рабочее время. Кроме того, понятие «деловое общение» охватывает взаимодействие людей во внерабочее время – на деловых приёмах, семинарах, выставках и т.п.

2.Межличностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношение к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг разрешения какого-либо конфликта.

3. Инструментальное общение – это общение, которое не является самоцелью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения.

4. Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае –потребности в общении.

5. Светское общение характеризуется беспредметностью, то есть люди говорят то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Кодекс светского общения:

- вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»;

-одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»;

- симпатия: «будь доброжелательным, приветливым».

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приёмов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – последуют агрессивные, грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему.

8. Духовное. Характеризуется полным взаимопониманием, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймёт вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предвидеть его реакции. Более глубокой формой духовного общения может считаться общение гуманистическое, удовлетворяющее потребности в понимании и сочувствии.

9. Ритуальное общение. Характеризуется поддержанием связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества (дни рождения, встречи выпускников, свадьба, похороны, приветствия и прощания и т.п.)

10. «Контакт масок». Формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Очень часто контакт масок используется людьми, постоянно находящимися в центре внимания.

По содержаниюобщение может быть:

1. Материальное общение (обмен предметами продуктами деятельности). При материальном общении субъекты будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

2. Кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими стояниями). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.

3. Мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

4. Деятельностное общение (обмен действиями, умениями, навыками). Деятельностное общение совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида.

5. Когнитивное общение (обмен знаниями). Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития.

По целям общение делится на следующие виды:

1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потребностей.

2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть:

1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.).

2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).

3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).

4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Наши рекомендации