Алалия, определение, формы, ее характеристика.

Алалия – системное недоразвитие речи коркового генеза, которое наступает до 3 лет.

Страдают:

· все компоненты речевой деятельности (фонетика, лексика, грамматика)

· все впф и психологическая база речи (внимание, память, восприятие и мышление)

· вся моторная сфера (общая, мелкая, артикуляционная) – это связано с поражением коры ГМ

· прежде всего, не формируются произносительные механизмы речи (нарушена моторика: страдает кинестезия (первично!), кинетическая основа движения, произвольная артикуляционная моторика (т.е. по инструкции //широко открыть рот// не повторит), непроизвольная не нарушена (дома ест и спокойно широко раскрывает рот)).

Причины поражения коры ГМ – в пренатальном, натальном и постнатальном периоде – те же, что при дизартрии. Чаще всего у мальчиков.

Наибольшее распространение получила клиническая классификация алалии, в основе – учет локализации, механизмов поражения КГМ: моторная, сенсорная

моторная сенсорная
· поражение моторных областей КГМ (зона Брока) · нарушение взаимодействия нескольких анализаторных систем · поражение височных отделов КГМ (зона Вернике)

Характеристика нарушений при алалии:

Моторная сфера

Долго неуклюжая моторика, позднее начинает сидеть, ходить, не может попрыгать, перпрыгнуть, повторить движения.

Механизмы нарушения артикуляционной моторики:а)кинестетическая апраксия:поиски артикуляции, замены, смешения артикуляционных движений, б) кинестетическая апраксия: нарушена слоговая и звуковая стороны слова

Структура слова

Слоговая структура (*самое значимое для диагностики алалии, без этого не алалия!!!) Не формируется слог и слоговая структура слова.

6 типов нарушения слоговой структуры слова(не обязательно все типы будут присутствовать):

1) Элизии – а) выпадает гласная (//кртина), б) выпадает целый слог (//сипед в 4,5 – 6 лет)

2) Персеверации – паталогическое застревание на отдельных слогах (//шкококола)

3) Перестановки слогов (//комоло, лококо)

4) Уподобление (антиципация) (//пипитан)

5) Контаминации – соединяет элементы нескольких слов в одно слово (//кабутка – конура и будка, трашет – трактор пашет)

6) Итерации– добавляет гласный (//тырава, дырова)

Звуковая структура слова

· вовремя начинает гулить, но «затухает». «Начал говорить, потом речь пропала».

! особенность нарушения при алалии

1) Замена сложных звуков на более простые

2) Замены многообразны, т.е. один звук имеет множество заменителей (лапа – напа, дапа, мапа…) – ищут нужную артик позу.

3) Нарушена сама звуковая структура слова. Выпадает стечение согласных (//ранспорт, ружный)

Семантическая структура

1) Полисемантизм – одно слово имеет несколько обозначений (//киса – кошка, варежки, шуба)

2) Значительно расширяется значение конкретного слова (//дяденька делает табуретку – вместо красит, делает нож – вместо точит, делает хлеб – вместо печет)

3) Замена слов. По характеру замен отличаем у/о от алалии. У у/о больше замен близких по звуковому составу. У алаликов замены близкие по смыслу (//не топор, а молоток, не чашка, а стакан)

4) Абстрактная соотнесенность слов не с конкретным предметом, а понятием (//не помидор, а овощ).

Морфемная структура

1) Нарушается понимание грамматической формы слова. Лексическое значение понимают.

2) НЕ понимают:

а) отношение Р.п., Д.п., Пр.п. (//покажи мяч – сделают, а покажи указкой мяч – нет. Покажи, где Олина шапка – покажут Олю и шапку)

б) косвенные конструкции предложений (//Коля ударил Петю (прямая конструкция), а Петю ударил Коля (косв-ая). Кто драчун?)

в) сравнительные конструкции (//Коля сильнее Пети. Кто самый сильный?)

г) пространственные предлоги: в, на, за, около, сзади.

д) временные конструкции (//что после/перед вторником? Что перед/после весны?)

3) В устной речи неправильно употребляют грамматические формы (//у воробей нет глазей, книга лежит на столу)

4) Не умеют образовывать новые слова, отсутствует словотворчество.

ОНР1 – вообще не образуют новых слов, говорят только словосочетанием (//маленький дом вместо домик)

ОНР2 – только начинают выделять морфемы, начинают образовывать новые слова с огромным количеством ошибок.

ОНР3 – слышат, выделяют морфемы, пользуются способами словообразования, ошибок меньше.

При накоплении словаря у алаликов идет большее кол-во нарушений слоговой структуры слова.

Структура предложения

Структурный аграмматизм – нарушение кол-ва и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов (есть и у дизартриков при нарушении письма). У них нарушается количество слов в предложении, последовательность слов.

Виды структурного аграмматизма:

1. Говорит словом, которое сопровождает паралингвистическими средствами языка (//Ди – и указывает пальцем (иди)).

2. Говорит двумя существительными (//Мама (пошли) магазин).

3. Не слышат предлогов (//Птичка сидит заборе).

4. Неправильный порядок слов (прилагат после сущ-го, гл в конце предложения).

Морфологический аграмматизм:

1. Нарушено согласование в роди и числе (//Мама и Оля пошлА. Он упалА).

2. Нарушены нормы управления, т.е. падежные окончания (//Книга лежит на столУ).

Связная речь

Нарушена. В норме: мысль => замысел (Тема: о ком, о чем буду говорить. Рема: что буду говорить) => внутренняя речь (программирование высказывания) => предикат (глаголы, прилагательные) (//прибежала+грызет+прыгнул+упала) и валентность предиката (это связи слов в предложении. Развертывание сжатого содержания) //Купил {Кто? Что? Кому? Где?} мама, книгу, дочке, в магазине).

У алаликов выпадают предикаты и их валентности (что и при ринолалии, и при дизартрии).

Наши рекомендации