Проба на понимание логико,грамматических конструкций
0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз
с картинками с первого предъявления.
1 — Единичные ошибки в понимании пассивных конструкций или одно-
кратная необходимость повторного предъявления.
2 — Многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассив-
ных конструкций с частичной коррекцией или многократная необходи-
мость повторного предъявления.
3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем
в половине предъявленных фраз.
4.2.5. Исследование памяти
Исследование мнестических функций включает в себя следующее.
1. Тесты на слухоречевую память:
• заучивание пяти (в 3 года) и семи (от 4 лет) не связанных по смыслу
слов за 3 предъявления. Возможно дополнительное (четвертое)
предъявление для детей, не достигших возрастного норматива к тре-
тьему предъявлению. Но большинство дошкольников достигают
максимума в течение 3 попыток и затем отказываются повторять
(«устал») или снижают показатели запоминания слов. Флуктуации
результатов в процессе заучивания нормативны для дошкольников;
Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников 39
• запоминание после 1–2 предъявлений и пересказ с опорой на вопросы
логически связанной информации (для детей старше 4 лет) расска_
за «Сережа» (лист 25 Альбома), включающего 7 смысловых элемен-
тов: проснулся, ищет, носки на столе и под столом, ботинок под кро-
ватью, нет другого ботинка в комнате, возится, опоздал.
2. Тест на двигательную память: запоминание 2 серий из 2–3 дви-
жений.
3. Тест на зрительную память: запоминание и узнавание 1–2 (в зависимо-
сти от возраста) групп из 3 изображений реальных предметов.
Выявляемые симптомы
5.1. Низкая продуктивность (по сравнению с нормативным для данного
возраста объемом) запоминания в процессе заучивания.
5.2. Инактивность заучивания (плато и персеверации стимулов).
5.3. Конфабуляции (вплетения непредъявленных элементов).
5.4. Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при
первом предъявлении для детей от 4 лет).
5.5. Звуковые замены (близким по звучанию словом).
5.6. Семантические замены (близким по смыслу словом).
5.7. Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой).
5.8. Незапоминание последовательности элементов (для детей старше 5 лет).
5.9. Незапоминание смысловых элементов текста (для детей старше 4 лет).
5.10. Трудности усвоения двигательной программы (необходимость прого-
варивания или сопряженного выполнения).
5.11. Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двига-
тельной программы.
5.12. Невозможность усвоения двигательной программы.
КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК
Тест на слухоречевую память
В соответствии с возрастными нормативами выставляется оценка за про-
дуктивность (объем) запоминания — максимальный результат заучивания
в течение 3–4 предъявлений.
0 — Заучивание к 3–4 предъявлению 3 слов для 3-летних, 5 слов для
4-летних детей и 6 слов для детей старше 5 лет при минимальном объе-
ме запоминания после первого предъявления — 3 слова для детей стар-
ше 4 лет.
0,5 — Неуверенное воспроизведение, 1–2 ошибки типов 5.5; 5.6; 5.8 с са-
мокоррекцией.
40 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
1 — Снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по срав-
нению с возрастным нормативом или низкий первоначальный объем запо-
минания для детей от 4 лет.
1,5 — Снижение объема запоминания на 2 элемента по сравнению с воз-
растным нормативом или многократные ошибки указанных выше типов
с самокоррекцией.
2 — Указанные выше ошибки с неполной коррекцией, или наличие симп-
томов инактивности запоминания и конфабуляций, или попытки отказать-
ся от дальнейшего заучивания, преодолеваемые уговорами.
3 — Снижение объема запоминания более чем на 50% по сравнению с воз-
растным нормативом или не поддающийся коррекции отказ от заучивания
после 1–2 попыток.