Проба на понимание логико,грамматических конструкций

0 — Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз

с картинками с первого предъявления.

1 — Единичные ошибки в понимании пассивных конструкций или одно-

кратная необходимость повторного предъявления.

2 — Многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассив-

ных конструкций с частичной коррекцией или многократная необходи-

мость повторного предъявления.

3 — Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем

в половине предъявленных фраз.

4.2.5. Исследование памяти

Исследование мнестических функций включает в себя следующее.

1. Тесты на слухоречевую память:

• заучивание пяти (в 3 года) и семи (от 4 лет) не связанных по смыслу

слов за 3 предъявления. Возможно дополнительное (четвертое)

предъявление для детей, не достигших возрастного норматива к тре-

тьему предъявлению. Но большинство дошкольников достигают

максимума в течение 3 попыток и затем отказываются повторять

(«устал») или снижают показатели запоминания слов. Флуктуации

результатов в процессе заучивания нормативны для дошкольников;

Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников 39

• запоминание после 1–2 предъявлений и пересказ с опорой на вопросы

логически связанной информации (для детей старше 4 лет) расска_

за «Сережа» (лист 25 Альбома), включающего 7 смысловых элемен-

тов: проснулся, ищет, носки на столе и под столом, ботинок под кро-

ватью, нет другого ботинка в комнате, возится, опоздал.

2. Тест на двигательную память: запоминание 2 серий из 2–3 дви-

жений.

3. Тест на зрительную память: запоминание и узнавание 1–2 (в зависимо-

сти от возраста) групп из 3 изображений реальных предметов.

Выявляемые симптомы

5.1. Низкая продуктивность (по сравнению с нормативным для данного

возраста объемом) запоминания в процессе заучивания.

5.2. Инактивность заучивания (плато и персеверации стимулов).

5.3. Конфабуляции (вплетения непредъявленных элементов).

5.4. Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при

первом предъявлении для детей от 4 лет).

5.5. Звуковые замены (близким по звучанию словом).

5.6. Семантические замены (близким по смыслу словом).

5.7. Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой).

5.8. Незапоминание последовательности элементов (для детей старше 5 лет).

5.9. Незапоминание смысловых элементов текста (для детей старше 4 лет).

5.10. Трудности усвоения двигательной программы (необходимость прого-

варивания или сопряженного выполнения).

5.11. Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двига-

тельной программы.

5.12. Невозможность усвоения двигательной программы.

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

Тест на слухоречевую память

В соответствии с возрастными нормативами выставляется оценка за про-

дуктивность (объем) запоминания — максимальный результат заучивания

в течение 3–4 предъявлений.

0 — Заучивание к 3–4 предъявлению 3 слов для 3-летних, 5 слов для

4-летних детей и 6 слов для детей старше 5 лет при минимальном объе-

ме запоминания после первого предъявления — 3 слова для детей стар-

ше 4 лет.

0,5 — Неуверенное воспроизведение, 1–2 ошибки типов 5.5; 5.6; 5.8 с са-

мокоррекцией.

40 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте

1 — Снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по срав-

нению с возрастным нормативом или низкий первоначальный объем запо-

минания для детей от 4 лет.

1,5 — Снижение объема запоминания на 2 элемента по сравнению с воз-

растным нормативом или многократные ошибки указанных выше типов

с самокоррекцией.

2 — Указанные выше ошибки с неполной коррекцией, или наличие симп-

томов инактивности запоминания и конфабуляций, или попытки отказать-

ся от дальнейшего заучивания, преодолеваемые уговорами.

3 — Снижение объема запоминания более чем на 50% по сравнению с воз-

растным нормативом или не поддающийся коррекции отказ от заучивания

после 1–2 попыток.

Наши рекомендации