Понимание логико-грамматических конструкций

Проба направлена на исследование понимания пространственных и квазипространственных отношений.

Реквизит.Наборы картинок (Ахутина, 1999):

1) шесть парных картинок с изображением действий между двумя объектами;

2) шесть картинок с различным расположением ящика и бочки относительно друг друга.

Проба выполняется в два этапа.

1 этап. Исследование понимания активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов.

Инструкция.«Посмотри на эти картинки и найди, где изображено:

дядю обрызгала тетя

трактором перевозится машина

газету закрывает книга

клеенка покрыта скатертью

девочкой спасен мальчик

мама перевозится дочкой».

Процедура. Ребенку предъявляют 12 картинок, из которых он выбирает требуемое изображение.

2 этап. Исследование понимания предложных конструкций.

Инструкция.«Посмотри на эти картинки и найди, где изображено:

в ящике бочонок

ящик за бочонком

на бочонке ящик

бочонок перед ящиком».

Процедура.Ребенку также предъявляются картинки с изображением бочонка и ящика в различных положениях относительно друг друга, из которых он выбирает требуемые.

Система оценки. Проба оценивалась по двум параметрам:

1) количество правильно понятых активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов;

2) количество правильно понятых предложных конструкций.

Нейропсихологические пробы

Кинестетический праксис

Функции Проба
Выполнение по зрительному образцу. Ребёнку предлагается воспроизводить задание положения пальцев рук.
Вариант выполнения Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты
Тоже на левой руке.
Перенос поз Глаза ребёнка закрыты. Врач придаёт руке ребёнка определенную позу, ребенок должен воспроизвести её другой рукой.
Вариант выполнения Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты
Тоже на левой руке.

Пространственный праксис

Функции Проба
Пространственный праксис Ребёнок сидит напротив врача. Врач придаёт определённое пространственное положение своей руке, ребёнок должен воспроизвести его той же рукой.
«Голосование»рука согнута в локте и поднята вверх.
Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.
Большой палец под подбородком, ладонью сагитально, пальцами вперёд.
Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами к себе.
Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя.
Левая рука касается правого уха.
Правая рука касается левого уха.

Динамический праксис.

Функции Проба  
Схема трёх положений кисти Ребёнку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.  
Вариант выполнения Задание выполняется правой рукой.  
Задание выполняется левой рукой.  
Выполнение графических проб Ребёнку предлагается, рисовать заданный узор правой рукой в течение 20 сек.  
Реципрокная координация Ребёнку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положения обеих кистей, расправляя одну и сжимая другою.  

Слухо–моторная координация.

Функции Проба
Оценка ритмов Оценочные «пачки» (II И III),
Серии «пачки» (II II II или III III III).
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. Врач выстукивает ритмы, ребёнку предлагается повторить его.
Простые ритмы (II II II, II III III, II II II);
Акцентированные ритмы(II III II III II III, III II III II III II).
Воспроизведение ритмов по инструкции. Ребёнку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции
Стучать «по 2 раза », « по 3 раза».
Стучать «по 2 раза сильно, и по 3 раза слабо».

Стереогноз.

Функции Проба
Стереогноз Глаза ребёнка закрыты. Врач вкладывает предметы в его руку. Ребёнок на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы: по три в каждою руку; расчёска, ключ, булавка).
Вариант выполнения Ощупывание предметов правой рукой.
Ощупывание предметов левой рукой.

Зрительный гнозис.

Функции Проба
Зрительный гнозис Ребёнку предлагается различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе).
Вариант выполнения Реалистические изображения.
Схематические изображения
Наложенные изображения
Ребёнку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено.
Ребёнка просят показать называемый объект (используются те же картинки , что при исследовании зрительного гнозиса).

Речь.

Функции Проба
Сенсорная речь Ребёнку просят показать называемый объект(используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса).
Ребёнка просят повторить звуки «у, б, л, д».
Ребёнка просят повторить слоги «ба-па», «да-та», «би-ба-бо».
Ребёнка просят повторить слова «дочка, точка, кораблекрушение».
Ребёнка просят повторить фразу «В саду за высоким забором росли яблоки».
Номинативная речь Реалистические изображения.

Слухо-речевая память.

Функции Проба
Запоминание 2-х групп по три слова. Ребёнку предлагается повторить слова: «холод, цветок, книга». После этого предъявляется вторая группа слов;слон, вода, пол. Ребёнка просят повторить первую группу слов, затем просят назвать вторую групп слов. Если ребёнок не воспроизводит слова правильно, процедура повторяется снова (не более 5 раз).
Запоминание 5слов. Ребёнку предлагается повторить слова: «дом, кот, лес, ночь, звон». После этого предъявляется вторая группа слов в заданном порядке (последнее обстоятельство подчёркивается). Если ребёнок не воспроизводит слова правильно, процедура повторяется снова (не более 5 раз).
Воспроизведение слов после интерференции. Ребёнка просят припомнить две группы слов, затем – опять 5 слов, которые он только что воспроизвёл.
Повторение рассказа. Ребёнку предъявляют короткий рассказ, затем просят передать его содержание(на пример, рассказ Л.Н. Толстова «Курица и золотые яйца»).

Рисунок.

Функции Проба
самостоятельный Ребёнку предлагается нарисовать домик, человека.
Срисовывание образца Ребёнку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой, человека.
Задание выполняется левой рукой.

Зрительная память.

Функции Проба
Запоминание невербальных стимулов Ребёнку предлагается срисовать 5фигур, после чего образец убирается и ребёнок должен воспроизвести его по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5раз.
Запоминание вербальных стимулов Ребёнка просят скопировать 5 букв; Е, Г,К, У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5раз. Задание выполняется левой рукой.
Воспроизведения после интерференции. Ребёнка просят письменно воспроизвести все фигуры, а потом все буквы, которые предъявлялись для запоминания.

Чтение.

Функции Проба
Чтение. Ребёнку просят назвать все буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы.

Письмо.

Функции Проба
Письмо. Ребёнка просят написать правой рукой слова; «дом, окно, халат».
Списать правой рукой «Я хочу домой».
Ребёнка просят написать левой рукой слова под диктовку; «кровать, луч».
Списать правой рукой «ток, нос».
Написать в максимально быстром темпе цифры от 1до10 правой рукой.
То же левой рукой.

Счёт.

Функции Проба
Счёт. Ребёнку предлагается ответить, сколько будет 3+4, 7+5, 11-4, 18:6, 5*3.

Задача.

Функции Проба
Задача. Ребёнка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши –6. сколько яблок у обоих?».
Ребёнка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони –2 больше. Сколько игрушек у обеих девочек?».

Кинестетический праксис

Понимание логико-грамматических конструкций - student2.ru Понимание логико-грамматических конструкций - student2.ru

Наши рекомендации