Сущность психических состояний.
Психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека,характерный для него в каждый данный момент времени.
Психические состояния многообразны. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность.
Физиологические основы психических состояний.Физиологически психические состояния представляют собой функциональные состояния психики человека, обеспечивающие определенный уровень динамического взаимодействия его организма с внешней средой в процессе деятельности.
Функциональные состояния обеспечивают:
— адекватную мобилизацию Организма,когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
— динамическое рассогласование, при котором различные системы организма не полностью или недостаточно качественно поддерживают его деятельность.
Регуляция функциональных состояний человека осуществляется с помощью особой категории нейронов, именуемых модуляторными,которые могут быть активирующего и не активирующего типа.
Нейроны-модуляторы объединяются в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола головного мозга и его лимбической системы, образуя активизирующие или затрудняющие деятельность модулирующие системы,которые регулируют тонус коры и подкорковых структур, оптимизируя тем самым деятельность организма.
Важнейшим регулятором функциональных состояний человека является головной мозг, точнее, передние отделы коры больших полушарий — фронтальные зоны. Именно они управляют деятельностью модулирующих нейронов и их систем, стимулируя или снижая активность ретикулярной формации и лимбической системы, деятельность организма человека в целом.
Совокупность различных проявлений процесса функционирования перечисленных нервных систем порождает разные психические состояния человека в зависимости от того, в какие обстоятельства жизненной и профессиональной активности он попадает. Как правило, посредством мотивации и в результате проявления волевых усилий люди стремятся или использовать определенные положительные психические состояния, или преодолевать те, которые сказываются отрицательно на их деятельности.
Литература.
Психические образования.
5.5. Психические образования.
Психические образования.
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Знания— совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появлению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.
Начальные умения— это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека.
Следует различать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.
Простые навыки— несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания.
В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцированное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения. Образуются системы условно-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. В результате выработки навыка, во-первых, резко уменьшается время выполнения действия; во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при движении приходит в соответствие с задачей деятельности.
Сложные навыки— усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности.
Сложные умения— это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Литература.
Навыки.
5.6. Сущность навыка.
Сущность навыка.
В процессе закрепления знаний и обучения (упражнений) профессиональной деятельности формируются навыки и умения. Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.
Навык - это слитная посредством общей функциицепь закрепленных в повторении операций.
На схеме навык представлен в виде двух взаимосвязанных компонентов.
Компонент 1— собственно обученность человека как чистая составляющая навыка, обычно включающая систему реакций, координации движений, их согласования в процессе деятельности.
Компонент 2— выработанная в процессе упражнений способность человека адаптироваться к конкретным условиям деятельности и реализовывать полученные знания.
В формировании навыка выделяют три основных этапа:
— аналитический— вычленение и овладение отдельными элементами действия;
— синтетический— объединение изученных элементов в целостное действие;
— автоматизацию— упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.
Навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере увеличения количества повторений упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Результаты упражнений могут быть выражены графически. Количественные показатели совершенствования навыка можно получить различными путями, в частности измерением количества работы, выполненной п единицу времени, затраченного на каждое упражнение.
Навык может быть сформирован разными путями с помощью:
— простого показа;
— объяснения;
— сочетания показа и объяснения.
Во всех случаях необходимо осознать и четко представлять схему действий и место в нем каждой операции.
К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и расчленение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.
Литература.
Занятие № 13-15
Психология личности.
План:
6.1. Характеристика личности и особенности её развития.
6.2. Основные направления и тенденции психического развития.
6.3.Классификация базовых понятий «индивид», «личность», «субъект»,
«индивидуальность».
6.4. Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии.
6.5. Психологическая структура личности.
6.6. Направленность личности.
6.7. Структура и особенности потребностей.
6.8. Психологическая характеристика мотивов.
6.9. Психологическая характеристика интересов.
6.10. Психологическая характеристика темперамента.
6.10.1. Понятие темперамента
6.10.2. История учения темперамента
6.10.3. Физиологические основы темперамента
6.10.4. Типы темперамента
6.10.4.1. Психологическая характеристика типов темперамента
6.10.5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6.10.6. Темперамент как фактор деятельности
6.10.7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
6.10.8. Темперамент и характер
Заключение
Список использованной литературы.
6.11. Психологические особенности представителей различных темпераментов.
6.12. Сущность характера.
6.13. Сущность способностей.
Литература
6.1. Характеристика личности и особенности её развития.
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
1. Содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.
Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей иинтересов, отношений, позиций.
Психологическая сущность мировоззрения личности проявляется в специфическом влиянии ее индивидуально- и социально-психологических качеств на поведение, действия и поступки.
2. Степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.
Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств.
3. Степенью осознанности человеком своего места в обществе.Довольно часто человек долго не может в силу обстоятельств найти свое место в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться.
4. Содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью или легкостью их переключаем ости, узостью или многогранностью.
Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.