КВС» — контакт, взаимодействие, сотрудничество
«КВС» — контакт, взаимодействие, сотрудничество. К созданию необходимой атмосферы для совместного творчества эти три кита имеют самое непосредственное отношение.
По духу своему задания этого раздела продолжают и развивают те, которые были приведены в разделе «Круг друзей». Но они не требуют круга как некой специфической формы для проведения репетиций.
В этом разделе вы найдете задания для пар участников и групповые упражнения, требующие осознанного партнерства, умения взаимодействовать, по-актерски пристраиваться для решения творческой задачи.
Важным элементом психофизического тренинга актера-любителя и сплочения театральной группы служит известное задание «Поводырь».
31. «СВИДАНИЕ ВСЛЕПУЮ»
Это задание поможет научиться концентрироваться на партнере. Его эффективность проявляется и в создании атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, представления и переживания взаимной ответственности...
Группа произвольно разбивается на пары, которые занимают центр комнаты, (Лучше, если вместе окажутся как можно менее знакомые люди.)
Возьмитесь за руки. Посмотрите на них внимательно, изучите руки партнера (2—3 минуты).
Закройте глаза и не открывайте их до окончания игры. Эта игра доставит вам удовольствие и окажется значимой только при соблюдении нескольких законов:
· до моей команды все находятся в игре, не открывая глаз;
· разговаривать нельзя;
· во время игры вы соблюдаете все меры предосторожности, чтобы не ушибиться самим и не нанести вреда товарищам.
Комната освобождена от мебели. Я слежу за тем, чтобы вы не наткнулись на углы и стены. Вы же отвечаете за себя, передвигаясь по комнате с вытянутыми (полусогнутыми в локтях) руками и открытыми наружу ладонями.
Задание заключается в том, что вам за короткое время (около 5-7 минут) необходимо найти своего партнера по рукам. Если вы считаете, что товарищ найден, просто останьтесь стоять в паре до окончания упражнения. Только тогда, открыв глаза по разрешению ведущего, вы сможете убедиться в правильности своего выбора.
После выполнения упражнения обсуждаем делимся впечатлениями.
— Какие чувства вызвало упражнение?
— Насколько уверены вы были в правильности своего выбора? Что внушало вам уверенность?
— Как вы пытались запомнить руки партнера? На какие признаки обращали внимание?
— Опишите ваш процесс поиска. Как долго вы продолжали его? Какие чувства испытывали, сталкиваясь с «чужими руками»?
— Изменилось ли что-то в отношениях между вами и партнером после окончания игры?
32. «ПОВОДЫРЬ»
Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто — второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. Ведомому придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств, и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру-поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища.
Для выполнения упражнения нам потребуется все пространство комнаты, входы и выходы из нее. Будет очень хорошо, если мы сможем использовать также коридор, смежные помещения, выход на улицу... Расширение пространства действия делает задание гораздо более значимым. Разумеется, вместе с актерами мы позаботимся о том, чтобы освободить предполагаемый маршрут движения пар от опасных или крупногабаритных посторонних предметов, от столов с острыми углами...
— Итак, мы начинаем упражнение «Поводырь». Поводырь проверяет готовность своего партнера к упражнению: если глаза ведомого завязаны, не давит ли ему повязка? Есть ли какие-то проблемы? Все готовы? Тогда я объявляю первый этап. Поводырь встает за спиной ведомого и кладет ему руку на плечо.
По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд. <...>
— Закончился первый этап упражнения. Теперь я прошу ведущего стать лицом к ведомому. Протяните друг другу руки так, чтобы ладонь ведущего была внизу, а ведомого — легла сверху на ладонь поводыря. На втором этапе вам предстоит пройти маршрут именно в такой «гибкой» связке. В то же время старайтесь не терять контакта междуладонями: рука ведомого не должна соскальзывать с руки ведущего! Это непросто, но я верю, что после первого этапа вы стали лучше понимать друг друга, и это взаимопонимание поможет паре пройти второй этап задания не менее успешно. <.„>
— Мы продолжаем упражнение и вновь меняем стиль ходьбы. Поводырь встает сбоку или сзади ведомого без всякого физического контакта с ним. Теперь вам предстоит пройти совместный маршрут лишь с помощью словесных указаний. <...>
— Я хочу поблагодарить всех поводырей за ответственное выполнение задания. Спасибо следует сказать и ведомым, которые с доверием отнеслись к своим товарищам. Поблагодарите друг друга. Сейчас по моей команде вы получите возможность испытать те же чувства, которые только что пережил ваш партнер: вам предстоит поменяться ролями.
Надеюсь, что пары готовы? Мы начинаем упражнение вновь с первого этапа... <...>
После окончания упражнения усаживаемся в круг и рассказываем о своих впечатлениях в ходе игры.
— Что вы чувствовали, когда были ведомым? Легко ли доверить себя другому человеку? Чего вы боялись больше всего? Какое отношение вы испытывали к ведущему? Кто безоговорочно верил своему поводырю? Почему? Что заставляло вас с недоверием относиться к вашему партнеру?
Какие чувства вы испытывали, будучи ведущим? Обижало ли вас недоверие партнера, как вы его чувствовали? Удалось ли наладить между вами эмоциональную связь, что потребовалось для этого? Какой этап задания был наиболее сложен и почему?
Кем, по вашему мнению, быть сложнее: поводырем или ведомым?
Приведу еще один вариант упражнения. Попросим ведущего встать лицом к ведомому на небольшом от него расстоянии. Между игроками не будет никакой физической связи: на этот раз ведение будет осуществляться лишь голосом ведущего, который изберет для себя какой-либо звук и будет постоянно выпевать его. Ведущий будет вести своего партнера, оберегая от неожиданных столкновений. Весь путь ему придется проделать, в основном пятясь назад, чтобы постоянно видеть товарища и буквально прикрывать его собственным телом от других участников и случающихся в пути предметов. Ведомому предстоит научиться узнавать голос своего проводника, выделяя его среди других шумов и голосов, различая его по характеру звука, высоте, тембру. Все же, несмотря на некое неудобство в передвижении, этап этот необычайно интересен именно мобилизацией внутренних ресурсов обоих играющих.
33. «НЕ ПОДГЛЯДЫВАЙ»
Замечательный цикл упражнений, который развивает в актерах партнерские отношения, усиливает доверие, снимает внутренние зажимы, страхи и знакомит их со сценическим пространством, способами его освоения. Все задания этого цикла проводятся участниками с завязанными или просто закрытыми глазами. Протянем руки вперед на уровне пояса и выставим ладони для того, чтобы с большей уверенностью передвигаться по комнате, не опасаясь наткнуться на людей или предметы.
Задания:
· выстроиться в шеренгу по росту;
· «образовать» геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, прямую линию);
· разойтись по углам комнаты так, чтобы в каждом углу находилось определенное количество участников;
· разбиться вслепую на группы по два (4, 6, 7...) участника.
34. «ПРЯТКИ НОЧЬЮ»
Прежде чем объяснить участникам задание, разобьем группу на пары,
— В детстве все мы любили эту простую и увлекательную игру — прятки. Сейчас попробуем сыграть в нее. Но в «Прятках ночью» есть одна особенность: искать товарищей придется с закрытыми глазами. Определять местонахождения игрока можно будет по:
· звуку шагов партнера;
· голосу партнера (в этом варианте от прячущегося требуется любое свое передвижение по комнате сопровождать непрерывным звуком или песней);
· по реакции группы; чем ближе ищущий от своего партнера, тем сильнее зрители хлопают в ладоши («горячо!»). И наоборот: нет хлопков, значит, прячущийся игрок находится далеко («холодно!»).
35. «ЦИФРА — ГРУППА»
— Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» — с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» — разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.
Еще одно условие: нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в этот момент по соседству.
Есть вопросы? Все готовы? Начинаем движение! Увеличьте, пожалуйста, темп! Всячески избегаем касаний и столкновений с товарищами! «Семь!» <...> Уже прозвучала цифра, быстрее распределяемся по группам! Молодцы, эта семерка справилась первой. Эта группа закончила второй, а эта задержалась. В «остатке» у нас оказалось два человека. Прекрасно! Видно, что вы поняли законы и правила игры. Попробуем еще раз. <...>
После трех-четырех раундов останавливаем игру и ужесточаем правила:
— Пожалуйста, вспомните, как в горячке игры вы толкались, хватали друг друга руками, перетаскивая из группы в группу. Представьте себе, что на сцене вам тоже придется разбиться по группам... Уверен, что вы не захотите выглядеть перед зрителем подобной неорганизованной и шумной толпой. Так вот, сейчас то же самое задание вы выполните, абсолютно не используя руки. Уберите их за спину! Тот, кто забудет об ограничении и начнет пользоваться руками при распределении по группам, приведет к проигрышу всю свою команду. Я вынужден буду расформировать группу, и ей придется объединиться уже с другими участниками. Понятно, что фактор времени будет работать против вас.
Все готовы? Начали! <...>
Еще четыре-пять попыток, которые мы контролируем {насколько верно понято и исполняется задание, его быстрота и точность). Следим за тем, чтобы при распределении на группы участники не пользовались руками. Объявляем последний этап:
— Вы хорошо справились с заданием, но вновь забыли о том, что упражнения, которые мы выполняем, — это своеобразная тренировка перед выходом на сцену. Вы уже научились быстро распределяться по группам, не используя при этом руки. Почти не толкаясь. Но шум, который вы производите, сравним с шумом реактивного самолета или восточного базара. Давайте попытаемся выполнить то же задание в абсолютной тишине. Единственное средство связи между вами — это взгляд партнера.
Надеюсь, что все запомнили: руками не пользуемся, они спрятаны у нас за спиной, не разговариваем и при этом максимально быстро разбиваемся на группы в соответствии с называемой ведущим цифрой. Начали! <...>
* * *
Всем, кто работает с детьми определенного возраста, подростками, знакомо: «Я не хочу репетировать с ним, я хочу со своим приятелем!», «Я не буду играть с девчонкой...», «Я не хочу сидеть с мальчишкой...». Сходные проблемы могут возникнуть и в подростковой аудитории, и даже в группе взрослых самодеятельных актеров как следствие зажима. Ощущение неловкости от первых встреч с незнакомыми людьми, излишней природной застенчивости...
Так вот, вышеприведенное упражнение практически избавляет вас от необходимости вникать в тысячу и одну причину субъективных несовместимостей.
Скажем, для следующего упражнения вам необходимо, чтобы вместе работали четыре участника. Назовите цифру «четыре» (проследите за скоростью, спонтанным делением на группы!), и вы получите необходимые для работы четверки. Теперь можете начинать объяснение задания: все актеры воспримут деление как неизбежную данность, не вызывающую споров.
С той же логичностью и тем же успехом вы решите проблему распределения большой группы на определенное количество подгрупп. Предположим, вам необходимо продолжить репетицию в четырех подгруппах. Вы знаете, что на площадке находится двадцать человек. Назвав в последнем раунде цифру «четыре», вы получите пять подгрупп по четыре человека...
36. «ОТВЕЧАЙ ЗА СЕБЯ!»
— Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения к поступки) люди подобного типа боятся.
Есть и другой тип — неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы «мир непременно погибнет!».
Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к «ведомым», либо к «лидерам», либо к какой-то смешанной — между тем и другим типом — группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним «пессимистам», потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними.
ВНИМАНИЕ!!! Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения, ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне! .
— Прошу группу построиться в круг! <...> Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность:
· выстройтесь в шеренгу по росту;
· образуйте два круга;
· выстройтесь в три шеренги с равным количеством участников;
· образуйте три квадрата;
· образуйте четыре треугольника;
· изобразите живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха»... <...>
После выполнения всех заданий под постоянным жестким контролем ведущего — обсуждение.
— Кто из вас лидер по натуре? Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения? Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес свою лепту
в общую победу! Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний? Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?..
37. «САД СКУЛЬПТУР»
Участники разбиваются на пары. Первый номер — скульптор, второй — глина, принимающая под рукой мастера причудливую форму.
После 5-7 минут работы скульпторы прекращают заниматься глиной, и «изваяния» застывают. Наступает время для «прогулки по саду скульптур» — приглашаем всех ваятелей пройти между памятниками и полюбоваться работой коллег. Хорошо, если вы сможете дать скульптуре имя и ваша догадка совпадет с замыслом автора-ваятеля!
Затем каждый возвращается к своей паре. По хлопку — смена ролей: бывшая скульптура оживает, превращаясь в художника, а номер первый соответственно становится податливой глиной.
38. «ПО ОДНОМУ!»
Здесь предложено два варианта упражнения, которое потребует от участников координации действий, максимальной сосредоточенности и терпения. Это еще одно из заданий, помогающих не только выстраивать партнерские отношения, которые важны во время репетиций, на сцене—в ходе подготовки к выступлению и спектаклей, но и создающих отношения сопричастности (к группе, к общему делу, к спектаклю...).
Вариант 1
Группа садится в круг.
Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы.
Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками.
Вариант 2
Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!
Теперь попробуем выполнить сходное задание в другой форме. Прошу выйти на площадку 10—12 добровольцев. (Упражнение эффективно при 8—15 участниках. При большем количестве затрудняется контроль, при меньшем — задание становится достаточно легковыполнимым.)
Наши добровольцы проведут на площадке всего три минуты. Каждому из них придется то находиться в движении, совершая короткие сольные переходы, то замирать на месте... Что здесь сложного? Сложность заключается в том, что, как и в варианте со счетом, в этой модификации задания существуют жесткие и не столь простые для выполнения правила:
· начинать движение по площадке и совершать переход может каждый раз лишь один из игроков команды. Одновременное начало движения двух или более участников приводят к их проигрышу и выходу из игры;
· каждый сольный переход продолжается не более 10 секунд. Каждый из игроков в ходе игры может совершить любое количество переходов;
· следующий игрок может начать движение, только когда предыдущий игрок остановился (опять-таки — не дольше 10 секунд!);
· паузы между переходами не могут превышать трех секунд. То есть если по счету «три» ведущего ни один из участников не начал движение, вся команда считается проигравшей.
Есть вопросы? Всем понятны правила? Желаю успеха!
39. «СПОР ПЕСНЯМИ»
Упражнение начинается с того, что каждый из участников выбирает для себя какую-то строку из песни.
Многократно про себя и вслух проговаривает ее, пытаясь «присвоить» текст, интонацию, смысл строки. Затем режиссер приглашает участников разделиться на пары и выйти на площадку. Все получают одно и то же задание: побеседовать друг с другом, используя в качестве текста только избранные песенные строки.
Режиссер обходит пары одна за другой, следит за их работой, определяет для каждой темы сцены, которые актерам придется исполнить.
Скажем, начальник отчитывает подчиненного за проваленный проект. Текст у начальника: «Я другой такой страны не знаю...» У подчиненного: «Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново...»
Добавлять или выбрасывать слова из строчки, менять их положение нельзя. Можно произносить одно и то же слово на его же месте несколько раз, можно делить строку на сегменты и в каждой реплике использовать, таким образом, не весь текст, а лишь часть его...
Обращаем внимание актеров на то, как скудность текста заставляет быть более выразительными в интонации, в жестикуляции и мимике. Напоминаем о том, что сила голоса, скорость, темп разговора — это характеризующие компоненты речи. Об этих «мелочах» мы как-то забываем, работая над образом. Участие в упражнении «Спор песнями» напоминает о важности невербальной выразительности.
40. «ДИАЛОГ»
В этом упражнении тренируем умение работать с текстом, продолжаем занятия по актуализации жеста и мимики.
Несколько пар получают один и тот же фрагмент текста. К примеру, короткий диалог:
— Здравствуйте
— Ну здравствуйте
— Что слышно
— Без новостей
Я не забыл про существование в письменном языке знаков препинания, а намеренно не воспользовался ими. Каждая из пар, выходя на площадку, должна будет представить свой вариант текста, наполнить его собственным содержанием, а значит, собственной интонацией и знаками препинания, собственным оправданием образов героев...
41. «ДЖИБРИШ»
Джибриш — это звукоизвлечение, некая абракадабра, тарабарщина, отдаленно напоминающая собой язык. В принципе джибришу по желанию можно придать мелодику и фонетические особенности любого языка. Можно попытаться «говорить» «по-итальянски», «по-французски», «по-немецки»... А можно не оставлять языку ни его географическую, ни национальную особенности, а ограничиться лишь эмоциональной окраской речи. Тогда на джибрише можно и ссориться, и объясняться в любви, и читать доклады, и декламировать стихи...
Объяснив особенности джибриша, просим актеров группами по два-три человека выходить на площадку. Каждая группа получает свой сюжет, некую конфликтную ситуацию или место, где разворачивается действие. Задание дается на карточке — зрители не должны знать заранее о содержании сцены. После этого актеры без подготовки играют сцену на джибриш, а зрители пытаются догадаться, в чем был смысл задания и справились ли с ним участники. В обсуждении обращаем внимание на то, что именно мимика, жест, интонационная выразительность оказались в этом упражнении единственными смыслообразующими элементами. Звуковой образ текста наполнился «сыгранным» актерами смыслом.
42. «РАССКАЗ-ЗИГЗАГ»
Делим группу на две шеренги, стоящие друг напротив друга.
Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, «на глазах изумленной публики»! Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем — второй номер второй, и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю.
Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстроить композицию.
У рассказа-зигзага есть несколько модификаций. Провести его можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых предложений. Один участник говорит слово, бросает мяч следующему, тот добавляет свое слово и перебрасывает мяч дальше. Так выстраиваются трехсловные предложения.
Когда эта часть упражнения уже не вызывает сложности, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточивается по комнате. Мяч у ведущего. Он произносит первое предложение рассказа и бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему игроку...
Упражнение продолжается до логического завершения текста.
43. «РАССКАЗ-ЭСТАФЕТА»
На сцене 3—5 участников. Режиссер-ведущий предлагает одному из игроков остаться, остальные участники выходят за дверь.
Оставшийся в комнате актер получает от режиссера пословицу (название песни, сказки...). В комнату приглашается из-за двери очередной игрок, которому первый участник должен передать жестами и мимикой полученную от режиссера-ведущего фразу. Затем второй игрок в своем «показе» пытается объяснить смысл пословицы третьему участнику, и так далее. Группа выигрывает, если последний вошедший в комнату игрок команды безошибочно называет загаданную изначально фразу.
Одна из разновидностей упражнения — не выводя участников групп за дверь, выстроить их в шеренгу спиной к ведущему. Ведущий разворачивает к себе лицом первого игрока и называет ему задание. Тот, коснувшись следующего участника, дает ему команду развернуться и передает мимикой и жестом полученную фразу. Поняв смысл «показа», второй игрок разворачивает третьего, и так — до последнего участника в шеренге...
44. «КТО ЕСТЬ КТО»
У этого задания тоже есть несколько вариантов.
Вариант 1
Вызывается пара актеров. Им дается от 30 секунд до минуты, чтобы решить:
· кто они, что за образы представляют? в в чем суть конфликта между ними?
· где и когда происходит действие?
Когда выделенное на подготовку время закончится, пара представляет свою импровизационную сцену. Задание для зрителей: суметь разобраться в происходящем и правильно ответить на приведенные выше вопросы.
Вариант 2
Приглашается пара актеров. Один из них должен начать некое импровизационное действие по своему выбору. Второй участник упражнения в течение полуминуть: пытается понять, что происходит (ответить на приведенные выше вопросы). По хлопку ведущего он выходит на площадку с целью пристроиться к сцене и стать партнером своего товарища по импровизации.
45. «РЕКЛАМА»
Одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.
Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.
— Представьте, что каждый из вас — член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своего друга. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из старожилов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно.
Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.
Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает мнение партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в члены клуба. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, как в театрализованной форме представить перед старожилами клуба достоинства товарища.
Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффективным способом. Например:
· «интервью», представляющее героя в теле- или радиостудии;
· рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
· инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
· комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли);
· репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности)...
Нет ограничений в выборе жанра рекламного выступления. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!
Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе! <...>
— Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через двадцать минут объявляется общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов. <...>
Эти двадцать минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к паре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого актера: «А я не знаю, какие у меня положительные черты!» Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты характера подменяются названием достижений: «Я — лучший в классе ученик», «У меня — первое место в городе по плаванию!»... В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык: что помогло мне добиться такого яркого результата? Упорство? Сила воли? Стремление довести дело до конца? <...>
— Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию приема новых участников!
Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! <...>
После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки. «Доброе слово и кошке приятно!»
46. «ДЕЙСТВЕННОЕ ЗЕРКАЛО»
Упражнение «Зеркало» давно и хорошо известно, успешно применяется в театрально-педагогической практике. Точное повторение движений, мимики актера-партнера — это, кроме всего, и отличная тренировка в понимании его психофизического состояния, диалогичности, совместимости, человеческой и профессиональной «подстройки».
«Действенное зеркало» — это задание, воспитывающее в каждом актере умение видеть, слышать и воспринимать партнера здесь и сейчас. Реакция «вживую» на изменения конфликта, ситуации на сцене, а не игра результата — это основа сценической правды, которую мы пытаемся воспитать у актеров.
Чтобы добиться органического взаимодействия, дадим двум участникам задание, где истинные намерения каждого остаются секретом для другого. Это потребует постоянного контроля за партнером, создаст, если можно так выразиться, предпосылки для «творческой слежки». Пара получает общее задание. Но у каждого участника есть еще и отдельная инструкция, уточняющая его собственную актерскую задачу.
Например: конфликт матери и дочери. Дочь уходит на вечеринку, оставляя мать одну в праздничный вечер.
Уже у выхода из дома между девушкой и матерью происходит эмоциональное объяснение. Мать пеняет дочери на равнодушие: «Даже в такой день ты оставляешь меня! Ты подумала о том, каково мне будет праздновать одной в пустой квартире?!!»
Комментарий для матери: она сознательно манипулирует чувствами дочери, чтобы услышать от нее: «Мама, ты нужна мне! Я с тобой!» На самом деле, при всем одиночестве, чувстве ревности мать счастлива: дочь пригласил молодой человек, может быть, начнутся какие-то серьезные отношения, и, кто знает, может, дочь влюбится. Выйдет замуж...
Комментарий для дочери: она стесняется незнакомой компании, вообще не любит шумных сборищ. Да и парень, пригласивший ее, не особенно приятен... В общем-то она согласилась уйти только под материнским напором: всегда та плачет и жалуется: «С такой переборчивостью до старости проходишь в девках, а я внуков хочу нянчить!!!» Так что разговор, затеянный матерью у порога, как раз кстати — теперь с чистой совестью можно остаться дома и провести праздничный вечер вместе.
Другая ситуация. Двое друзей. Какое-то время назад один из них занял у товарища немалую сумму денег и сейчас пришел, чтобы вернуть долг.
Комментарий для давшего взаймы: судя по виду вашего друга, по тому, что вы слышали о его положении, деньги ему по-прежнему необходимы, даже еще больше,.чем раньше! Вы обязаны поддержать товарища и решаете не брать возвращаемый долг: вам деньги не к спеху, а для него они — спасательный круг!
Комментарий для должника: ваша отличительная черта — гордость. Вы никогда не позволите себе просрочить возврат долга, даже если для этого придется перезанимать деньги у других и влезать в еще большую кабалу. Долг платежом красен! Нужно безоговорочно расплатиться с приятелем.
Итак, оба актера получили задание противоположного характера. Кто из них сможет добиться своего, оставаясь при этом органичным и достоверным? <...>
* * *
На принципе «действенного зеркала» построена целая игра-упражнение «Детектив».
47. «ДЕТЕКТИВ»
Приблизительно половина или даже две трети участников группы получают записку с единственным словом «СЛЕДОВАТЕЛЬ». Остальные получают записку со словом «ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ» и с определенным заданием, которое связано с конкретной изучаемой темой. Скажем, если сейчас актеры работают над походкой образа, тогда задания будут: «косолапить», «идти маршевым шагом», «шаркать», «пружинистый шаг», «твоя обычная походка»... Для темы «Эмоции» подойдут задания: «грустный», «озабоченный», «тревожный», «удивленный», «восторженный»...
Понятно, что никто из участников не раскрывает другим содержания своей записки. Смысл состоит в том, что «следователи» должны определить «подозреваемых» и отгадать их тайное задание. Каждый из «подпольщиков», в свою очередь, выполняет задачу так, чтобы не быть опознанным «следователями» и, соответственно, определить, кто среди участников «свой», а кто — «чужой».
В ходе игры стороны могут прибегать к различным уловкам. К примеру, «следователи» могут попытаться втереться в доверие к «подозреваемым», подражая их движениям, и так далее...
48. «Я ВХОЖУ В ...»
Это, без сомнения, одно из наиболее сложных упражнений. Не стоит рассчитывать, что первые опыты работвг*с ним будут успешны: такая массовая импровизация требует от начинающих актеров и техники, и умений, и прекрасного чувства партнера... Однако как тренировочное упражнение, как попытка продемонстрировать, насколько театр — искусство многоплановое и синтетическое, задание это может быть вполне уместным.
Из группы приглашается один доброволец. Его задание — определить для себя какое-нибудь общественное место (магазин, парк, библиотека, стадион, банк...). Упражнение начнется по сигналу режиссера с того, что актер-доброволец «входит» в выбранное им место и начинает импровизировать с текстом или без него. Он не называет место действия впрямую, но дает остальным участникам-зрителям внятные намеки. Скажем, «войдя» в «банк», он может обратиться к воображаемому кассиру с просьбой открыть счет или выдать деньги; в « библиотеке» — поинтересоваться новинками литературы в читальном зале; в «магазине одежды» посоветоваться с продавцом при выборе покупки...
Через полминуты после начала сцены, когда зрители смогли четко представить себе, какое общественное место выбрано ведущим актером, они могут выйти на площадку и подключиться к действию. Желательно заранее определить возможное количество участников, иначе вы рискуете увидеть действующую на сцене шумную и плохо управляемую толпу (как правило, участие в упражнении хочет принять едва ли не вся группа!). Ограничив число действующих лиц, проще проконтролировать, насколько актеры верят в избранные ими роли, ищут ли выразительные средства для образов, как чувствуют себя в предлагаемых обстоятельствах...
Задача выходящих на площадку актеров — сыграть образы людей, которые могли бы находиться в данном месте и либо быть при этом частными лицами (пассажирами, покупателями, читателями, посетителями...), либо исполнять определенные профессиональные функции. Скажем, если местом действия избран банк, то для новых участников сцены открываются возможности сыграть роли кассира, охранника, заведующего отделом, инкассатора, посетителей банка, уборщицы и так далее. Среди героев сцены «В супермаркете» могут оказаться продавцы, кассиры, грузчики, представители фирмы, рекламирующие но»ую продукцию, покупатели.
После того как все участники вышли на площадку в той или иной роли, сцена продолжается еще 3-5 минут. Важно, чтобы каждый из актеров исполнил свою роль максимально естественно. В этом упражнении бытовая достоверность гораздо значимее театрализации и яркости. Ведь не каждый день грабят банк, когда мы находимся в нем, а очередь в супермаркете не всегда заканчивается дракой или инфарктом...
Найти детали обыденного действия, присвоить себе внятную роль и сделать выбранный образ частью многофигурной импровизации — вот чем определяется «успех» или «провал» в данном задании.
Режиссер на правах одного из участников может подключиться к сценке, чтобы обеспечить успешность «вхождения» в роль актеров. Он может начать спорить с «кассиром», ссорясь, хватать за руку «директора супермаркета», «зайти» в «читальный зал библиотеки» плачущим, потерявшим родителей мальчишкой... Тем самым проверяется аутентичность реакций партнеров, органичность театральной игры.
49. «МАШИНА»
Упражнение предназначено для тренировки разнообразных актерских умений: спонтанности, взаимодействия с партнером, ощущения ритма сцены, пластичности, выразительности тела...
Группа может выстроиться на площадке в круг или в цепочку. Можно предложить участникам выходить на упражнение из строя либо по очереди, либо по желанию в зависимости от готовности. Но, так или иначе, оговариваем темп упражнения: пауза между участниками не должна превышать 3—5 секунд.
Смысл задания — в выполнении простого алгоритмизо-ванного действия. К движению можно добавлять и звук.
Первый участник начинает свое действие. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникала какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий актер, оценив за короткую паузу, что происходит с уже действующими частями механизма, добавляет к уже существующему свое — новое — движение. Так же как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла...
Так от актера к актеру работа «машины» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению.
Если «машина» работала ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действий каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую развернутую сцену.
Вот, к примеру, «машина», созданная на одной из репетиций. Первый актер дает пощечину пока что отсутствующему на сцене партнеру. Второй, оценив ситуацию, выскакивает на сцену «под удар» и с криком «Ой!» хватается за щеку. Затем он поворачивается в сторону, прося жестами о помощи. Третий актер подстраивается ко второму, как бы воспринимая его жалобу. Он грозит первому участнику — «обидчику» — кулаком. Четвертый решил встать за спиной второго, гладить его по голове и успокаивать: «Ну не плачь!» Пятый выходит на площадку и, уперев руки в бока, явно издевается над всеми участниками происходящей сцены.
Шестой с равнодушным видом смотрит на дерущихся, обращает лицо к зрителям и отсутствующим голосом произносит одну и ту же фразу: «Вот так всегда!»
50. «СКАЗКА В ШЕСТЬ КАДРОВ»
Это упражнение поможет отработать с группой сразу несколько умений: взаимодействие с партнером, структурирование текста, основы построения и понимания мизансцен — режиссерского языка спектакля, использование мимики и жеста.
Суть задания такова. Берется известная сказка, и определяются ее «сюжетные узлы», то есть те места действия, которые наиболее важны в сюжете, являются сюжетообразующими. Возьмем, к примеру, «Красную Шапочку». В ней мы обнаружим шесть таких узлов (именно поэтому упражнение и названо сказкой в шесть кадров, хотя есть и другие, гораздо более длинные и сложные истории, где шестью сюжетными узлами мы никак не обойдемся!).
Итак, «Красная Шапочка»...
1. Мама отправляет Красную Шапочку к Бабушке.
2. Красная Шапочка встречается в лесу с Волком.
3. Волк проникает в дом Бабушки.
4. Волк съедает бедную Бабушку.
5. Волк съедает Красную Шапочку.
6. Торжество справедливости — Охотники убивают Волка и освобождают съеденных персонажей!!!
Как вы видите, художники, иллюстрирующие сказки, так же, как и мы, изображают, как правило, на страницах книг именно сюжетные узлы того или иного произведения, потому что здесь — напряженное действие, конфликт, а не словесное описание.
Теперь мы должны будем сыграть сказку. (Если группа большая, имеет смысл разделить ее на несколько групп по 4—7 человек в каждой.) Но играть ее мы будем особенным способом: без движения и без слов. Представим сказку как серию рисунков к ней или фотографий. То есть каждая иллюстрация — это застывшая сцена, остановленный фрагмент действия. Тогда, увидев картинки одна за другой по порядку, мы как будто прочитаем всю сказку от начала и до конца.
— Скажите, пожалуйста, наши сцены будут играться в движении? — обращаюсь к молодым актерам.
— Нет!
— Вы сможете общаться между собой, разговаривать, спорить? — продолжаю проверку понимания упражнения.
— Нет!
— А как же зритель сможет разобраться в том, что происходит на сцене, каковы взаимоотношения между героями?
Тут-то и начинается наше совместное размышление и выяснения того, что:
1. Даже в стоп-кадре, который мы будем называть английским словом «фриз» («заморозка»), мы можем сохранить иллюзию движения. Для этого ваши фризы должны быть динамичными — как будто еще секунду назад персонажи двигались и застыли на пике действия! Все позы, жесты должны быть максимально выразительными.
2. Мимика — вот второй ваш помощник. Нейтральное, ничего не выражающее лицо не несет зрителю никакой информации. Эмоции героя, его отношение к происходящему мы обязаны выразить лицом-маской.
3. Мизансцена. Картинка, которую выстроит группа, должна быть внятной и четкой. Для этого всегда помните о зрителе, СТАРАЙТЕСЬ РАБОТАТЬ НА ЗАЛ ЛИЦОМ, А НЕ СПИНОЙ. СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ ПЕРЕКРЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА. Используйте правильно все пространство сцены, не скучиваясь в одном месте и не оставляя пустыми края сцены.
Прежде чем начать работу над постановкой сцен, предлагаем участникам следующий порядок работы.
1. Обсудить количество сюжетных узлов-картинок в сказке.
2. Определить количество действующих лиц. (Выясняем, кто из героев действует на протяжении всех сцен, а кто появляется лишь в части из них. При необходимости решаем, кто из актеров будет играть несколько различных ролей в разных сценах.)
3. Все те, кому не досталось ролей, все равно участвуют в картинке-фризе. Они исполняют роли зверей, предметов, деревьев и т. д.
4. Выстраиваем кадры-фризы по очереди один за другим. Запоминаем мизансцены. Шлифуем мимику, жесты. Отрабатываем четкость и быстроту перехода от сцены к сцене.
После 20-30 минут репетиций приглашаем группу (или группы) на сцену. По команде «Фриз!» актеры застывают в первом кадре-сцене. Вместе со зрителями обсуждаем картинку. Пытаемся определить, какую роль исполняет каждый из актеров. Обращаем внимание на выразительность и точность мизансцен. По хлопку ведущего группа перестраивается на следующую картинку. Вновь команда «Фриз!» и разбор. Хлопок — третий кадр — «Фриз!» — разбор...
Когда показ закончен, аплодисментами благодарим актеров за спектакль и приглашаем на площадку следующую группу с ее вариантом «сказки без слов». <...>
В конце обсуждаем, чему научилась группа в ходе репетиций и спектакля. Как складывались отношения между актерами в период подготовки? Кто был лидером? Кто взял на себя функции сценариста, режиссера? Легко ли определились сюжетные узлы, можно ли увеличить/уменьшить их количество?
Возвращаемся к важности языка тела, мимики актера. Объясняем, что мизансцена — это не просто «место, где я стою во время спектакля», а язык режиссера. Каждая мизансцена — определенный знак, наполненный смыслом.
51. «ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ СЕЙЧАС...»
Еще одно упражнение, развивающее партнерские отношения в группе, эмпатию, приглашающее к самораскрытию и саморефлексии в ответ на полученную «обратную связь» от партнера.
Группа разбивается на пары. В паре каждый из участников вначале получает время на оценку собеседника: обращает внимание на его особенности — внешний вид, позу, язык тела, жестикуляцию, мимику...
Затем каждый из собеседников сообщает партнеру свое представление о его внутреннем психофизическом состоянии.
«На мой взгляд, ты выглядишь сейчас как человек, который чувствует себя не совсем в своей тарелке...»; «Я думаю, что у тебя был нелегкий день. Ты выглядишь уставшим»; «Судя по твоей открытой и добродушной улыбке, тебе нравится то, что происходит на тренинге...»; «Я думаю, что тебе непросто сосредоточиться на задании, которое мы получили... Ты кажешься озабоченным, может быть, тебя беспокоит какая-то проблема?»; «Мне приятно видеть перед собой оптимистичного и заряженного энергией человека. Это поднимает и мое настроение, приглашает к сотрудничеству, общению...»
Важно заранее настроить группу на то, что в оценке партнера не может быть никакой критики, снисходительности, панибратства... Каждому предоставляется возможность попробовать высказать в интеллигентной и ненавязчивой форме свои ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНЫЕ предположения о состоянии партнера.
На следующем этапе просим отреагировать на предположения собеседника: согласиться или опровергнуть его мнение, поблагодарить за участие, удивиться проницательности...
После прохождения всего цикла «предположение—ответ» партнеры в паре меняются ролями.
* * *
Ну и напоследок в этом цикле заданий — еще одно: яркое, эмоциональное и создающее в группе неповторимый настрой.
52. «НЕЖНОСТЬ»
Очень сильное, глубокое по впечатлениям упражнение. Группа садится в круг. Ведущий разбивает участников, сидящих рядом друг с другом, на пары. Один из участников пары становится Родителем, второй — Ребенком. Родитель располагается за спиной у Ребенка, который принимает позу младенца в чреве матери. Родитель обнимает его, «укрывает собой», может покачивать легонько из стороны в сторону... Обращаясь к участникам, просим «родителей» быть очень гибкими, чутко улавливать, что может оказаться для партнера-Ребенка неприемлемым, мешающим, раздражающим своей искусственностью. Предлагаем настроиться на глубокий эмоциональный контакт.
Пары по хлопку начинают «работать» (можно дать фоном спокойную, «колыбельную» музыку). Каждые 1,5—2 минуты следует хлопок ведущего, и роли в паре меняются. А затем — по следующему сигналу ведущего — один из участников сдвигается по кругу, образовывая, таким образом, новую пару Родитель—Ребенок.
Упражнение не стоит продолжать дольше 8—10 минут.
Как правило, участники делятся своими глубокими переживаниями. Сравнивают «родителей», с которыми удалось поработать, сравнивают свое отношение к различным «детям». Говорят об особенностях «пристройки» в новых парах. У многих участников это упражнение вызывает чувство недополученной в детстве нежности. «Я думаю, что папа, которого я не знала, обнимал бы меня так же, как Артем...», «У меня на глазах все время были слезы, потому что в моих отношениях с мамой я никогда не чувствовала столько нежности, сколько подарила мне Лариса!»
«Эстафета импровизаций»
Несколько заданий, объединенных под общим названием. Каждое из упражнений требует от участников определенных навыков. Основные требования к актерам: умение импровизировать с текстом и без текста, видеть сюжет сцены в перспективе, быть хорошим партнером, умеющим организовать совместное действие...
Показ этих сцен обычно связан с бурной реакцией зрителей. Несмолкающий хохот — прекрасная возможность подтвердить, что творчество — это все что угодно, но только не скука! Да и для актеров — замечательная проверка профессиональной концентрации. Попробуй-ка сыграть сцену в образе, верить в предлагаемые обстоятельства и при этом не «расколоться» на публике, которая, как нарочно, смешит и строит физиономии!!!
53. «МОНОЛОГ ПРОФЕССИОНАЛА»
На сцену приглашаются 5—7 участников. Они выстраиваются в шеренгу друг за другом, и ведущий (или же зрители) определяет для каждого его роль-профессию. Скажем, вышедшая на площадку пятерка получила следующие задания: водитель самосвала, косметолог, директор бани, полицейский, парикмахер. Теперь дается общая тема для обсуждения. Предположим, «Дрессировка слонов в домашних условиях».
Упражнение происходит следующим образом. По хлопку ведущего первый из актеров начинает свой профессиональный монолог на заданную тему. После 10—15 секунд новый хлопок дает сигнал первому участнику прервать выступление (даже на полуслове!) и занять место в хвосте шеренги. Выступление же продолжит второй актер. С того места, с того слова, на котором был прерван его товарищ. После мнения косметолога порассуждает о дрессировке слонов директор бани, затем полицейский, затем парикмахер, и вновь придет очередь водителя самосвала...
Каждый из актеров проходит несколько кругов, и упражнение продолжается до тех пор, пока тема не будет исчерпана или же игра в рамках определенных ролей станет повторяться. Тогда можно либо пригласить на площадку новых участников, либо изменить тему, либо определить новые образы для актеров.
54. «СКАЗОЧНИК»
Группа стоит в цепочке или в круге. Первый участник начинает импровизированную историю. После этого звучит хлопок ведущего, и право продолжить переходит к следующему по очереди игроку. Проблема в том, что он произносит свой текст на «джибрише» (воображаемый язык, звукоподражание без какого-то смысла). Хлопок — третий участник возвращается, к истории и продолжает рассказ первого игрока. Четвертый актер вновь говорит на «джибриш». Пятый возвращается к рассказу, и так далее. Иными словами, каждый нечетный игрок ведет сказку, каждый четный «продолжает» рассказ на «джибриш».
Основная задача: рассказчикам — не потерять смысловую нить и продолжать связный и логический текст, невзирая на помехи в лице «джибриш»-декламаторов. В свою очередь говорящие на джибриш отыгрывают жестикуляцией и интонационно якобы продолжение нормального рассказывания. В идеале у зрителя должно возникнуть впечатление, что сказку рассказывают не несколько людей в разных стилях, а один-единственный исполнитель!
Так как упражнение идет в несколько кругов и завершается после того, как логически завершен рассказ, просим актеров обратить внимание и на преемственность в смысле и стиле повествования, и на темпоритм упражнения: без скачков и пауз.
55. «СКАЗКА ВТРОЕМ»
Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое актеров. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит рассказывать одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй актер садится на стул лицом к зрителям. Его «обязанность» — беззвучно открывая рот и используя мимику, имитировать рассказывание сказки. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участника» будут «исполнять» руки третьего актера. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле «рассказчика».
Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого актера и руками третьего, является доказательством успешности сцены. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
56. «РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»
Ведущий приглашает на площадку трех участников. Дается некая ситуация, конфликтная сцена. Определяются герои, и вкратце намечаются основные рамки действия. Скажем, спор матери и сына из-за того, что подросток постоянно возвращается домой поздно. Мать беспокоится и хочет запретить сыну вечерние гуляния. Разговор происходит дома, после очередного полуночного возвращения молодого человека с дружеской вечеринки...
Как видим, сама ситуация особенных сложностей не вызывает. Вся проблема заключается не в характере, а в форме действия. Роли между тремя участниками распределяются следующим образом: одна роль, предположим роль матери, достается одному из актеров. А роль сына одновременно будут исполнять оставшиеся два участника упражнения. Весь текст, все реплики сына они должны произносить буквально пословно: одно слово говорит один актер, его мысль следующим словом продолжает второй, затем — вновь первый, и так, по слову добавляя, герои произносят предложение. Оба исполнителя обязаны выглядеть как один человек, играть один образ. Весь произносимый ими текст должен быть максимально не только логически, но и мелодически связанным, то есть актеры интонационно поддерживают и продолжают предложение, не позволяя паузам разбить текст на сегменты...
Разговор между матерью и сыном может выглядеть примерно так:
Мать. Я сотни раз просила не возвращаться домой после дискотеки в столь поздний час. Ты знаешь, как я извелась, ожидая тебя?! Сколько это будет продолжаться?!!
Сын. 1. Но, мама... 2. Я... 1. и так... 2. ушел... 1. одним... 2. из первых! l. Bce... 2. друзья... 1. уже смеются... 2. надо мной!!!