Влияние родителей на успех в школе
Широкие социальные
· мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.;
· мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
Узколичностные
· мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
· престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).
· отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).
Учебно-познавательные мотивы
· направлены на приобретение новых знаний, освоение новых способов действий в области изучаемых учебных предметов: мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).
· мотивы, имеющие по отношению к учебной деятельности внешний характер и не связанные с ее содержанием, усвоением знаний: мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
Влияние родителей на успех в школе
Роль родителей в создании условий и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Исследователям давно известно, что следующие факторы, относящиеся к родительскому поведению, связаны с успехом детей в школе.
1. Родители преуспевающих детей имеют реалистические представления об их текущих достижениях, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают ребенку развивать уверенность в себе, поощряя к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.
2. Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью. Используемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем для авторитарного стиля поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и знают о том, что они желанны и любимы.
3. И, наверное, наиболее, важная переменная: родители постоянно общаются с детьми. Они читают им книги, внимательно выслушивают их и регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и исследованию и сами служат ролевыми моделями.
Необходимо добавить, что объяснение родителями пользы приготовления уроков и их настаивание на этом также являются важными факторами успеха детей в школе.
Дети, чьи мать и отец уделяют слишком много внимания детским развлечениям, играм и материальным проблемам, как правило, учатся хуже тех, чьи родители высоко ценят знания и образованность.
Взаимодействие родительских контроля и теплоты определяют четыре стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный (снисходительный) и индифферентный; каждый оказывает значимо различающиеся эффекты на детей.
И физически, и психологически жестокое обращение разрушительно действует на ребенка, может иметь продолжительные последствия.
Исторически подходы к воспитанию менялись; рекомендуемый сейчас подход – состояние теплоты, акцентирование желательных форм поведения вместо борьбы с нежелательными, последовательность требований, сведение к минимуму применения силы, помощь ребенку в обретении умения контролировать себя и использование индукции.
Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Человеческая жизнь, как говорил выдающийся психолог А.Н.Леонтьев, это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом.
«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека, – писал В.А.Сухомлинский, – все это постигается, прежде всего, в семье».
«Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», – писал А.И. Захаров.