Глава вторая: Практика Телемы
Предварительное уточнение.
Эта работа написана с использованием больших отрывков из неопубликованной Книги Фратера Марсия о телемитской космологии. Таким образом, эту часть книги можно считать работой, написанной в соавторстве с ним. Историческая информация по некоторым ритуалам, конкретные инструкции по исполнению Реш, Ритуалу Гексограммы, символизму Четырех Хранителей в Звездном Рубине, принадлежат перу Фратера Марсия. Я использую эти отрывки с его разрешения.
Ритуал воли: исполнение и комментарий
333-55555-333
Делай, что изволишь – таков закон!
Что я (мы) изволю?
Я изволю есть и пить.
Для чего?
Чтобы укрепить свое тело.
Для чего?
Чтобы выполнить великую работу.
Любовь есть закон; любовь, подчиненная воле.
Приступаю
Ритуальная магия начинается с ритуала воли. Этот ритуал по своей структуре весьма прост и легко заучивается в течение получаса. Возможно, именно в силу этой простоты некоторые практики им и пренебрегают. Но всё гениальное просто. В Ритуале воли Книга Закона сжата до двух ключевых тезисов провозглашения Закона, одиннадцатикратного ритма и небольшого диалога с самим собой, целью которого является утверждение намерения укрепления воли.
Ритуал воли не входит в экзамен на вступление в Орден не потому, что его знание необязательно; напротив – знание и практика ритуала считается фактором для телемита настолько само собой разумеющимся, что вводить его в экзамен кажется бессмысленным. В художественных книгах, таких как «Лунное дитя» и «Дневник наркомана», в отдельных эпизодах особо подчеркнута обязательность для телемита регулярного «делания воли». Делать волю – удачное слово для этого ритуала, который, ко всему прочему, является началом концентрации воли в одном направлении.
Ритуал воли – первый шаг в сакральную вселенную и начало теургии. Это – одна из самых простых форм Мессы: пресуществление пищи в сакральное тело. В наставлениях Либер Алеф Кроули пишет о необходимости месс. Месса Феникса, в крайнем случае, может делаться один раз в неделю в воскресение, т.е. в день солнца (вспомним англ. Sunday), а служить Гностическую мессу каждый день едва ли под силу даже самому усердному практику.
…«И поскольку пища и питье преобразуется в нас ежедневно в духовную сущность, верую в чудо мессы».
Превращение пищи в святую субстанцию. Эти слова Символа веры хорошо знакомы каждому телемиту, но что они, в сущности, означают? «Преобразуется в духовную сущность»… Ключ к пониманию – в том, что ритуал воли и есть ритуал преобразования, Малая Месса. Каждый раз, творя Ритуал воли, мы превращаем нашу обычную пищу типа супа, конфет или гамбургера, съедаемого на бегу, на работе, в святое причастие, которое наполняет нас не только физической, но и духовной энергией. Идея Ритуала воли – одухотворение. Вдумайтесь в одну только мысль: я съел эту пищу в законе Телемы, и полнота Слова вошла в меня через эту пищу. Понимание строк Символа веры начинается с Ритуала воли.
Уже здесь, в этом ритуале, в самом начале практики, проходит та черта, разделяющая ценности старого и нового Эонов. Христианство пыталось изгнать удовольствие из мира, превратив наслаждение пищей в грех чревоугодия. Альтернатива христианству в виде культа поглощения, который предоставляет современная цивилизация, не намного лучше.
«Не бойся плоти и не люби её» – слова из гностического Евангелия, в которых заложено решение формулы на 2000 лет вперед. Этот принцип – осуществление Ритуала воли. Насладись пищей сполна, но будь осознан в этом действии. Ритуал воли отделяет тебя как от мрачного аскетизма христианства, так и от миллиардов зомби, живущих, чтобы есть. Ритуал воли объединяет плоть и дух, позволяя питать пищей не только вкус, но и мысль. Произнося небольшой диалог этого ритуала, мы утверждаем смысл, вектор, цель как осуществление трансформации, достижение богоподобия, не позволяя себе ни на миг забыть об этом, а затем, насладившись пищей, мы наслаждаемся чистыми плодами самой жизни – в осознанности и полноте.
Именно с ритуала воли и начинается мистерия объединения плоти и духа, мистерия гнозиса, мистерия сотворения камня. Наша личная мистерия Телемы. Нам, в отличие от христиан, не нужно искать оправдание маленьким удовольствиям, ибо даже через них мы принимаем слова Закона. Для нас наслаждение пищей благословенно, ибо это является поводом еще раз произнести слова Святого закона и открыть дверь одиннадцатикратным ритмом гнозиса. Единственное, что не имеет прощения – нерегулярность ритуала.
Исполнение Ритуала воли – вопрос идентификации. В отличие от других ритуалов, которые невозможно делать в публичном месте, чтобы не привлечь ненужного внимания (хотя, после некоторого опыта, большинство ритуалов можно прекрасно делать мысленно) этот ритуал абсолютно незаметен для посторонних. Что может быть легче, как в закусочной отстучать ногой об пол ритм «три-пять-три», а потом шепотом или про себя произнести текст ритуала? Когда человек говорит о невозможности выполнять этот ритуал в неудобных условиях, то здесь вопрос уже глубже и принципиальнее. Речь идет об идентификации, о том, кем же вы являетесь прежде всего. Кто вы прежде всего для себя самого – телемит или служащий корпорации, телемит или послушный сын, телемит или «мне ближе Телема»? Вопрос выбора, вопрос веры, вопрос чести, вопрос воли. Ритуал перед каждым приемом пищи – вот достойный ответ.
Пропуск ритуала воли – пробоина на дне корабля. Маленькая дырочка, которая неприметно разрастется до потопа, если вовремя не хватиться и не принять меры. Пропуск ритуала – это торжество ложной идентификации над истинной, гилетика над пневматиком, человека земли над отшельником. То, что могло бы стать источником энергии духа, превращается в тяжелый балласт: серебро становится свинцом.
Ритуал воли – главное оружие против власти своего рода «пищевого Уоробороса». Перечитайте пелевинскую книгу «Generation П», чтобы понять, против чего в себе вы сражаетесь, делая РВ. С РВ начинается алхимия: этовозведение Малкут на трон Бина. Между десяткой земли и двенадцатью небесными созвездиями Хокма находятся узкие врата Тайного гнозиса. «11 – число тех, кто от нас». Одиннадцатикратный ритм – это утверждение страстного объединения противоположностей, солнца и луны, Териона и Бабалон, Логоса и Эроса, дня и ночи. Объединение в экстазе чистого вожделения, ибо одиннадцатый аркан и есть вожделение. Дверь закона открывается через Ритуал воли.
Священные знаки степеней.
Священные знаки степеней – это определенные позы тела, которые принимает посвященный в процессе ритуального священнодействия. Иногда, по своему желанию, практикующий может зафиксировать тот или иной знак вне контекста ритуала, просто пожелав испытать ту или иную энергию. Здесь можно без труда провести определенную аналогию с йогическими асанами, то есть теми позами, которые принимает йогин в своей практике. Но есть и различие – если в йоге основной акцент делается на движение энергии в теле, перераспределение энергии и на изменение ее движения, то в Священных знаках степеней мы говорим, скорее, о той информации, смысловом наполнении, которую несет данная поза. Практикующий на миг соединяется с символом, принимая ту позу, которая ассоциативно связана с этим символом.
Точно так же, как перед тем, как научится читать, человек изучает алфавит, перед началом ритуальной практики ему следует потратить хотя бы три месяца на изучение и практику Священных знаков степеней.
Некоторые из Знаков степеней секретны и открываются только по мере прохождения инициатического пути, в Ордене ОТО, но те знаки, о которых мы будем говорить здесь, с начала двадцатого века являются открытыми.
Самая большая ошибка, которую может допустить начинающий, это механический подход к исполнению знаков, основывающееся на ложном представлении о том, что если знак правильно выполнен технически, то взаимодействие состоялось, тогда как на самом деле все гораздо сложнее, и потому крайне нежелательно ставить равенство между механически сделанным знаком огня и инвокацией божественного огня. Чтобы знак стал инвокацией, когда вы делаете этот знак, вы должны вспомнить образ огня, сделать эту внутреннюю картинку яркой, представить, что, становясь в этот знак, вы превращаетесь в один огненный столб. То же самое касается и всех остальных знаков, только понимание идеи знака и «облачение себя в эту идею» является подлинным искусством магики.
Так же считается, что по достижению некоторого опыта в исполнении знаков и постижении энерго-информационной природы каждого из них, знак может делаться ментально, одним только сконцентрированным мысленным возвращением к состоянию, которое возникает у вас при исполнении этого знака. Это бывает очень удобно, поскольку было бы неразумно делать какой-либо из знаков в общественном месте, в физическом теле, привлекая к себе внимание милиции.
Помимо основных знаков, которые приводятся ниже (это знаки, связанные с конкретными сфирот и степенями), существуют так же знаки, в которых мы повторяем основные позы божеств, тем самым устанавливая симпатическую связь с этими божествами. Таких знаков достаточно много; нельзя также исключать и то обстоятельство, что по достижению определенного уровня мастерства адепт сам интуитивно отыщет свои знаки, которые позволят ему установить связь с нужным божеством.
Нелишним будет напомнить, что «стихии» и «планеты» магии родственны между собой, но они не тождественны физическим стихиям. Так, говоря о «воде» мы имеем в виду целый спектр духовных категорий, связанных с архетипом «вода», как, например, восприимчивость, податливость, текучесть, женственность, тайна, рождение, растворение, очищение. Всё это означает, что, принимая данный знак, практикующий должен сосредоточится на «водных» качествах своей души, а в идеале также выстроить внутреннюю визуализацию воды.