Цикл вины
Даже в том случае, если чувство вины не основано на реальных фактах, человека охватывает иллюзия ее реальности. Такие иллюзии довольно убедительны, ибо они подпи-тываются такими мыслями: «Если я чувствую вину, то я плохой человек». Или: «Так как я плохой человек, я заслужил страдания».
Поэтому вина убеждает человека в его несостоятельности, которая в свою очередь укрепляет комплекс, такая когнитивная эмоциональная связь замыкает чувство и мысли в порочный круг. В конце концов человек оказывается в ситуации, названной мной циклом вины.
Человек автоматически становится уверенным в том, что если он чувствует вину, то он плохой человек и заслуживает страдания. «Я чувствую себя плохо, поэтому я должен быть плохим». Это нерационально, самобичевание еще не означает, что человек поступил нехорошо. Вина только отражает факт уверенности в своем плохом поведении. Причина этому может существовать, а может и нет. например, детей часто наказывают родители, испытывающие усталость и неправильно понимающие поведение детей. При таких условиях чувство вины у ребенка вовсе не означает его плохого поведения. Самонаказание только усиливает чувство вины, мысли, вызывающие чувство вины, ведут к непродуктивным действиям и усиливают ощущение несостоятельности. Например, склонная к чувству вины женщина-невролог хочет подготовиться дляпереквалификации, она испытывает трудности при подготовке к тесту и ощущает вину из-за того, что (197:) мало занималась. Каждый вечер она смотрела телевизор, пока ее не одолевали мысли о том, что ей не следует этого делать, нужно готовиться к экзамену; о том, что она ленивая и не заслуживает быть врачом, о том, что она эгоистична и заслуживает наказания. Такие мысли заставили ее испытать сильное чувство вины. Она утверждает — эта вина доказывает, что она плохой и ленивый человек. Следовательно, ее мысль о самонаказании и чувство вины укрепили друг друга.
Как и у многих людей с сильным комплексом вины у нее было чувство, что необходимым стимулом для работы является самонаказание, но, к сожалению, это неверно. Чувство вины качало из нее энергию так сильно, что она становилась неспособной ни к какой деятельности. Подтверждался ярлык — «лентяйка». Единственное, на что она была способна после сеанса самоистязания, это обжорство.
Цикл вины, в который она погрузилась, показан в таблице 8.1. Ее мысли вызвали иллюзию того, что она плохая и не поддается контролю.
Таблица 8.1.
Самокритика у женщины-невролога достигла такой степени, что у нее возникли проблемы с подготовкой к переаттестации. Ее промедления только служили подтверждением того, что она никуда не годится и заслуживает наказания. Что еще сильнее осложнило решение проблемы.
(198:)