УКАЗ, ЗА КАКИЯ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЯ ВИНЫ Смертию НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ

А в ней 26 статей

1. Будет который сын или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство: и их за отеческое, или за матерне убийство, казнити смертию же безо всякия пощады.

3. А будет отец, или мать сына, или дочь убиет до смерти: и их за то посадити в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходити им к церкви Божий, и у церкви Божий объявляти тот свой грех людем вслух, а смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

4. А будет кто сын, или дочь, не помня закона Христианскаго, учнет отцу, или матери грубыя речи говорити, или отца и матерь с дерзости и рукою зашибет, и в том на них отец, или мать учнут бити челом: и таких забывателей закона Христианского за отца и мать бити кнутом.

6. А будет который сын, или дочь учнут бити челом о суде на отца, или на матерь: и им на отца и на матерь ни в чем суда не давати, да их же за такое челобитье бити кнутом, и отдати их отцу и матери.

8. А будет чей нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому он служит, или против его вымет какое оружие, хотя его убити: и ему за такое его дело отсечь рука.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию же безо всякия же пощады.

10. А будет кто не бояся Бога, и не опасался Государския опалы и казни, учинит над кем нибудь мучительское надругательство, отсечет руку, или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма: и за такое его наругательство самому ему то же учинити; да на нем же взяти из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятьдесят рублев, а будет и ногу, и за ногу пятьдесят же рублев; а за нос, и за ухо, и за губы, и за глаз, по тому же за всякую рану, по пятидесяти рублев.

13. А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейныя дела: и таких воров за такое их воровство казнити смертию.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма: и ее за то казнити, живу окопати в землю и казнити ее такою казнию безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иные кто ближние роду его, того не похотят, что ее казнити, и ей отнюдь не дати милости, и держати ее в земле до тех мест, покамест она умрет.

15. А которая женка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна: и тоя женки, покамест она родит, смертию не казнити, а казнити ее в те поры, как она родит, а до тех мест держати ее в тюрьме: или за крепким приставы, чтобы она не ушла.

16. А будет кто умысля воровски, придет в чей дом, и похочет того дому над госпожею какое дурно учинити, или ея из того дому похочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помоч чинити тем людем, кто по нее приедет, а после того про такое их дело сыщется: и тех воров, кто таким умыслом в чужой дом приедет, и которые люди им на такое воровство учинят помоч, всех казнити смертию.

17. А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадь ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная будет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма: и тому, кто так учинит за такое его дело учинити жестокое наказание, велети его бити кнутом нещадно, да на нем же доправить той жене безчестье и увечье вдвое, да его же вкинути в тюрьму на три месяца. А будет то того его бою та жена и сама умрет; и его за такое его дело самого казнити смертию.

18. А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому, что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ее будет не мочно; и того в убийство не ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится без хитрости.

19. А будет кто над кем учинит смертное убийство, по чьему научению, а сыщется про то допряма: и того, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обоих казнити смертию же.

21. А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ранит, обороняя того, кому он служит: и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами, насильством, или обманом Руского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма: и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он Руского человека обусурманит: и того Руского человека отослать к Патриарху, или ко иной власти, и велеть ему учинити указ, по правилом Святых Апостол и Святых Отец.

Глава XXIII

О СТРЕЛЬЦАХ

А в ней 3 статьи

1. Стрельцов во всяких делех, опричь разбою и татьбы с поличным, судити и управа меж ими чинити в Стрелецком приказе. А почему у стрельцов с их исков по судным делам пошлин имати, и то писано выше сего.

Глава XXIV

Указ о атаманех и о казакех

А в ней 3 статьи

1. А на ком учнут искать, или кому отвечать атаманы и казаки, и им в судных и во всяких управных делех чинити указ, по суду, и по крепостям и по сыску, до чего доведется. А государевых пошлин на виноватом не имать з двунатцати рублев, а что будет иску сверх двунадцати рублев, и с того иску государевы пошлины с атаманов и с казаков имати по указу. А за бесчестья атаманом и казаком, кто их обесчестит, правити против их денежных окладов, а которым идет корм, и тем за бесчестья править по пяти рублев.

Глава XXV

УКАЗ О КОРЧМАХ

А в ней 21 статья

1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит: и на тех впервые заповеди правити по пяти рублев, а на питутах no полуполтине на человека. А у кого корчму вдругоряд вымут; и на тех людех заповеди правити вдвое, по десять рублев, питухах по полтине на человеке, да тех же людей, у кого кормчу вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.

2. А будет у кого корчемное продажное питье и питухов вымут втретие: и на тех заповеди имати по дватцати рублев на человеке, а на питухах по рублю на человеке, да их же бити кнутом, да продавцов же сажати в тюрьму, до Государева указу.

3. А которые люди будут в корчмах в приводех, а в роспросе скажут, что они у корчемников вино покупали, или у кого покупая, на дворех пили, а корчемники в винной продаже запрутся: и тех купцов пытати, а с пыток купцы не сговорят, и против того пытати корчемников...

2. Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах[10]

(Извлечение)

Г., февраля 21

Великий государь указал: в которых делах всяких чинов у людей бывают в приказах суды и очныя ставки, оставить для того, что в судах и очных ставках от истцов и ответчиков бывает многая неправда и лукавство, и ищут многие истцы своих затевая напрасно, также и ответчики в прямых исках отвечают неправдою ж составными вымыслы своими и лукавством, хотя теми составными зайтеными ответы прямых исков напрасно отбыть, забыв страж Божий; а иные истцы и ответчики, для таких же своих коварств и неправды, нанимают за себя в суды и в очныя ставки свою братью и Боярских людей ябедников и составщиков же воров и душевредцев, и за теми их воровскими и ябедническими и составными вымыслы и лукавством в вершенье тех дел правым и маломочным людям во оправдание чинится многая волокита и напрасныя харчи и убытки и разоренье, а винным, что довелось по Его Великаго Государя указу и по уложенью учинить указ, от того отбывательство и продолжение, а ябедникам и ворам поживки.

1. А вместо судов[11] и очных ставок по челобитью всяких чинов людей в обидах и в разореньях чинить розыск[12] в брании и в безчестье или в бою и в увечье и во всяких обидах и в разоренье.

9. А буде кто к крестному целованию приступит в неправде, и такому лукавцу за лживое крестное целование учинить казнь смертная.

10. А буде же кто свидетель скажет во свидетельстве лживо, и про то сыщется ж: и за то его ложное свидетельство казнить смертию ж.

11. Да о беглых людях и о крестьянах и о землях и во всяких делах, в которых дела были суды и очныя ставки, оставить же.

12. А быть по вышеописанному, вместо судов и очных ставок, розыску ж в крепостных делах по крепостям, а в не крепостных делах по розыску.

14. А которые судные дела и очныя ставки до сего Государева указу в приказах и в городах вершены, а после того вершенья на те дела спору по ее число не было: и тем быть так, как они вершены: а о невершенных и на которыя вершенные дела челобитье принесено до сего Государева указу, и по тем делам Великого Государя указ чинить по сему ж своему Великого Государя указу розыском.

Практические задания

Задача №1

Дьяк Гаврила Леонтьев во время пьяной пирушки рассказал окольничему князю Федору Федорову о том, что до него дошли слухи о заговоре против царя. Однако князь не придал значения «пьяным разговорам». Тем более что он боялся вызвать царский гнев и подозрения. Тем не менее царю Алексею Михайловичу стало известно об этой беседе. Состоялся суд.

Какие варианты рассмотрения и решения данного дела возможны были согласно Соборному Уложению 1649 года? Подлежал ли в соответствии с нормами Соборного Уложения 1649 года юридической ответственности дьяк Гаврила Леонтьев?

Задача №2

Купец Василий продал Прохору свинец. Прохор добавил свинец в серебрянные фальшивые монеты. Какое наказание понесут Прохор и Василий, если последний не знал про умысел Прохора?

Задача №3

Во время церковной службы к царю Алексею Михайловичу обратился боярин князь Юрий Алексеевич Долгорукий с просьбой срочно принять его для обсуждения очень важного сообщения о готовящейся государственной измене.

К каким последствиям мог привести этот разговор во время церковной службы согласно Соборному Уложению 1649 года? Изменилось бы решение царя, если бы к нему обратился митрополит Новгородский с жалобой на богохульников? Как Вы полагаете, какова была бы судьба князя Юрия Алексеевича, если бы он умолчал о готовящейся государственной измене, но царь узнал бы о его молчании от других лиц?

Задача №4

Боярин Семен стал судьей. Рассматривая дело с участием своего двоюродного брата, Семен получил от последнего взятку. Мог ли Семен вообще рассматривать дело с участием своего родственника и какое наказание понесут виновные?

Задача №5

Стрелец Ярослав обратился к дьяку Иосифу с жалобой на купца Строганова, который обесчестил непригодным словом его жену. Дьяк отказался рассмотреть это дело, сославшись на то, что стрелец не имеет средств, чтобы уплатить соответствующую пошлину в государственную казну.

Правомерен ли отказ дьяка? Каким могло бы быть решение дьяка, если бы суд состоялся согласно Соборному Уложению 1649 года?Филарет в пьяном виде вступил в драку с сыном и убил его. Последует ли наказание Филарету и какое?

Задача №6

Сын обратился в суд с жалобой на отца, который не разрешал ему жениться обзавестись собственным хозяйством. В ходе судебного расследования выяснилось, что семья обладает большим достатком и сыну уже исполнилось 20 лет. Каким, согласно Соборному Уложению 1649 года, могло быть решение суда?

Задача №7

Жена выбежала за околицу, чтобы встретить мужа, возвращающегося с ярмарки. Однако, лошадь, испугавшись внезапно появившегося на обочине человека, понесла в сторону, изувечив женщину. Не в состоянии забыть случившееся, жена обратилась в суд. Во время судебного расследования выяснилось, что женщина беременна. Смоделируйте судебный процесс и его возможный результат согласно Соборному Уложению 1649 года. Как бы изменилось решение суда, если бы жена, например, отравила мужа, а не обратилась в суд?

Задача №8

Стрелец Иван, стоя в карауле на стене Кремля и охраняя сон Государя, выстрелил в пролетавшую мимо каркающую ворону. Упавшая ворона нанесла телесное повреждение купеческому сыну Николе. Какое наказание последует Ивану?

Задача №9

Петр, желая выслужится в бою, украл лошадь у Мефодия. Мефодий же, не зная, кто у него украл лошадь, отказался идти в бой. Какое наказание понесут Петр и Мефодий?

Задача №10

Филарет в пьяном виде вступил в драку с сыном и убил его. Последует ли наказание Филарету и какое?

Задача №11

Рязанский помещик обратился в Поместный приказ с жалобой на московского боярина, который женил своего кабального человека на беглой из его поместья крестьянской девке. Смоделируйте судебный процесс и его возможный результат согласно Соборному Уложению 1649 года.

[1] Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. М., 1978.

[2] Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века.

[3] Правда Русская. М., 1940. Ч.I. С.397-400; 1947. Ч.II. С.15-238.

[4] История государства и права СССР: Сб. док. / Сост. А.Ф. Гончаров, Ю.П. Титов. М., 1968. Ч.1.

[5] Памятники русского права. – М., 1953. Вып. 2.

[6] Памятники русского права. Вып. 3.

[7] Статут Великого княжества Литовского 1529 года. Минск, 1960. С.132-216.

[8] Памятники русского права. М., 1956. Вып.4.

[9] Памятники русского права. – М., 1957. Вып.6.

[10] Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период / Под редакцией Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. – М., 1990. С.256-257.

[11] Состязательный процесс.

[12] Инквизиционный процесс.

Наши рекомендации