Психологическая структура личности.
Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение, Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Основные компоненты структуры личности. Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленн6сть включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.
При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать цеJ1есообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказатьи о М. Ю. Лермонтове. у Ф. И. Шаляпина основная способность сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность, отношения личности к действительности.
Третьим блоком в структуре личности является характер илистиль поведения человека в социальной среде. Характер сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание). которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.
Четвертым блоком надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Психическая структура будет неполной, если из нее психические процессы и состояния.
Психические свойства, процессы и состояния в структуре личности. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Прежде всего следует отметить, что психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют на течение процесса. Так, в процессе ощущений формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущений. В процессе решения теоретических и практических задач формируется волевая организация личности, определяющая и то, как принимаются решения, и то, как они реализуются в жизни. ,
Образовавшаяся направленность личности ведет к избирательности восприятия и эмоциональных реакций, связанных с ним. Вот почему человек видит в действительности то, что хочет видеть, в зависимости от потребностей, интересов и установок. Хотя отражение - объективный процесс, оно осложнено субъективными свойствами личности.
На основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов.
Психические свойства личности - это устойчивые образования обеспечивающие, определенный качественно – количественный уровень nси- хической деятельности и поведения, типичный для индивида.
Состояние детерминировано внешними или внутренними условиями однако его динамика и характер зависят от свойств личности. Например, у человека инертного типа нервной системы состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа. Известно, что критическое замечание, сделанное в адрес одних людей, мобилизует их силы, в то время как такое же замечание в адрес других приводит к понижению тонуса активности, возникновению депрессивного состояния. Чувствительность к оценке, отношение к ней зависят от таких свойств характера, как тщеславие, самолюбие, уверенность в себе, от волевых качеств, эмоциональной реактивности и т. д.
Итак, структура психической жизни личности сложна, многorранна и динамична. Все ее компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. С развитием личности происходят и изменения в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительна устойчива. Она содержит типические для индивида системы свойств, характеризующие его как человека, от которого можно ожидать в тех или иных ситуациях жизни вполне определенных поступков и действий. Таким образом, каждый человек есть единство устойчивого и изменчивого, и только такая организация позволяет человеку быть самим собой, проявлять гибкость и ,вести образ жизни, адекватный условиям.
Направленность личности. Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.
С древнейших времен мыслители пытались определить источник активности личности, смысл жизни человека . Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом действий и поступков индивида (учение гедонизма) другие находили, что исполнение долга составляет основное , побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ Кант) . При этом долг рассматривался абстрактно, вне реальных общественных требований. .
В современной психологии некоторые ученые пытаются выводить поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (Фрейд), другие -- из «социальных» стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).
Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы.
В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личными потребностями и интересами, а в третьих - поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т. д.).
Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в научной деятельности, другие - в области искусства, а третьи - в общественной деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного и прочувствованного долга - служить людям в той области труда, где осознают наибольшую пользу, или из индивидуалистических побуждений, корысти и славы, карьеристских соображений.
Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности следует не только определить основное стремление, но и выяснить морально-психологические устои личности, которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.
Итак, в качестве мотивов выступают различные побуждения осознанные потребности и интересы человека, его определенные морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.
Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие - в силу сознания долга, а третьи - временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.
Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития разных личностей.
Лекция № 6
Тема: Внимание