Соприкосновение с культурой
Да, ребенку доступно лишь то, что соответствует его возрасту, но культура и его сопричастность с ней развивают у малыша воображение и способствуют расцвету его способностей. Книги, спектакли, все что хоть как-то касается его органов чувств. Поощряйте его интеллектуальную любознательность всяческими доступными вам средствами.
Книги .
Начиная с полутора лет, ваш малыш понимает то, что вы ему рассказываете, о чем только что прочитанная сказка или ваш комментарий к книжным картинкам. Пусть не понимает всего сюжета сказки, точного смысла отдельных слов, он очень чувствителен к тональности вашего голоса, колориту и содержанию картинок. Чтение относится к весьма интенсивному способу общения между вами, своеобразное проявление ласки и составная часть ритуала отхода ко сну.
К двум или двум с половиной годам ребенок лучше понимает смысл прочитанного. К великой его радости их лучше читать или рассказывать с большой экспрессией, наглядными комментариями, выразительными жестами и мимикой, меняя голос за каждого персонажа. Когда он научится говорить, предлагайте иногда пересказывать сказки ему самому. Из книг вашему малышу откроется новый мир, он правильно поймет повседневность быта, узнает о природе, технике, обычаях других народов, зверях. Он будет оттачивать свои навыки и воображение. Все это время книги будут и развлечением и средством пробуждения сознания, подготовят ребенка к тому, чтобы знать все и обо всем. Не дожидайтесь пока он пойдет в школу, чтобы записать его в ближайшую библиотеку.
Театральные представления
Ваш ребенок смотрит на происходящее вокруг широко распахнутыми глазами. Все, что он видит является для него неким спектаклем. Он подпитывает при этом собственное воображение, и ему хочется принимать участие во всех этих приключениях. Предоставьте ему возможность обогатить себя, посетив театральные постановки, пусть это будут цирк или театр кукол, полутемный зал кино, даже если спектакль предназначен детям не его возраста.
• Кукольный театр . Эти представления наиболее адаптированы для малышей до трех лет, поскольку их при этом вовлекают в действие, предлагают отвечать на вопросы, кричать, хлопать в ладоши. Они видят на сцене самых известных героев их сказок, всяких там принцесс, королей, плохих и добрых волшебников. Дети воображают себя разными персонажами и живо сопереживают с ними происходящее. Под влиянием увиденного они затем самостоятельно разыгрывают весь спектакль. Кукла, надетая на руку, делается из чего угодно: её можно сшить из кусочков ткани, соорудить из старой, принаряженной перчатки… Сделать это можно вместе с малышом, а затем вместе же с ним и разыграть импровизированный спектакль.
• Цирк . Уже в двухлетнем возрасте такой спектакль с участием клоунов, акробатов, жонглеров, дрессированных животных восхитит вашего ребенка. Желательно, чтобы представление было не слишком длинным, а малыш находился бы недалеко от арены.
• Кино . Водить в кино малыша ещё рановато. Кинозалы темны, фильмы длятся весьма долго, он не в состоянии столько времени уделять внимание происходящему, которое к тому же не понимает до конца, а некоторые моменты его могут напугать. Он не может тут же поделиться своим впечатлением с окружающими, задать вопрос, который его очень сильно волнует.
Малый экран
Помимо коротеньких мультиков для малышей до трехлетнего возраста на телеэкране ничего не предусмотрено. Видео же стоящее в углу гостиной является тем техническим средством, что позволяет отобрать подобающее для возраста малыша зрелище.
• Телевизор . Льющийся с экрана звуковой и образный поток зачаровывает малыша. Он много не понимает, но отмечает в своей памяти, многое его потрясает. Он смотрит на экран, не в состоянии вникнуть в суть происходящего, поскольку оно не подходит его уровню развития, и это вызывает у него утомляющую его нервозность и повышенную возбужденность.
• Видео . Мультфильмы, анимационное кино, фильмы о животных, которые вы даете смотреть малышу в дозированном вами варианте и в подходящее с вашей точки зрения время, удовлетворяют его любознательность и впечатлительность. Подобная практика не должна быть пассивной, вам следует присутствовать при этом и комментировать происходящее, объясняя ребенку неясные события или картинки. В данном случае вы получите эффект плодотворного общения с малышом, которое поможет ему в понимании окружающего мира.