ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "ТЕМНЫХ" ТЕКСТОВ
Героями "темных" текстов, как правило, являются люди так называемых опасных профессий. Это пограничники и разведчики (В.Богомолов "Момент истины"); солдаты (Б.Лавренев "Сорок первый") и достаточно часто моряки (Вс.Вишневский "Оптимистическая трагедия"; В.Пикуль "Моонзунд").
Действия в "темных" текстах происходят, как правило, в суровых природных условиях — на море, на корабле (Ю.Крымов "Танкер "Дербент"), в тылу у врага (В.Тельпугов "Парашютисты"), в шахте, на севере, в замкнутом пространстве одной комнаты (пьеса П.Шено "Будьте здоровы"), космического корабля (М.Пухов "Семя зла")1 или психиатрической лечебницы (К.Кизи "Полет над гнездом кукушки"2; W.Blatty "The Exorsist") и т.п.
Тем самым, "темные" тексты описывают действия простого человека в трудных
условиях._____________________
Это произведение в Московском клубе любителей фонтастики (КЛФ) (где моими учителями были В.Гопман и М.Ковальчук, писавший под псевдонимом Вл. Гаков) считалось в 80-е гг образцом антифантастики. Частично это было связано с неприятием идеологических установок в отборе для публикаций научной фантастики издательством "Молодая гвардия", именовавшейся в КЛФ "белой (т.е. антисоветской и, тем самым, антигуманистической — В.Б.) молодой гвардией".
Кинематографическая версия романа "One Fiew over Cocoo's Nest" известно в России под названием "Полет над гнездом кукушки" с Джеком Николсоном в главной роли.
"Темные" тексты достаточно часто встречаются в публицистике (например, документальная повесть Л.Якушенко "Линия напряжения" написана сниженным языком с обилием бранной лексики о строителях высоковольтной линии напряжения); они могут быть также посвящены политической тематике (Ф.Нибел, Ч.Бейли "Семь дней в мае"; Л.Уайт "Рафферти", Н.Велтистов "Ноктюрн пустоты"), что делает их близкими "активным" текстам.
"Темные" тексты существуют и в жанре научно-художественной литературы. В центре их находится описание конкретных, приносящих пользу действий. Примером могут служить книги для детей Б.Житкова ("Очерки") и А.Маркуши ("А.Б.В...", "А я сам...")', "Мужчинам до 16").
Много "темных" текстов среди произведений о животных (Э.Сетон-Томпсон "Рассказы о
животных"; Ф.Зальтен "Бемби"; Б.Житков "Мангуста"), а также среди сказок для детей (Б.Брагин "В стране дремучих трав", братья Гримм, Р.Киплинг, Я.Корчак, С.Ла-герлеф, Н.Носов, Д.Свифт, К.Чуковский, С.Маршак и мн. др.).
Жанр, в котором достаточно распространены "темные" тексты, — это детективы (А.Конан-Доил "Приключения Шерлока Холмса", С.Жапризо "Ловушка для Золушки"; П.Буало, Т.Нарсежак "Волчицы") и научная фантастика (Г.Дж.Уэллс "Машина времени", "Человек-невидимка", А.Толстой "Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина").
Для лучшего понимания сущности "темного" текста рассмотрим некоторую ментальную ситуацию, когнитивной моделью которой он является.
Граница между двумя государствами. С одной стороны — наши ребята, с другой —
хитрый и опасный противник. Противник строит коварные планы, он в любой момент готов
напасть на нас, захватить врасплох, а затем превратить нас в своих рабов, оболванить, одеть в
одинаковую форму, заставить нас забыть свою историю, заставить выполнять только ему
понятную работу. Что мы должны делать, чтобы избежать плена, захвата, порабощения?
Понимая, что противник может оказаться умнее нас или сильнее даже в чисто физическом
плане, мы должны быть готовы к неожиданному нападению. По незначительным, мелким
деталям мы должны разгадать его возможные шаги; наблюдая за ним, догадаться о готовящемся
нападении. А уж если нападение совершено, то мы должны противопоставить ответные
действия и, конечно, уничтожить врага.__________________________________________________________
В аннотации к этой книге отмечается, что она "учит школьников умению мастерить простейшие (sicl — В.Б.) вещи для дома и школы". Показательно для нас также многоточие в названии этой и предыдущей книг.
Именно такова "референциальная основа когнитивной интерпретации" (Дейк 1989, 141) ряда ментальных ситуаций в "темных' текстах. В данном случае это соответствует "наиболее рациональному поведению при силовом задержании", называемому контрразведчиками приемом "качание маятника" (В.Богомолов "Момент истины").
Эта базовая ситуация может обрастать большим количеством мелких подробностей и деталей. Например, противника можно угадать по различным звукам (по шороху листвы под ногами, по шуршанию одежды, по скрипу обуви и т.д.). Противник может ударить по голове или даже в пах, у защитника может потемнеть в глазах, он может даже упасть, причем противник засмеется злобным смехом.
Рассмотрим более подробно характеристики героев "темных" текстов, систему их образности, стилистические особенности и их рецептивный аспект, с опорой на их психофизиологическую основу.