Из русской литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о писа-теле-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соло-вей», Крылов о равном участии власти и народа в до-стижении общественного блага. Басня «Ларчик» — при-мер критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изоб-ражение невежественного судьи, глухого к произведе-ниям истинного искусства.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня. Аллегория (разви-тие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин.Краткий рассказопоэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народ-но-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей при-роды. Роль антитезы в композиции произведения. Ин-тонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь всуровых испытаниях. Художественные особенности сти-хотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зим-него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), наве-вающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж-ности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»:
Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымыш-ленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.Прием антитезы в сюжетной организации повести. Па-родирование романтических тем и мотивов. Лицо и ма-ска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя иего критика Пушкиным. Мастерство композиции и пове-ствования: три выстрела и три рассказа о них, передан-ные разными лицами и в разном освещении. Эпилог по-вести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).
«Дубровский». Изображение русского барства. Дуб-ровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дуб-
ровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге-роям.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Эпитет, метафора, компо-зиция (развитие понятий). Стихотворное послание (на-чальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ опоэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ-та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравне-ния как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три паль-мы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особен-ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интона-ция (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писа-теле.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьян-ским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духов-ный мир. Пытливость, любознательность, впечатлитель-ность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев.Рассказ о поэте.Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».
Передача сложных, переходных состояний природы, за-печатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных дета-лей в изображении природы. «Листья» — символ крат-кой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставле-ние судеб человека и коршуна: свободный полет коршу-на и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет.Рассказ о поэте.Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку за-
весила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у ду-ба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирикеФета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетиза-
ция конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаи-модействие тем природы и любви. Природа как естест-венный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтиче-ской речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Пейзажная лирика (разви-тие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов.Краткий рассказожизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение де-кабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда.Народ — созидатель духовных и материальных ценно-стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастиче-ских картин. Диалог-спор. Значение риторических во-просов в стихотворении.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Стихотворные размеры (за-крепление понятия). Диалог. Строфа (начальные пред-ставления).
Николай Семенович Лесков.Краткий рассказ о пи-сателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю- 'бие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царски-ми чиновниками. Особенности языка произведения. Ко-мический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сказ как форма повество-вания (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе.«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмо-ра. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицеме-
рия. Роль художественной детали.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Юмор (развитие понятия).
Родная природа
в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский.«По горам две хмурых тучи...», «По-смотри, какая мгла...»] Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»] А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихо-творениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Лирика как род литерату-ры (развитие представления).