Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства
На первом месте среди этих обстоятельств стоит госпитализация. В значительной степени на отношение детей и подростков к болезни играет их помещение в больницу, соседство с больными, ограничение активности, отрыв от привычного окружения. Особенно остро реагируют на госпитализацию дети в возрасте до 12 лет.
Одной из главных особенностей детей этого возраста является потребность быть рядом с родителями, особенно с матерью. Чем младше ребенок, тем сильнее эта потребность. В связи с этим может возникнуть депривационная ситуация, т.е., такие обстоятельства жизни ребенка, когда не удовлетворяются его важнейшие психологические потребности. Психическая депривация может проявляться:
- в сенсорной области - из-за недостатка разнообразных ощущений, бедности впечатлений;
- в эмоциональной области, при недостаточности тепла, любви, заботы, эмоциональной поддержки;
- в интеллектуальной сфере, в связи с уменьшением стимулов, способствующих упражнению и развитию умственных способностей.
При поступлении в больницу у ребенка возможны следующие протестные реакции: плач, крик, проявление агрессии, отказ отпустить родителей, протест против всего. Можно наблюдать 3 стадии психического состояния ребенка по мере пребывания в лечебном учреждении (если он находится там без родителей):
1. Протест - беспокойство, плач, крик, поиск матери может продолжаться в течение многих часов, дней и даже недель.
2. Отчаяние - тихий монотонный постоянный или периодический плач; ребенок иногда зовет мать; возможны депрессия, подавленность, угнетенность, замыкание в себе.
3. Появление признаков равнодушия к матери; ребенок успокаивается, не плачет, может подружиться с медицинским персоналом, помогать ему; встречает мать без радости, без плача.
При длительном пребывании в больнице у ребенка может возникнуть привыкание к больнице, нежелание ее покидать, полное равнодушие по отношению к матери, родным (эффект госпитализма). В самом общем виде госпитализм определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Феномен госпитализма впервые был описан у младенцев и детей, долго находившихся в больнице, у которых он был обусловлен преимущественно разлукой с матерью. Последствия пребывания в больнице могут выразиться в нарушениях сна, в ночных страхах, в нервных тиках, в ночном недержании мочи, в регрессировании на более ранние стадии психического развития. По этим причинам детей до 6-летнего возраста не рекомендуется госпитализировать без матери.
К симптомам госпитализма у детей относятся: замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость к инфекциям. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую могут быть необратимыми, в особенно тяжелых случаях приводя к смерти.
Таким образом, формирование внутренней картины болезни ребенка обусловлено возрастными особенностями психики ребенка, влиянием родителей, и, несомненно, ведущую роль в этом процессе выполняет врач. Врачу необходимо чутко следить за психологическим состоянием больного ребенка, своевременно смягчать эмоциональное напряжение, предотвращать негативные реакции, исправлять его представления о страдании и лечении. Это необходимо для снятия тревожного беспокойства маленьких пациентов и создания наиболее адекватного отношения к болезни и лечению.
Контрольные вопросы:
1. Понятие внутренняя картина болезни, ее компоненты и параметры оценки пациентом своей болезни.
2. Факторы, определяющие внутреннюю картину болезни (пол, возраст, профессия).
3. Факторы, определяющие внутреннюю картину болезни (темперамент, характер).
4. Факторы, определяющие внутреннюю картину болезни (особенности личности).
5. Гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы отношения к болезни, тактика поведения врача при эргопатическом и анозогнозическом типе.
6. Тревожный и меланхолический типы отношения к болезни, тактика врача при этих типах.
7. Неврастенический, дисфорический и паранойяльный типы отношения к болезни, тактика врача при этих типах.
8. Ипохондрический и апатический типы отношения к болезни, тактика врача при них.
9. Сенситивный и эгоцентрический типы отношения личности к болезни, тактика врача при них.
10. Составляющие внутренней картины болезни детей (объективные проявления болезни; особенности эмоционального реагирования личности).
11. Составляющие внутренней картины болезни детей (половые особенности; уровень интеллектуального функционирования).
12. Составляющие внутренней картины болезни детей (личный опыт; полученная информация о здоровье, внутренних органах, болезни, ее причинах).
13. Составляющие внутренней картины болезни детей (понимание универсальности и необратимости смерти; отношение родителей и других лиц из окружения к заболеванию ребенка).
14. Составляющие внутренней картины болезни детей (влияние врача и медперсонала на заболевшего).
15. Составляющие внутренней картины болезни детей (госпитализация).
Тестовые задания:
Задание 1. Понятие «объективная тяжесть болезни» в первую очередь включает критерий:
а) психологической значимости;
б) летальности;
в) болевой характеристики болезни;
г) нозологии;
д) внутренней картины болезни.
Задание 2. Субъективное отношение к заболеванию называется:
а) анозогнозией;
б) ипохондрией;
в) внутренней картиной болезни;
г) рефлексией;
д) эгоцентризмом.
Задание 3. К факторам, определяющим внутреннюю картину болезни, относятся все за исключением одного:
а) пол;
б) возраст;
в) память;
г) профессия;
д) темперамент.
Задание 4. Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются:
а) сексуальные расстройства;
б) рак;
в) заболевания, изменяющие внешность;
г) инсульт;
д) инфаркт.
Задание 5. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:
а) тревожному типу;
б) ипохондрическому типу;
в) эгоцентрическому типу;
г) эргопатическому типу;
д) паранояльному типу.
Задание 6. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость заболевания:
а) тревожном;
б) ипохондрическом;
в) эгоцентрическом;
г) эргопатическом;
д) сенситивном.
Задание 7. Апатический тип психического реагирования на заболевание относится к группе с:
а) интерпсихической направленностью психической дезадаптации;
б) интрапсихической направленностью психической дезадаптации;
в) психической адаптацией;
г) межличностной направленностью психической дезадаптации;
г) межгрупповой направленностью психической дезадаптации.
Задание 8.Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях встречается при:
а) анозогнозическом типе;
б) ипохондрическом типе;
в) дисфорическом типе;
г) гармоничном типе;
д) сенситивном типе.
Задание 9. К составляющим внутренней картины болезни у детей относятся все за исключением одной:
а) уровень интеллектуального функционирования;
б) личный опыт;
в) профессия;
г) отношение родителей к заболеванию;
д) знание о здоровье.
Задание 10. К вариантам реагирования родителей на болезнь своего ребенка относятся все за исключением одного:
а) паническая реакция;
б) равнодушное отношение;
в) интровертированность;
г) тревожно-мнительное отношение;
д) излишняя забота о ребенке.
Задание 11. К наиболее часто встречающимся у детей типам отношения к болезни относятся все за исключением одного:
а) тревожно-фобический;
б) депрессивно-астенический;
в) ипохондрический;
г) канцерофобический;
д) анозогнозический.
Задание 12.К симптомам госпитализма у детей относятся все за исключением одного:
а) замедление психического и физического развития;
б) отставание в овладении собственным телом и речью;
в) психическая адаптация;
г) пониженный уровень адаптации к окружению;
д) ослабленная сопротивляемость к инфекциям.
Глава 5