Учитель биологии высшей категории

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МБОУ СОШ №106

Образовательная область:

Естествознание

Предмет: биология

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Исполнитель: Баландин Дмитрий Михайлович

Quot;А" класс

МБОУ СОШ №106

Руководитель: Васильева Ирина Александровна

Учитель биологии высшей категории

Екатеринбург

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

I. Введение....................................................................................................................3 II. Основная часть. 1. Общие понятия о внимании...........................................................................4 2. Основные функции внимания....................................................................... 5· направленность внимания;· сосредоточенность, углубленность в деятельность;· контроль и регуляция деятельности. 3. Теории внимания............................................................................................6 4. Физиологическая основа внимания..............................................................8· ориентировочный рефлекс;· закон индукции нервных процессов;· принцип доминанты;· нейрофизиологические процессы. 5. Виды внимания..............................................................................................11· непроизвольное внимание;· произвольное внимание;· послепроизвольное внимание. 6. Основные свойства внимания........................................................................13· устойчивость внимания;· концентрация внимания;· распределение внимания;· переключение внимания;· объем внимания; 7. Отвлекаемость внимания (внешняя и внутренняя)......................................15 8. Рассеянность (мнимая и подлинная)............................................................. 16 III. Вывод.......................................................................................................................18 IV. Список литературы.................................................................................................19 V. Приложения.............................................................................................................20

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот и иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие - единство процесса восприятия - воспринимают - и восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление - единство мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в который они выступают как деятельность, направленная на объект.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание - проявление этой связи сознания и объекта, который в нем осознается. Задача моего реферата состоит в том, чтобы раскрыть внимание как совокупный психический процесс.

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существуетсамостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзябыть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленностьсознания на выполнение определенной работы. Формы проявления вниманиямногообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления,на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типавнимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:· концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности наобъекте;· устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности,умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;· объем внимания характеризуется количеством одновременновоспринимаемых объектов;· распределение - способность одновременного выполнения несколькихдействий;· переключение - способность менять направленность внимания,переходить от одного вида работы к другому. Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно ипродуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмемчеловека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу,сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположитьпредметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорятприсутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят,что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всегоостального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать оразных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельныймомент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являютсядля него наиболее важными и значительными. Учитель биологии высшей категории - student2.ru Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве ипоглощен интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромкопроизнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю вниманиена разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но вто же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась на вторуюгруппу отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальнойинформации, известный под названием “феномен вечеринки”. Именно высокаязначимость сигнала ( а не его интенсивность ), желание узнать, что обо мнедумают другие, определили изменение направления моего внимания. Под направленностью следует понимать прежде всего избирательныйхарактер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренныйвыбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранениедеятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбратьту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этотвыбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или инойпредмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течениенеобходимого времени. Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача,тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот,чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всегопостороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, темменьше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, нонеотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либопредмету, он ( этот предмет ) оказывается в центре нашего сознания, всеостальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на перифериивоспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым,представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока незавершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самымвнимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности. Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательногослушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направленоне на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознаниичеловека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, котороенесколько отличается от внимания сенсорного ( внешнего ). В некоторыхслучаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физическихдействиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все этосвидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственногопознавательного содержания и лишь обслуживает деятельность другихпознавательных процессов. Учитель биологии высшей категории - student2.ru Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к немувзгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение исущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблемевнимания:Ø Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можемпроизвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то вниманиеневозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органычувств к условиям наилучшего восприятия.Ø Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя,что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт иУ. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют илиподавляют менее интенсивные.Ø Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая ванглийской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания отинтересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное илитягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.Ø Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненногоопыта индивида.Ø Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологипринимают внимание за первичную и активную способность, происхождениекоторой необъяснимо.Ø Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловленоувеличением местной раздражительности центральной нервной системы.Ø Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания -преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основепервого физиологический нервный процесс задерживает или подавляетфизиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений,результатом чего является факт особой концентрации сознания. Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальнуютрактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются вследующем:§ внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическоедействие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена,имеющегося в данный момент в психике человека;§ по своей функции внимание представляет контроль за этимсодержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная,исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием кактаковым;§ в отличие от действий, направленных на производство определенногопродукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особогорезультата;§ с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля,все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являютсярезультатом формирования новых умственных действий. Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируявыделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильнопонять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. Итак, внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровнясенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Учитель биологии высшей категории - student2.ru Говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужноотметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общегободрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и спомощью электроэнцефалографа ( ЭЭГ ), определяющего по слабым токаммозга его электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон,дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное ( настороженное )бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишьна стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на другихстадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишьотдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция толькона 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакцииполностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движенияребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизациямозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярнуюформацию и т. д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызываетпоявление быстрых электроколебаний в коре головного мозга ( явлениедесинхронизации ), повышает подвижность нервных процессов, снижает порогичувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма. Среди “пусковых” механизмов ретикулярной формации следует прежде всегоотметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакциюорганизма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.Например, студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверьв аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, всестуденты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павловназвал рефлексом “что такое ?” Но для объяснения избирательного характера внимания этогонедостаточно. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющихфильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. Кпериферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств.Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звукаи, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку,повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабаннойперепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо.Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания такжеспособствуют обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - этофильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Онустановил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха,но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, топодававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностьюигнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмыотбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал этимеханизмы “предвниманием”, связывая их с относительно грубой обработкойинформации ( выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениямиво внешнем поле ). Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервныхцентров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течениепроцессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервныхвозбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения.Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабыевозбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующемнаправлении. Для понимания физиологической картины динамики внимания важенустановленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым закониндукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее водной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ееобластях ( одновременная индукция ) или сменяется торможением данногоучастка мозга (последовательная индукция). При этом данный участокхарактеризуется благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения,поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуютсяновые условные связи, это в данный момент - “творческий отдел большихполушарий”. Деятельность же других участков мозга связана в это время стем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностьючеловека. Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, апостоянно перемещается. Большое внимание имеет также принцип доминанты,выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначаетвременно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервныхцентров в данный момент и придающий тем самым поведению определеннуюнаправленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются инакапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляяактивность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще большеусиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагомвозбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизмдлительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующегоочага является не только сила данного раздражения, но и внутреннеесостояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями иуже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями. Ни закониндукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до концамеханизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человекцеленаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнениецелей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснитьмеханизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно черезвзаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путемизбирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системыв первую. В свою очередь, первоначальные радражители, отражаясь в речи,способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости. В последнее время исследователи физиологических механизмов вниманияотмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. Вчастности, выявлено, то у здоровых людей в условиях напряженного вниманиявозникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головногомозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов,располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - “детекторы новизны”- активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мерепривыкания к ним. В отличие от них нейроны “ожидания” возбуждаются толькопри встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальнуюпотребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация оразличных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей,организм сосредотачивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка невоспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней. Таким образом, внимание обусловлено деятельностью целой системызависимых между собой мозговых структур, но их роль в регуляции разныхвидов внимания неравноценна.
Учитель биологии высшей категории - student2.ru По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют дваосновных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольноевнимание, наиболее простое и генетически исходное, называют такжепассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимоот стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этихслучаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности.Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям,выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость,как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновениенепроизвольного внимания связано с различными физическими,психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связанымежду собой, но их для удобства можно разделить условно на категории. К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя,прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильноераздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запахневольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столькоабсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шагив коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишинезаставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст междураздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а такжек пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следуетотнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. Приэтом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшегораздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей,ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей,перемещение раздражителей в пространстве. Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятсяте внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состояниючеловека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый иголодный человек будут по-разному реагировать на разговор о пище. Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Именнопо этому, идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор,архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесносвязана с ее прежним опытом и чувствами, поэтому их также включают в этугруппу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определеннуюэмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольноговнимания. В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляетсясознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось врезультате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным,преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мывыполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, чтонам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основнойфункцией произвольного внимания является активное регулирование протеканияпсихических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению небиологические, а социальные: оно не созревает в организме, а формируется уребенка при его общении со взрослыми. На ранних фазах развития функцияпроизвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком.Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенокотвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяяслово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнегополя. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следуетотметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитиепроизвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своегоповедения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- вподчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания,произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытомчеловека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании ненеопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленнымицелями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели,интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственноне занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленнойнами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобнопроизвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальныхволевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными изначительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только еерезультат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным.Возьмем студента, который решает трудную математическую задачу.Первоначально она его может совсем не увлекать. Он берется за нее толькопотому, что ее нужно сделать. Студенту приходится возвращать себя крешению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ходнамечается, задача становится более понятной. Студент все больше увлекаетсяею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для негоинтересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако,в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остаетсясвязанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами.В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нетили почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание характеризуется длительнойсосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности,высокой производительностью труда.
Учитель биологии высшей категории - student2.ru Внимание означает связь сознания с определенным объектом, егососредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяютсвойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация,распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительностьпривлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость можетопределяться периферическими и центральными факторами. Исследованияпоказали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям.Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум до 12сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем,то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носятколебания при наблюдении более сложных фигур - в них попеременно то одна,то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект дает изображениеусеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течении некоторого времени,то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. Но такие малыепериоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщейзакономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частымипериодическими колебаниями, в других - значительно большей устойчивостью. Внастоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивостивнимания является возможность раскрыть в предмете, на котором онососредоточенно, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует отнас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новыеаспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может оченьдлительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержаниепредмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мылегко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либопредмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом.Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новоесодержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективнаяумственная работа была бы невозможна. Само включение умственнойдеятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяетзакономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся:особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения кнему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности. Концентрация внимания - это степень или интенсивностьсосредоточенности, т. е. Основной показатель его выраженности, тот фокус,в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностямифункционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. Вчастности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очагепри одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. Под распределением внимания понимают субъективно переживаемуюспособность человека удерживать в центре внимания определенное числоразнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяетсовершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомнимфеноменальные способности Юлия Цезаря, который мог делать одновременно семьне связанных между собой дел. Однако, как показывает практика, человекспособен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, асубъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязанобыстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом былодоказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременнопредъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способенвыполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один извидов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и нетребовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещениедеятельности невозможно. Распределение внимания, по-существу, является обратной стороной егопереключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя отодного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное иосмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целомпереключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться всложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разныхлюдей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всегосоотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношениесубъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на неепереключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числухорошо тренируемых качеств. Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать оразных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждаетдробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможностиобрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьмаограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимыхдруг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющейего особенностью является то, что он практически не поддается регулированиюпри обучении и тренировке. Понятие “объем внимания” близко к понятию “объем восприятия“. Понятия- ”поле ясного внимания” и “поле неясного о внимания” очень близки кпонятиям центра и периферии зрительного восприятия. Однако количествонаходящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем вниманияпоэтому является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связаномежду собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от уменияосмысленно связывать и структуировать материал. Учитель биологии высшей категории - student2.ru Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания содного объекта на другой. Оно возникает при действии постороннихраздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемостьвозникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольноевнимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы илиявления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой ичастотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильныхпереживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувстваответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания являетсяотрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызваннаядействием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемойдеятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильнымичувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очагвозбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг,соответствующий объекту внимания, по закону отрицательной индукции в немвозникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленнойотсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением,развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотоннойработой.
Учитель биологии высшей категории - student2.ru Рассеяностью называется неспособность человека сосредоточиться на чемлибо определенном в течении длительного времени. Встречается два типарассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность- это невнимание человека к непосредственноокружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью еговнимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большойсосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”,так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученогоможет быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он неслышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очагоптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение вокружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясностьотражения различного рода внешних воздействий при рассеянном вниманииобъясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга,находящихся в состоянии торможения. Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняетбольшого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающеммире. Хуже подлинная рассеянность. Человек , страдающий рассеянностью этогорода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно большеволевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное вниманиерассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологическиподлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннеготорможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легкоиррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в кореголовного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очагиоптимальной возбудимости. Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знаниенеобходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причинойподлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы(неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляциюлегких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток.Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственногоутомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлиннойрассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений.Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности,неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причинойподлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка всемье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка,выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей.Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, нетребует напряжения воли - один из источников рассеянности вниманияучащихся.

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно, поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объема внимания, а также его устойчивости, была отмечена. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Исходя из представления о внимании как проявлении организации деятельности вообще и её уровневого строения, в частности, можно объяснить и многие другие свойства или явления внимания, такие как его распределение или переключение, концентрация, рассеянность, полное отключение и т.п. Однако многие из этих объяснений остаются пока гипотезами, которые нуждаются в дальнейшем развити и подтверждении.

Учитель биологии высшей категории - student2.ru Учитель биологии высшей категории - student2.ru Учитель биологии высшей категории - student2.ru Учитель биологии высшей категории - student2.ru Учитель биологии высшей категории - student2.ru Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Учитель биологии высшей категории - student2.ru

Наши рекомендации