Расскажите примерно такую сказку и попросите ребёнка проиллюстрировать её.
Жил – был дракончик. У него была семья: мама, папа, дедушка, сестрёнка (кто в семье у вас, называйте). Весь день они занимались своими делами (что делали? – придумайте на основе своих обычных занятий), а вечерами возвращались в пещеру – в свой дом. Пришли, поели – попили и…А что дальше? Попросите ребёнка нарисовать.
Если ребёнок рисовать не рвётся (или не умеет), вы можете это сделать за него. Нарисуйте всех членов семьи (над каждым драконом и/или дракончиком подпишите, кто это: папа, мама и т. д.), а потом попросите разложить их всех на листе, как аппликацию. Только в этом случае предметы интерьера вам придётся заготовить тоже (стол, кресло, телевизор, шкаф, ящик с игрушками, гладильная доска, компьютер и т. п.), чтоб тоже раскладывать.
Совет: если у ребёнка или у вас с драконами напряжённые отношения (вы, например, терпеть их не можете с детства), замените их всех на каких-то других существ. (Но желательно зайчиков-лисичек не брать, лучше возьмите кого-нибудь поабстрактней, понеопределённей).
Интерпретация: посмотрите, кого где ребёнок изобразил. Расспросите, кто из драконов чем занят. Обратите внимание, где ваш художник нарисовал (расположил) самого себя. Кто с ним рядом, кто отдалился. Кто повернулся спиной или от кого он отгородился сам каким-то предметом. (Такое отгораживание читайте как отчуждённость, неприятие, отказ общаться). Есть какое-то общее дело у этой семьи или каждый тут сам по себе? Бывает, что ребёнок вообще не рисует кого-то из домашних. Словно бы забывает. Если, например, он слишком ревнует к брату-сестре – те окажутся на задворках или вовсе исчезнут с рисунка, или, наоборот, он сам окажется где-нибудь в уголке.
Можно, не мудрствуя лукаво, сделать ещё проще.
Просто посмотреть, как ребёнок рисует вас и себя. Такой рисунок рисовать не обязательно за столом. На прогулке – палочкой на утоптанном снегу, на пляже – пальцами на песке (и т. п.). Посмотрите, что получилось?
Если вы вместе и взявшись за руки, да ещё и пропорции (по росту) более-менее соответствуют действительности – это здорово. А вот если все вы порознь, или кто-то из вас безмерно велик (или мал) – что-то не то, дискомфортно.
Постарайтесь к результатам отнестись не слишком серьёзно, то есть не как к аксиоме, а как к информации для размышления. Во-первых, они могут передавать сиюминутное настроение ребёнка, во-вторых, даже психологи утверждают, что ответы можно интерпретировать по-разному и «рисуночное» тестирование даёт лишь косвенную информацию.
Так зачем же тогда возиться, организовывать, рисовать?
Дело в том, что как человек на вашу просьбу отреагирует, насколько охотно он будет для вас (и о вас) что-то делать – уже много о чём говорит.
(Интересно, а вам – захотелось такой тест провести? И что вы решили? Да или нет? И почему? Тоже – интересная информация к размышлению. Совсем неплохо будет, если вы сами нарисуете эту же «сказку»; или ту, что ваши сын или дочка сочинят – для вас).
И знаете, что в этом тесте самое главное? Самое главное, вы озаботились и поставили цель: понять, что с моим дорогим человеком. Вы внимательно наблюдаете, вы хотите найти ответ, вы на новом уровне общаетесь с ребёнком. Так что вопросы, которые вы зададите себе после этих картинок и сказок, пожалуй, важнее ответов.
Поговорите о том, что у вас (и у любимых наследников) получилось. Желательно – с ребёнком. А ещё желательнее – со всеми взрослыми вашей семьи.
Если вам не нравится та сказка (тот результат), что ребёнок нарисовал – попробуйте (сделав выводы) переделать её.
Скажите ребёнку, что у вас появилась волшебная палочка. И сегодня, взмахнув ею, он может сделать так, чтобы всем домашним «драконам» и «дракончикам» было уютно и хорошо.
«Брекс – фекс – пекс!» И…
Нарисуйте хороший вечер. (Впрочем, про это можно и устно сочинить). Конечно, в этом «хорошем» должно отразиться не ваше персональное желание (например: хочу чтобы все оставили меня в покое и дали выспаться), а то, о чём мечтает ребёнок, что с его точки зрения особенно хорошо. Просто напомните ненароком, что волшебная палочка может все желания исполнять. Мечтайте вместе, оставив инициативу юному фантазёру, не сбивайте его своими взрослыми заморочками. «Брекс – пекс – фекс!»– и пусть рисует. Вполне вероятно, вы увидите, как все идут куда-то (на прогулку, в путешествие отправляются), или играют, или… Именно этого и ждёт от вас маленький человек, именно этого ему не хватает.
А что у него в голове?
Еще один способ разобраться, что у дитя в голове – это рассказать сказку от имени какого-то героя.
Этот приём подойдёт и для дошколят лет от пяти, и для всех, кто постарше.
Итак, Сказка от имени…
Предложите ребёнку рассказать знакомую сказку. Но не просто так, а от имени какого-то героя.
Как это сделать:
– Сначала вспомните вместе саму эту сказку и всех её героев;
– Потом предложите выбрать кого-нибудь одного, от имени кого он будет рассказывать.
Например, сказка «Колобок». Рассказывать этот триллер может сам главный герой, или Заяц, или Лиса, или дорожка, по которой колобок катился. Или даже герой другой сказки: фея, Баба Яга, Иван – крестьянский сын… Ясно, что рассказки эти будут совершенно разные. Бывает и так: в какой-то момент появится совершенно неизвестные герои или сказочный сюжет вообще свернёт не туда, куда ему положено. Ну и пусть. Это очень значимые повороты.
Не мешайте и не вмешивайтесь в повествование. По крайней мере до тех пор, пока ребёнок сам вас об этом не попросит. Если ваш юный сказочник зашёл в тупик – это тоже кое о чём говорит, особенно если вдруг бросит свою сказку и продолжать не захочет. Обратите внимание, в какой момент прервалась сказка, почему – именно сейчас? Вполне вероятно, это какой-то проблемный вопрос, аналогичный тому, что происходит в его жизни сейчас.
На что обращать внимание
Возьмём для примера сказку «Гуси – лебеди»
1. За кого рассказывает сказку ваш ребёнок.
Например, за мальчика, которого гуси – лебеди унесли или за сестрёнку, которая пошла его искать, или повествование идёт от имени гуся, вожака стаи и т. п.) Так, предположим, ваша дочка «превратилась» в того ребенка, которого украли – само по себе это уже интересно. Вопрос: почему она выбрал этого героя? Чувствует себя жертвой? Боится встречаться с трудностями?
2. Обратите внимание на акценты.
На чём делает акценты ваш ребёнок? Например, тот же братец, которого гуси утащили, испытывает целую гамму чувств. (В сказке не видно его эмоционального состояния, тут – целый простор для рассказчика).
– ждал, что его спасут?
– было чувство безнадёжности?
– а может, он был рад этому?
– боялся высоты? Бабы Яги?
– много рассказывает о том, что заставляла его баба Яга делать?
– описывал лес дремучий, через который убегали с сестрицей?
– поссорился с печкой или яблонькой?
– прикидывал, что родители из города привезут?
– или был только рад, что гуси его утащили?
Конечно, нельзя надеяться, что сказочный сюжет выложит вам все про вашего ребенка все как на духу. Но повод хорошенько подумать у вас непременно появится.
Вы можете записать детский вариант сказки на магнитофон (конечно, если ребёнок будет не против), а потом вместе ещё раз прослушать. И ещё.
Совет: Если у вас по ходу дела (хоть прослушивания, хоть самого сочинительства или рисования) возникнут вопросы – проявите весь такт, на который способны. Вопросы задавайте неназойливо и никогда не настаивайте, если человек не хочет отвечать. Может, малыш/дошколёнок и затрудняется ответить, а вот тот, кто постарше, примолкнет намерено. По-че-му? Что в вашем вопросе такого? просто отметьте про себя тот вопрос, на который ответа не получили. И подумайте на досуге: чего он избегает или спасается, уходя от ответа – от чего?
Впрочем, не повторяйте ошибки психологов: не ищите во всём подряд глубокого смысла и психологического подтекста. Иногда, бывает, всё дело в том, что человеку просто в данный момент что-то слегка надоело. Или сказка, или ваша настойчивость.
И пусть воспитательный момент в вашем занятии не перевешивает игровой. Подумайте о гармонии.
Запомните главное:
...
Своей сказкой и в сказке ребёнок выражает своё тайное желание
Правила для индикатора
• Слушайте.
• Не торопите
• Советуйтесь с ребёнком
• Одобряйте и поощряйте.
• И не берите инициативы на себя.
• Задавайте вопросы, но делайте это корректно.
• Помогайте вопросами, но не настаивайте на ответах.
• Берите на заметку – это важнее.
• Не критикуйте: вести сюжет и не сбиваться – это трудно.
• Смейтесь вместе, но не высмеивайте.
• Помогают только добрые, «отзывчивые» юмор и смех.
Кстати, эти правила ничем особо не отличаются от общих правил хорошего тона. Ведь с детьми этикет не менее важен, чем со взрослыми.