Чясть 2. Upoku психологии в среаней школе
Пятый клясс
ни, забывая, что его отвергли. И однажды утром на уже осенней поляне расцвел цветок неповторимой красоты. И все узнали в нем тот некрасивый, неуклюжий цветок. Да! Это был он! Он расцвел красотой своей души, силой своей веры, неумирающей надежды и огромной любовью, которую хранил в своем сердце.
Вопросы Эля обсужЭениа
— Какая мысль сказки вам показалась самой интересной
Запишите ее в тетрадь.
— Какую мысль хотелось бы запомнить надолго?
•«Коллективный рисунок».Класс делится на две команды, каждая из которых выполняет коллективный рисунок на тему «Счастье». Рисунки обсуждаются.
•д:
1 iff
**■><"
Temr 7. Мы нйчиняш меняться
11ели:
— помочь подросткам осознать свои изменения;
— мотивировать подростков к позитивному самоизменению.
Зянятие 21. Ныжно ли человеку меняться?
«Какого человека можно назвать...»Подростки записывают в тетрадь качество, затем рассуждают, какого человека можно назвать обладателем этого качества. Качества могут быть такими: настойчивость, стремление помочь другим.
Работас плакатом.На доску вывешивается плакат с позитивными качествами. Для этого можно использовать половину плаката, сделанного для занятия 20. Подростки по очереди пытаются прочитать эти качества по алфавиту на время. Если кто-то ошибается, то «сходит с дистанции». Побеждает тот, кто сумеет сделать это без ошибок быстрее всех. Чтобы напомнить учащимся алфавит, можно повесить его на доску.
«Мои важные изменения».Для этого задания заранее по числу участников распечатываются карточки с возможными позитивными изменениями, например:
«Я становлюсь более выдержанным».
«Я замечаю, что у меня появилось чувство сострадания к окружающим»-.
«Я уже стараюсь не допускать того, чтобы мои действия обижали других».
«Я становлюсь более решительным».
«Я уже могу спокойно сидеть на уроке, не отвлекаться
и не выкрикивать».
«Я становлюсь более старательным на уроках».
Чрсть 2. Уроки психологии в срепнео школе
Пятый клясс
«Домашние задания я уже делаю сам без напоминаний взрослых».
«Я уже радуюсь, когда помогаю другим, а не только когда помогают мне».
Подростки вклеивают эти карточки в тетради, отмечая на них те высказывания, которые им подходят, зачитывают их вслух. Затем они дописывают собственные наблюдения за своими изменениями.
Работа со сказкой
Сказка про Тофа (Е. Яковлева)
Далеко на севере, гораздо дальше, чем растут диковинные растения и ходят невиданные животные, раскинули свои высоты и хребты Одинокие горы. Никто и ничто не тревожит покоя безмолвных пиков и снежных шапок этих гор. Если хорошо прислушаться, то не будет слышно ничего, кроме криков хищной птицы в вышине.
И лишь иногда, по вечерам, в тихую погоду на одном из склонов можно было заметить желтый огонек. Он горел ровно и тепло. От него становилось спокойно на душе у пролетавших мимо фей и фейалочек (это маленькие феи).
Этот огонек был не что иное, как керосиновая лампа, горевшая каждый вечер на крыльце небольшого дома. Внутри этого уютного дома текла размеренная и тихая жизнь маленького зверька Тофа. Он всегда и во всем любил порядок. Банки с припасами были расставлены на полочках строго по цветам и размерам. Коллекционные модельки автомобилей были выстроены в правильные ряды. Стул всегда стоял в северном углу. Половичок занимал свое место у большого круглого стола с кривыми резными ножками. И в этом порядке почти ничего никогда не менялось.
Но вот однажды с запада налетел легкий ветерок. Он поднял и растрепал занавески, пошуршал листками газет у печки и полетел дальше. И никто не мог себе представить, что этот свежий ветерок был предвестником большого и грозного урагана, который уже надвигался. Он летел быстро, снося все на своем пути. Выкорчевывал деревья, срывал черепицу с крыш, уносил столы и садовые скамейки.
Тоф почувствовал, что приближается ураган (у него были отличные нюх и слух), он уловил его приближение за полдня до подхода бури к горам, и ему стало тревожно. Он знал, что надо спасаться и спасать все свои любимые вещи, к которым он был так привязан. Но никак не мог решить, убирать ли их в погреб, прятать на чердак или заталкивать за печку. Ведь он очень любил порядок и боялся стронуть с места даже одну вещь. Мысли проносились и сталкивались у него в голове. Он тянул носом воздух и поджимал хвост от нерешительности и страха перед переменами. Ему стало так плохо, как не бывало прежде. Он опустился на стул и горько заплакал.
А тем временем ураган подошел к горам и обрушил всю свою мощь на маленький дом. Перевернув все вверх дном, он заставил вещи плясать в безудержном вихре. Сорвал крышу, перебил все модельки, а те, что особо понравились, унес с собой. Ураган хохотал над маленьким зверьком, вцепившимся всеми лапами и хвостом в печную трубу. За эти мгновения перед Тофом промелькнула вся его жизнь. И не было никого, кто мог бы помочь ему.
Ураган тем временем стал терять свою силу и, наконец, совсем исчез. А Тоф сидел в своей разоренной гостиной и бесцельно смотрел в небо, на котором стали появляться первые звезды. О потерянных и испорченных вещах он уже не думал. Вслушиваясь в вечерние звуки, он уловил, как переговаривались вдалеке горные феи и фейалки. «Знаешь, какого страха мы натерпелись!» — говорили одни. «Да, это было ужасно!» — говорили другие. «А хуже всех пришлось маленькой фейалке, ее придавило собственной качалкой», — сочувствовали третьи. Но все сходились в одном мнении: с тех пор как сегодня перестал гореть огонь в керосиновой лампе в маленьком домике, никто не сможет найти дорогу домой, и всем придется заночевать там, где их застал ураган. Услышав это, Тоф подумал: «Есть на свете те, кто нуждается во мне. Они мерзнут в расщелинах, не могут найти дорогу домой, а я жалею себя. Им нужен мой свет, маяк моей лампы».
Он побежал в дом в поисках лампы. О ужас! Она лежала под кроватью разбитая, керосин вытек, по дому распространялся резкий запах. Тоф был на грани отчаяния, но идея при-