Вопрос №1: Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность

План:

1) Основные понятия

2) История психодиагностики

3) Психодиагностика как наука

4) Психодиагностика как практическая деятельность

5) Авторы

6) Список литературы

1. Психодиагностика (Гуревич К.М)- психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Психологический диагноз (Бурлачок Л.Ф.)- результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния.

Исследование (Д.Н.Ушаков) - научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос.

2. Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а так же периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.

3. Психодиагностика как теоретическая дисциплинарассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила ʼʼдиагностических умозаключенийʼʼ, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процес­са к констатации наличия и выраженности этих психологических ʼʼпеременныхʼʼ. Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях ʼʼвстроеныʼʼ в сам диагностичес­кий инструмент, в других – требуют особой работы с диагностичес­кими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и от­брасывания гипотез.

4. Практическая психодиагностика относится к теоретической аналогично тому, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Т.е. практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый опыт, свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.

5. В. Вунд , Ч. Дарвин, Ф. Гальтон, Г. И. Россолимо, В. М. Блейхер, С. М. Морозов, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. Анастази и т.д.

6. Список литературы:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. – 351с.

2. http://refac.ru/psixodiagnostika-kak-nauka-i-prakticheskaya-deyatelnost/

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Наши рекомендации