Общение в системе отношений человека. Психологическая характеристика межличностного общения
Межличностные отношения как реальность общественных отношений. Основные подходы к пониманию общения и его места в системе отношений человека. Общая характеристика межличностных отношений. Специфика социально-психологического подхода к общению в сравнении с философским, социологическим, общепсихологическим и психофизиологическим.
Значение общения для развития индивида и для развития общества. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Профессиональное общение педагога и психолога.
Связь общения и профессиональной (игровой, учебной) деятельности. деятельности. Структура общения. Социально- психологические функции общения. Содержание, формы и механизмы общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная; их связь с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению. Основные профессиональные умения психолога и педагога, формирующиеся в процессе реализации каждого из компонентов общения.
Коммуникативная сторона общения: общение как обмен информацией
Понятие общения как коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в процессе коммуникации; активная позиция партнеров в коммуникативной ситуации; специфика воздействия участника коммуникативного процесса при передаче смысла информации. Значение данных семантики, теории информации, семиотики и лингвистики для социально-психологического анализа коммуникативного процесса.
Структура коммуникативной ситуации и разные подходы при ее описании. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Виды коммуникации.
Вербальная коммуникация. Значение коммуникативных свойств человеческой речи. Вербальная и невербальная коммуникация в практике психолога.
Основные виды невербальной коммуникации: оптико-кинетический, паралингвистический и экстралингвистический, пространственно-временной. Значение визуального контакта в коммуникативном процессе.
Проблема кодирования и декодирования как условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Обратная связь в межличностном общении. Связь коммуникативной стороны с деятельностью общения. Характеристика процессов говорения и слушания. Виды активного слушания. Монологическое и диалогическое говорение, выделение параметров их различия. Уровни диалога. Активное слушание и говорение как профессиональные умения психолога.
Интерактивная сторона общения: общение как обмен действиями
Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальной психологии. Соотношение интеракции и коммуникации. Возможность построения моделей взаимодействия. Теории взаимодействия: обмена, управления впечатлениями. Теории диадического взаимодействия. Решение проблемы взаимодействия в “символическом интеракционизме”.
Структура и функции взаимодействия. Компоненты процесса взаимодействия. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конкуренции в социальной психологии. Конфликтное взаимодействие, основные стратегии конфликтного взаимодействия. Профессиональная конфронтация в практической работе психолога и ее роль в решении производственных проблем.
Личностный и содержательный план взаимодействия. Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками. Изучение интерактивной стороны общения в реальных социальных группах. Применение полученных результатов в практике работы с людьми. Использование обратной связи как средства регулирования взаимодействия. Возможности освоения психологами конструктивных видов суждений обратной связи.
Перцептивная сторона общения: общение как взаимопознание и взаимопонимание людей
Понятие социальной перцепции. Значение социальной перцепции в психолого-педагогической работе с людьми. Характеристика перцептивных процессов в социальной психологии. Место межличностного восприятия в системе человеческого общения. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними.
Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны». Социально-перцептивные явления: установка, каузальная атрибуция, стереотипизация, предубеждение. Явление межличностной аттракции и ее причины. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Основные направления исследования аттракции и их практическое значение в практике социальной и психологической работы с людьми. Механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, эмпатия, децентрация.
Соотношение процессов межличностного восприятия и атрибуции. Структура атрибутивного процесса. Основные направления экспериментальных исследований межличностного восприятия.
Проблема точности межличностного восприятия в психологической и социальной работе с людьми. Использование социально-психологического тренинга в повышении точности межличностного восприятия и обучении приемам подачи конструктивной обратной связи.