Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Программа учебного курса и планы семинарских занятий
Для студентов дневного и заочного обучения
Ростов-на-Дону
Рекомендовано к печати кафедрой психологии личности и общей
Психологии
Протокол № от
Автор-составитель - доцент кафедры психологии личности и общей психологии И.П.ШКУРАТОВА
Ответственный редактор – кандидат психологических наук, зав. каф.
психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ”
Курс “Психология личности” является обязательным для студентов всех специальностей. Основная цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о личности, ее компонентах, структуре и поведении.
В качестве задач курса можно назвать следующие:
1. раскрыть социально-историческую природу личности, сложность ее строения;
2. проанализировать компоненты личности, такие как темперамент, характер, способности, мотивационная сфера;
3. ознакомить студентов с разными подходами к исследованию личности, имевшимися в зарубежной и отечественной науке и развивающимися в настоящее время;
4. научить студентов сопоставлять различные точки зрения по дискуссионным вопросам и формировать свою собственную;
5. показать необходимость и возможность применения теоретических знаний, содержащихся в курсе, в практической деятельности психолога.
Курс “Психология личности” строится с опорой на предшествующие курсы “Введение в психологию”, “Антропология”, “Физиология ВНД” и, в свою очередь, служит основой для многих спецкурсов, рассматривающих личность в разных контекстах.
Данная программа предназначена как для студентов дневного отделения, так и для студентов заочного отделения. В расчете на студентов заочного отделения, которым труднее доставать необходимую литературу для подготовки по данному курсу, в заданиях к семинарским занятиям часто указывается несколько разных источников для получения одной и той же информации. Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволит студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче экзамена. В программе также содержится список рефератов по зарубежным теориям личности.
I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА “ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ”
Тема 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности". Их определения, область применения и соотношение между ними. Развитие представлений о личности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, Л.И.Анцыферова, В.С.Мерлин, К.А.Абульханова-Славская, И.М.Палей, А.Г.Асмолов). Развитие личности в процессе социализации. Критерии для оценки уровня развития личности.
Разнообразие подходов к исследованию личности в зарубежной психологии: психодинамическое направление ( З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер и др.), теории черт личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк), персонологическое (Г.Мюррей), гуманистическое (А.Маслоу), когнитивное (Д.Келли). Компоненты теории личности. Критерии для оценки содержания и уровня теорий личности.
Тема 2. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Развитие представлений об индивидуальности в работах отечественных психологов в 70-90-х годах (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, В.В.Белоус, А.Г.Асмолов, Л.Я.Дорфман). Соотношение между индивидуальностью, субъектом деятельности и личностью в концепции Б.Г.Ананьева. Уровни интегральной индивидуальности и теоретические принципы ее исследования в концепции В.С.Мерлина. Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность. Метаиндивидуальный мир. Понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности по Л.Я.Дорфману.
Индивидуальность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире (А.Г.Асмолов). Факторы и механизмы развития индивидуальности. Индивидуальность как предмет психологического исследования.
Тема 3. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ
Общее представление о принципах структурного анализа явлений в науке. Различия между системным и структурным подходами в психологии. Проблема выбора критерия для построения структуры личности. История развития структурно-уровневого подхода в психологии. Эмпирический и теоретический способы построения структуры личности. Динамическая функциональная структура личности К.К.Платонова: ее уровни и критерии для их выделения. Структура личности в концепции В.С.Мерлина. Понятие симптомокомплекса. Принципы построения структуры личности, предложенные Б.Г.Ананьевым: структурно-генетического единства, координации и субкоординации.
Тема 4. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Этапы развития учения о темпераменте в мировой науке. Типологический подход к исследованию темперамента. Гуморальные и конституциональные теории типов темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон) и их критика. Современные подходы к изучению типов темперамента (В.С.Мерлин).
Отличительные признаки свойств темперамента. Современные представления о структуре основных свойств нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын) и их отличие от позиции И.П.Павлова. Взаимосвязь между свойствами нервной системы и свойствами темперамента.
Краткая характеристика основных свойств темперамента и методов их диагностики (возбудимость внимания, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, тревожность, реактивность, активность, ригидность, утомляемость, экстраверсия-интроверсия). Предметный и коммуникативный аспекты темперамента. Свойства темперамента по В.М.Русалову. Роль среды и наследственности в формировании темперамента.
Развитие свойств темперамента в детском возрасте. Изменение темперамента на более поздних этапах онтогенеза. Факторы, маскирующие проявление темперамента в поведении (возраст, мотивы, характер, профессиональные навыки, способности). Приспособление темперамента к требованиям учебной и трудовой деятельности. Индивидуальные различия выполнения деятельности у лиц с разным темпераментом.
Тема 5. ХАРАКТЕР КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Соотношение между темпераментом и характером. Отличия черт характера от свойств темперамента. История разработки проблем характера в отечественной психологии. А.Ф.Лазурский как основоположник науки о характерах в нашей стране. Характер как совокупность наклонностей. Виды наклонностей. Понятие эндопсихики и экзопсихики. Психические уровни развития личности и критерии для их определения. Классификация характеров по А.Ф.Лазурскому.
Концепция отношений В.Н.Мясищева. Взаимосвязь отношений и характера. Принципы исследования характера.
Представления В.С.Мерлина о строении и функциях характера. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере. Автоматизмы в проявлениях характера.
Теория акцентуаций характера К.Леонгарда. Типы акцентуаций, их значение в развитии личности. Акцентуации характера подростков и их динамика (А.Е.Личко).
Тема 6. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Общественно-историческая природа потребностей человека. Изменение мотивации человека в процессе социализации личности. Различия между мотивацией поведения детей и взрослых.
Понятия “потребность”, “мотив” и соотношение между ними. Анализ представлений о мотивах поведения человека с позиций бихевиоризма., классического фрейдизма, неофрейдизма и других теоретических направлений. Активационная и гомеостатическая модели мотивации поведения человека. Основные проблемы психологии мотивации (Х.Хекхаузен).
Критерии классификации потребностей и мотивов поведения. Осознанные и неосознанные мотивы поведения. Установки и их виды (А.Г.Асмолов). Внутренние и внешние мотивы поведения. Смыслообразующие, знаемые и действенные мотивы (А.Н.Леонтьев). Взаимосвязь потребностей и ценностных ориентаций (Д.А.Леонтьев). Понятия жизненного и личностного смыслов. Механизмы смыслообразования (Д.А.Леонтьев).
Тема 7. СПОСОБНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОДУКТИВНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Развитие представлений о природе способностей в отечественной психологии (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев и др.). Отличительные признаки способностей. Соотношение между задатками и способностями. Структура способностей по С.Л.Рубинштейну. Классификация способностей по К.К.Платонову. Общие и специальные способности. Взаимосвязь способностей и потребностей (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев). Понятие одаренности и ее связи со способностями. Способность к обучению и интеллект как общие факторы одаренности. Представления об интеллекте в разных психологических школах. Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта личности (М.А.Холодная). Активность и саморегуляция как факторы одаренности (Н.С.Лейтес).
Развитие представлений о природе способностей в зарубежной психологии. Факторные модели интеллекта как общих способностей Ч.Спирмена, Дж.Гилфорда, Л.Терстоуна, Р.Кеттела, Д.Векслера, Ф.Вернона и др.). Взаимосвязь интеллекта со свойствами личности. Соотношение генетических и средовых факторов в развитии интеллекта и специальных способностей. Способности и психопатология (Ч.Ломброзо, Э.Кречмер). Психоаналитическое объяснение одаренности.
Тема 8. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Соотношение между сознанием и самосознанием. Самосознание как объект психологии. Стадии развития самосознания от рождения до зрелости: определение границ своего тела, выделение себя как источника активности, формирование представлений о себе как о человеке и т.д. Факторы, способствующие развитию самосознания личности. Функции самосознания.
Понятия “Я-образ”, “Я-концепция”. Компоненты Я-концепции и ее структура. Я-концепция как совокупность установок “на себя”. Значение Я-концепции для саморегуляции. Самооценка как компонент самосознания. Содержательная, качественная и стилевая стороны самооценки. Самоотношение личности и ее составляющие. Методы психодиагностики самосознания: область их применения и ограничения. Значение диагностики самосознания в практической психологии.
Самораскрытие личности в общении с другими людьми. Индивидуальные различия в объеме, содержании и глубине самораскрытия. Значение самораскрытия для развития Я-концепции и психического здоровья личности. Самопредъявление - создание благоприятного впечатления о себе. Стратегии и приемы самопрезентации.
Тема 9. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА
Общая характеристика основных этапов научной биографии З.Фрейда.
Динамика его взглядов на природу бессознательного. Структура личности по З.Фрейду. Функции ИД, ЭГО, CУПЕР-ЭГО. Стадии психосексуального развития; оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Понятие защитных механизмов личности и их виды (вытеснение, проекция, регресс, замещение, отрицание, сублимация, рационализация).
Три аспекта психоанализа: научно-исследовательский, лечебно-практический и социально-культурный. Их развитие и влияние на разные сферы науки и культуры. Эмпирическая проверка теории З.Фрейда. Оценки вклада З.Фрейда в мировую науку отечественными и зарубежными психологами.
Тема 10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА
Основные понятия концепции А.Адлера: комплекс неполноценности, компенсация и сверхкомпенсация; стремление к превосходству, социальный интерес, стиль жизни. Типы личностей, основанные на стилях жизни: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный. Псевдокомпенсация и ее виды: уход в болезнь или слабость, ленивец, лжец, жестокий тиран, комплекс превосходства, самореклама. Факторы, определяющие развитие личности: несовершенство органов, порядок рождения, отношение родителей к ребенку и т.д. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека.
Тема 11. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА.
Учение о коллективном бессознательном. Архетипы коллективного бессознательного: анима, анимус, персона, персона, тень, самость, мудрец. Их роль в развитии личности и ее поведении.
Учение о психологических типах. Понятие экстраверсии и интроверсии по К.Юнгу. Основные психические функции : мышление, ощущение, чувство и интуиция. Сочетание эго-направленности и ведущей психической функции как основание типологии. Краткая характеристика восьми психологических типов , их примеры из художественной литературы и истории.
Отличие взглядов К.Юнга от позиции З.Фрейда на природу и содержание бессознательного. Значение работ К.Юнга для развития теории личности. Современные типологии личностей основанные на теории К.Юнга и методики для их диагностики.
Тема 12. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
Эпигенетическая концепция Э.Эриксона. Стадии развития личности: орально-сенсорная, мышечно-оральная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая, ранняя, средняя и поздняя зрелость. Понятие психосоциальной идентичности и ее роль в становлении личности по Э.Эриксону.
Социокультурная теория личности К.Хорни. Представления К.Хорни об источнике внутриличностного конфликта. Три типа невротического поведения: уступчивый, обособленный и враждебный. Невротические потребности по К.Хорни.
Теория защитных механизмов А.Фрейд. Я как точка наблюдения. Хронологическая классификация защитных механизмов. Формирование защитных механизмов у детей. Различия в представлении З.Фрейда и представителей эго-психологии на природу человека и причины неврозов.
Тема 13. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Э.ФРОММА
(СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НЕОФРЕЙДИЗМА)
Экзистенциальные и исторические дихотомии человека. Экзистенциальные потребности человека по Э.Фромму: в установлении связей с другими людьми, в творчестве, в исторических корнях, в идентичности, в мировоззрении.
Социальные типы характеров. Неплодотворные ориентации характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. Продуктивный характер. Типы семей, соответствующие этим типам характера: симбиотические и отчужденные. Понимание Э.Фроммом взаимосвязи между отношениями в обществе, в семье и формирующимся типом личности.
Модус бытия и модус обладания: их проявления в разных сферах деятельности личности. Биофилы и некрофилы. Роль психологии в преобразовании общества и личности каждого человека.
Тема 14. теории черт личности
Экспериментальный подход к исследованию личности Г.Олпорта. Личность как совокупность ее черт. Свойства черт личности. Виды черт. Понятие проприума и стадии его развития: телесная самость, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, формирование образа себя, рациональное управление самим собой, проприативное стремление. Концепция функциональной автономии мотивов. Два вида автономии. Критерии зрелости личности по Г.Олпорту.
Теоретические основания и практическая реализация построения структуры личности в теории Р.Кеттелла. Три источника для сбора информации о личности: жизненные данные, полученные на основе наблюдений за личностью в разных ситуациях, данные самоотчетов, данные объективных тестов. Факторный анализ как средство для эмпирического построения структуры личности. Первичные и вторичные факторы. Область применения 16-факторного опросника Р.Кеттелла.
Представления Г.Айзенка о принципах построения структуры личности. Экстраверсия-интроверсия и нейротизм-эмоциональная стабильность как критерии для типологии личностей. Краткая характеристика каждого личностного типа. Различия между экстравертами и интровертами в поведении в разных жизненных ситуациях.
Преимущества и ограничения структурного подхода к анализу личности.
Тема 15. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ А.МАСЛОУ
Основные принципы гуманистической психологии. Особенности взгляда А.Маслоу на природу человека. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Различия между потребностями роста и потребностями дефицита. Бытийные ценности и метапотребности.
Черты, присущие самоактуализирующейся личности. Пути самоактуализации и трудности на этом пути. Методы диагностики самоактуализирующихся людей. Природа самоактуализации.
Значение работ А.Маслоу для развития теории личности. Эмпирическая проверка основных положений концепции А.Маслоу.
Тема 16. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ В.ФРАНКЛА
Изучение личности через призму его жизненных смыслов. Учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Три ведущие группы ценностей человека: творчества, переживания и отношения. Понятие самотрансценденции. Причины возникновения экзистенциального вакуума и способы выхода из него. Логотерапия как помощь в обретении смысла жизни.
Тема 17. ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ЛЕВИНА
Понятие жизненного пространства личности и соотношение между ним и реальной физической средой. Понятие психологического поля. Строение личности.
Психологическая сила и факторы, определяющие ее величину и направление. Понятие отрицательной и положительной валентности объектов. Цель и конфликт в теории К.Левина
Гомеостатическая модель мотивации в теории К.Левина. Понятие истинной и квазипотребности. Эффект неоконченного действия его интерпретация с позиций теории К.Левина. Значение работ К.Левина в разработке мотивационных схем поведения личности.
Тема 18. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ Д. КЕЛЛИ
Конструктивный альтернативизм как методология теории личностных конструктов. Представления Д.Келли о человеке как исследователе. Основные положения теории личностных конструктов. Личностный конструкт как единица мировосприятия личности. Его отличие от понятий как единиц мышления. Типы конструктов. Техника репертуарных решеток. Область их применения: достоинства и ограничения. Терапия фиксированных ролей Д.Келли. Особенности подхода Д.Келли и исследования личности.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Понятие личности в отечественной
и зарубежной психологии
1. Понятие “индивид”, “человек”, “личность” и соотношение между ними.
2. Представления о личности в работах отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, И.М.Палей и др.).
3. Представления о личности в зарубежной психологии. Компоненты теории личности.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. С-Пб.: Питер, 1997. - С.19-55.
2. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000.
3. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.:Гардарики,1999, с.14-17.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - C.229-252.
3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С.3-19.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.-С.8-25, 152-170.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - С.213-252.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1985. - С. 6-54.
Дополнительная литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во РАН, 1997. - С.270-331.
2. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологическом исследовании. М.: Наука, 1990. - С.61-77.
3. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. - С.147-268.
4. Котова И.Б. Шиянов Е.Н. Социализация личности. Феномены, механизмы, факторы // Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону: Гефест, 1997. - С.7-60.
5. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. - 1992. - № 5.
6. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. - 1988. - № 4.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука, 1984. - С.289-341.
9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. - С.141-160.
Семинар 2. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Уровни интегральной индивидуальности.
2. Интра- и метаиндивидуальность по В.С.Мерлину.
3. Понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности по Л.Я.Дорфману.
4. Представления об индивидуальности и факторам ее развития в концепции А.Г.Асмолова.
5. Соотношение между понятиями “личность” и “индивидуальность”.
Основная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - С.307-364.
2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика,1986. - С.22-51, 110-139.
3 Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993. - С.79-104, 151-169, 198-209, 252-256.
4. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.:Гардарики,1999, с.17-20.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Подступы к проблеме человеческой индивидуальности // Избранные труды. М.: Педагогика, 1980. - С.170-179.
2. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГЛИ, 1996. - С. 5-75.
3. Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. М., 1984; Вып.3, М-Л., 1985.
4. Индивидуальность в современном мире. М-лы междунар. научно-практич. конференции. Части 1-3. Смоленск, 1995.
5. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. М-лы научно-практич. конференции. Т.1,2. Смоленск, 1996.
Семинар 3. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ
1. Понятие структуры и основные принципы структурного анализа явлений в науке.
2. Развитие представлений о структуре личности. Различия между системным и структурным подходами в психологии.
3. Динамическая функциональная структура личности К.К.Платонова: ее уровни и критерии для их выделения.
4. Структура личности в концепции В.С.Мерлина. Понятие симптомокомплекса.
Основная литература:
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи “структура”, “системный подход”.
2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - С.118-145.
3. Роговин М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. - С.187-224.
4. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.3-26.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - С.253-275.
Семинар 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА
1. Типологический подход к исследованию темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон, И.П.Павлов) и его критика.
2. Отличительные признаки свойств темперамента по В.С.Мерлину.
3. Развитие свойств темперамента в детском возрасте.
4. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента по В.М.Русалову.
Основная литература:
1. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С.Мерлина. Пермь, 1973. - С.5-18, 76-94, 239-240, 259-260.
2. Мерлин В.С. Отличительные признаки свойств темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.160-166.
3. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.153-159.
4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. - С.19-109.
5. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. - 1989. - Т.10. - № 1. - С.10-21.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.:Смысл, 1999, с.113-143.
Дополнительная литература:
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - С.65-109.
2. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. - 1993. - Т.1. - № 2. - С.37-47.
3. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. - С.236-275.
Семинар 5. ХАРАКТЕР
1. Соотношение между темпераментом и характером.
2. Типология характеров по А.Ф.Лазурскому (эндопсихика и экзопсихика, психические уровни и критерии для их определения).
3. Отношения как основа черт характера (В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Б.Г.Ананьев).
4. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере.
5. Понятие акцентуации личности. Типы акцентуации (К.Леонгард, А.Е.Личко). Динамика акцентуаций.
Основная литература:
1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.3-26.
2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.167-171.
3. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.172-178.
4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.179-198.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.270-287.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.288-318.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. - С.206-254.
8. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.:Смысл, 1999, с. 193-234.
Дополнительная литература:
1. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. - С.11-25, 40-42, 84-92.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. - С.12-24.
3. Котова И.Б. Психология личности в России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. - С.137-142, 170-179.
Семинар 6. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
1. Понятия “мотивация”, “мотив”, “потребность” и соотношение между ними.
2. Основные проблемы психологии мотивации.
3. Критерии классификации потребностей и мотивов поведения. Осознанные и неосознанные мотивы поведения (А.В.Петровский). Внутренние и внешние мотивы. Смыслообразующие, знаемые и действенные мотивы (А.Н.Леонтьев).
4. Виды установок (А.Г.Асмолов).
Основная литература:
1. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Психология отношений. М., 1995. - С.134-158.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - С.189-206.
3. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.71-79.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - С.33-50. - Т.2. - С.270-339.
5. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. - С.15-22.
6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
7. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1970. - С.92-117.
Дополнительная литература:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - С.39-75.
2. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ. - Серия 14. - 1990. - № 3. - С.33-42.
3. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. - Серия 14. - 1993. - № 2. - С.73-81.
4. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С.27-34.
Семинар 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ
1. Понятие задатков и способностей. Взаимосвязь способностей и склонностей.
2. Представления о способностях в работах Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна.
3. Классификация способностей по К.К.Платонову. Общие и частные способности.
4. Понятие одаренности. Типы интеллектуальной одаренности (М.А.Холодная).
Основная литература:
1. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М.:МГУ, 1982. - С.129-140.
2. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. М.:МГУ, 1982. - С.59-69, 220-235.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - С.152-170.
4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. - С.4-48, 99-110.
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, М.: Барс, 1997. - С.9-105, 243-273.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.:Смысл, 1999. С.144-157.
Дополнительная литература:
1. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. - С.7-41, 84-95, 122-136.
2. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.27-58.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - С.122-139.
4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С.15-41.
5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. - С.181-238.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. - С.282-338.
Семинар 8. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ
1. Соотношение между сознанием и самосознанием.
2. Стадии развития представлений о себе в онтогенезе. Факторы, способствующие развитию самосознания.
3. Понятия Я-концепции, Я-образа. Компоненты Я-концепции, ее строение.
4. Личностная и социальная идентичность.
Основная литература:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - С.30-90.
2. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара.:Изд.Дом «Бахрах-М», 2000.
3. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.81-106.
4. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. - С.232-252.
Дополнительная литература:
1. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - С.52-75.
2. Столин В,В, Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. - С.245-254.
3. Джемс У. Психология. М.: Прогресс, 1991. - С.56-119.
4. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. - С.3-27.
Семинар9. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З. ФРЕЙДА
1. Понятие бессознательного. Формы проявления бессознательного в повседневной жизни.
2. Структура личности по З.Фрейду.
3. Стадии сексуального развития. Понятие Эдипова комплекса.
4. Психоанализ как теория и как метод исследования личности.
Основная литература:
1. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. С-Пб., 1997. - С.105-157.
2. Фрейд З. Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. МГУ, 1980. - С.184-210.
3. Фрейд З. Я и Оно. О психоанализе // Психология бессознательного. М., Просвещение, 1989. - С.346-382, 425-440.
4. Ярошевский М.Г. З.Фрейд - выдающийся исследователь психической жизни человека // З.Фрейд. Психология бессознательного. М., 1989.-С.3-29.
5. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С.58-76.
6. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.98-143.
Дополнительная литература:
1. Шерток Л., Р. де Соссюр Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., Прогресс, 1991. - С.98-223.
2. Виттельс Ф., Фрейд. Его личность учение и школа. Л.: Эго, 1991 (репринт с издания 1925 г.) .
3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974. - С.182-216.
4. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990.
5. Сартр Ж.П. Фрейд. М.: Новости, 1992.
6. Стоун И. Страсти ума или жизнь Фрейда. М., Мысль, 1994.
Семинар 10. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А.АДЛЕРА
1. Понятие комплекса неполноценности, стремление к превосходству, социальный интерес.
2. Компенсация, сверхкомпенсация и псевдокомпенсация. Виды псевдокомпенсации.
3. Типы личностей, основанные на стилях жизни: управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный.
4. Отличия представлений А.Адлера и З.Фрейда о движущих силах развития личности. Вклад А.Адлера в разработку проблем индивидуальности.
Основная литература:
1.Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С.-Пб.:Питер,1997.- С.181-197.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прагма, 1993. - С.5-33, 72-74.
3. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. - С.9-83, 204-230.
Дополнительная литература:
1. Сидоренков Е.В. Комплекс “неполноценности” и анализ ранних воспоминаний в концепции А.Адлера. С.-Пб., 1993. - С.3-57.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальный психологии. М., 1995. - С.5-38.
Семинар 11. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. ЮНГА.
1. Понятие коллективного бессознательного. Соотношение между коллективным и индивидуальным бессознательным.
2. Архетипы коллективного бессознательного: Анима, Анимус, Маска, Тень, Мудрый человек, Самость. Их значение для личности.
3. Психологические типы. Разновидности экстравертированного и интровертированного типов личности.
4. Отличие взглядов К.Юнга от позиции З.Фрейда на природу и содержание бессознательного.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб ., 1997. - С.197-211.
2. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Юнга. М., 1994.
3. Зеленский В.В. Карл-Густав Юнг. Жизнь, личность, работа // Юнг К. Психологические типы. С-Пб.: Ювента, 1995. - С.661-694.
4. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К.Юнга // К.Юнг. Архетип и символ. Предисловие.- С.5-22.
5. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - С.402- 644.
6. Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.:Ренессанс, 1992. - С.54-79 ( о Фрейде).
Дополнительная литература:
1. Кирш Т . Юнг и происхождение аналитической психологии // Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., Ренессанс, 1992. - С.219-228.
2. Юнг К.-Г. Подход к бессознательному. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - С.25-128.
3. Юнг К.-Г. Психологические типы. М., 1992. - 104 с.
4. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. С-Пб.: “Кентавр”, 1994.
Семинар 12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ
В ТРУДАХ Э. ФРОММА.
1.Экзистенциальные потребности человека по Э.Фромму. Экзистенциальные и исторические дихотомии человека.
2. Динамическая концепция характера. Неплодотворные ориентации характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская и рыночная. Плодотворная ориентация.
3. Взаимосвязь между личностью, семьей и обществом.
4. Модус бытия и модус обладания: их проявления в разных сферах человеческой деятельности.
5. Биофилы и некрофилы.
6. Вклад Э.Фромма в разработку проблем психологии личности.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности. С.-Пб.: Питер,1997.-С.246-254.
2. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.:Республика, 1993. -С.5-16, 45-99.
3. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.
4. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. - С.5-30, 44-77, 95-153, 190-219.
5. Руткевич А.М. “Анатомия деструктивности” Э.Фромма // Вопросы философии, 1991. - № 9. - С.161-170.
Дополнительная литература:
1. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии. - 1991. - №9.-С.69-160.
2.Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл,1995. - С.4-70, 229-239.
Семинар 13.ТЕОРИИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ: Г.ОЛЛПОРТ, Г.АЙЗЕНК, Р.КЕТТЕЛ
1. Представление о чертах личности Г.Оллпорта.
2. Структура личности по Р.Кеттелу. Первичные, вторичные факторы и свойства личности.
3. Иерархическая модель структуры личности Г.Айзенка.
4. Типы личности по Г.Айзенку и их нейрофизиологическая основа.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. С-Пб.:Питер, 1997. -С303-328.
2. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.255-284.
Дополнительная литература:
1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М. Просвещение. 1985. -С.7-87.
2. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. Прогресс. 1975. -С.228-248.
Семинар 14. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
1. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу. Особенности его взгляда на природу человека.
2. Черты, присущие самоактуализирующейся личности. Пути самоактуализации и трудности на этом пути.
3. Иерархия мотивов поведения личности по А.Маслоу. Понятие потребностей дефицита и роста. Метапотребности и бытийные ценности.
4. Учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли в работах В.Франкла.
5. Ценности творчества, переживания, отношения.
6. Различия между психоаналитическим и гуманистическим подходами к трактовке природы человека.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С-Пб.:Питер, 1997.-С.479-525.
2. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. - С.1-20, 43-170, 230-260.
3. Фейдимен Дж., Фрейгер А. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995. -С.111-152.
4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.108-117.
5. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. №3. -С.150-157.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1980. -С.5-21, 54-69, 284-332.
Дополнительная литература:
1. Маслоу А. Новые рубежи развития человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995. -С.153-164.
2. Анциферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А.Маслоу// Вопросы психологии. - 1973. - №4.
3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.:Педагогика, 1986. Т.1.-С. 112-115.
4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. - С.42-57.
Семинар 15. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.ЛЕВИНА.
1. Понятие жизненного пространства и соотношение между ним и реальной физической средой. Понятие психологического поля.
2. Психологическая сила и факторы, определяющие ее величину. Понятие валентности.
3. Понятие цели и конфликта в теории К.Левина. Истинные и квазипотребности.
4. Вклад К.Левина в разработку проблем психологии личности.
Основная литература:
1.Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.
1.Левин К. Топология и теория поля. Определение понятия “поле в данный момент” // Хрестоматия по истории психологии. М.: МГУ. 1980. -С.122-144.
Дополнительная литература:
1. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М.: МГУ, 1981. -С.18-32, 43-78.
2. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т1. -С.181-202.
3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1971. -С.216-232.
4.Анциферова Л.И. О теории личности в работах Курта Левина //Вопросы психологии. - 1960. - №6.
Семинар 16. Теория личностных конструктов Д.Келли.
1. Основные положения теории Д.Келли.
2. Понятие личностного конструкта. Его природа и отличие от понятия как единицы логического мышления.
3.Репертуарный тест Келли. Его возможности для исследования личности и область применения.
4. Специфика подхода Д. Келли к исследованию личности.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.:Питер. 1997. -С.431-478.
2. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000. С.401-428
2. Келли Д. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000.
Дополнительная литература:
1. Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик // Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс. 1987. -С.5-26.
2. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс. 1994. -С.29-41, 136-183.
3. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ. 1994. -С.16-21.
4. Козлова И.Н. Личность как система конструктов // Системные исследования. М., 1976. -С.128-149.
СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ