Кризисы возрастного развития.
Длится каждый кризис примерно год.
Кризис – резкие физиологические изменения, но это нормативный процесс, то есть так должно быть. Кризисы возникают из за системных качественных преобразований(затрагивают целиком личность) в сфере социальных отношений, в деятельности и в сознании.
1. Кризис 1 года жизни: если до года ребёнок очень сильно зависим от окружающим, все потребности он удовлетворяет посредством окружающих. Но после года, ребёнок должен иметь некую автономию. Ребёнок начинает передвигаться, осваивать пространство, поэтому зависимости от родителей становится меньше.
2. Кризис 3 лет: период, когда ребёнок говорит «я сам» (собственных проб и ошибок).
3. Кризис 6-7 лет: период, когда изменяется сознание, мироощущение., ситуация.
4. Подростковый кризис (10-11 лет, 12-13-14): возникают сложности с родителями, так как они не могут привыкнуть к изменившейся ситуации.
Формы проявления кризиса во вне выглядят следующим образом:
· неготивизм
· упрямство
· капризность
· повышенная конфликтность
· Формы проявления кризиса обостряются тогда, когда окружающие игнорируют новые потребности ребёнка ( взрослого).
5. Кризис юношеского возраста (15,16 лет; до 25 лет): изменяется деятельность, социальная ситуация, выбор профессии
6. Возраст Христа (33 лет): кризис первого подведения итогов, уже немного достигаем в своей профессии, сравниваем достижения с планами юности.
7. Кризис 45 лет : обычно дети вырастают, становятся независимыми, а у родителей появляется возможность получать второе образование, погрузиться в творчество и т д.. Так же, подведение итогов, анализ.
8. Кризис пожилого возраста: не находят себе занятие, чувствуют себя ненужными.
Говоря о возрастном развитии, нужно сказать, что один период подготавливает предыдущий к следующему.
Периодизация развития – попытка выделить общие закономерности для того или иного возраста. Для разных эпох и разных стран, периодизация может несколько разниться.
Гетерофронность развития – неравномерность, несовпадение, то есть одни функциональные системы созревают быстрее, другие медленнее.
Сензитивный период – временной диапазон максимальной чувствительности к тем или иным факторам, он является благоприятным для развития какой-либо функции или способностей.
Говоря о неравномерности развития, мы должны сказать, что есть и критические периоды развития - периоды, когда та или иная функция может сформироваться только сейчас или не сформироваться никогда ( лучше всего родной язык может быть усвоен в 3 года, если до 3 лет ребёнок ни разу не слышал человеческую речь, то он вряд ли научится хорошо, связно говорить).
Социализация – процесс включения ребёнка в общество и усвоение социального опыта.
У социологов социализация имеет всего лишь 3 этапа:
· дотрудовая социализация
· трудовая социализация
· послетрудовая социализация
Но для психологов существует более мелкая классификация социализации:
1. Дотрудовая социализация:
o игровой этап:
ü сам с собой
ü с другими детьми
ü ролевые игры (игры по правилам)
o учебный этап:
ü действия по аналогии ( начальная школа)
ü логические закономерности (средняя школа)
ü мировоззренческое восприятие окружающей среды(старшая школа)
2. Трудовая социализация:
o адаптация к трудовой деятельности
o активная жизненная позиция
3. Послетрудовая деятельность.
ДОМА: ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО «ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ» ( С 5 ПО 10 ДЕКАБРЯ)=6 БАЛЛОВ
ВОЗРАСТ | БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Личностное и социальное развитие |
Младенчество от 0 до 1 | В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма. | Некоторые психологи придают особое значение явлению бандита. Так называют форму раннего контакта с ребенком сразу после рождения. Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; не выделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, не различение социальных и физических объектов. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чув- ства доверия, ≪уверенности≫, ≪внутренней определенности≫. Глав- ным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспри- нимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу ≪отделения≫ от нее. Чувство недоверия, страха, подозри- тельности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвер- гает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет пре- рванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обуче- ния доверию или подозрительности в разных культурах не совпада- ют, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализа- ции уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнава- ние, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного простран- ства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта ≪доверие — недове- рие≫. | |
Раннее детство от 1 до 3 | Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает ос- нову для появления новых возможностей самостоятельного дейст- вия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, ка- рабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества проис- ходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного дей- ствия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: ≪Я сам≫ и ≪Я — то, что я могу≫. Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабо- волие. Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго вклю- чает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — сла- боволие. Важным механизмом на этом этапе является критиче- ская ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного. | ||
Дошкольное детство от 3 до 6: Младший (3-4) Средний (4-5) Старший ( 5-6,7) | В дошколь ном периоде, который Эриксон называл ≪возрастом игры≫, от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, про- бовать новое, контактировать со сверстниками. В это время соци- альный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних живот- ных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится ≪Я — то, что я буду≫. Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуа- ла, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами ак- тивности, предприимчивости и стремлением ≪атаковать≫ задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обуче- нию и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой ста- дии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них елишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду. | ||
Младший школьный от 6,7 до 10 | Четвертый психосоциальный период соответствует ла- тентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходитвыход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обу- чение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стрем- ление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин ≪трудолюбие≫, ≪вкус к работе≫ отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стре- мятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: ≪Я — то, чему я нау- чился≫. Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными поряд- ками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого перио- да состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетент- ности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. | ||
Подросток 10(11) - 15 | |||
Юношеский возраст (16(17)-20(21)) | Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: ≪Юность — это возраст окончательного установления до- минирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жиз- ни≫1. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ре- бенок, но еще и не взрослый (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми соци- альными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут при- думывать идеальную семью, религию, философскую систему, обще- ственное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные во- просы: ≪Кто я? ≫, ≪Куда я иду? ≫, ≪Кем я хочу стать? ≫. Задача под- ростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, сту- денты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. | ||