Слова, выражающие деятельность


оживленный

активный

вдохновленный

мощный

проворный

храбрый

сильный

с кипучей энергией

крепкий

трепещущий

проворный

резвый

бойкий

горячий

решительный

энергичный

отважный

бодрый

веселый

живой

Рис. 7.1. Перечень слов, описывающих чувства (окончание)

другому поводу, потому что он не может заставить

себя поговорить с ней о ее привычке, которая на са

мом деле его раздражает. Лана будет обижена пове

дением Федора, однако она не поймет, чем оно выз

вано. Но ведь и не описывая свои настоящие чув

ства, Федор все равно может испортить с ней

отношения. Однако если Федор в тактичной форме

расскажет Лане о своих чувствах, она может попы

таться прекратить грызть ногти. У них может воз

никнуть дискуссия, в которой он узнает, что она и

рада бы не грызть ногти, но ей трудно перебороть

себя. Вероятно, он поможет ей отказаться от этой

привычки. Или Федор придет к выводу, что это дей

ствительно незначительная вещь, которая со време

нем перестанет раздражать его. Таким образом, опи

сание чувств дает больше шансов сохранить и укре

пить ваши отношения.

5. Некоторые люди принадлежат к таким культур

ным группам, в которых сдерживание своих чувств

считается уместным поведением. В некоторых куль

турах, например, гармоничным отношениям в груп

пе или между отдельными людьми придается более

важное значение, чем личным чувствам людей. Люди

из таких культур могут не описывать свои чувства,

опасаясь нанести вред благополучию группы.

Описывая свои чувства, 1) определите, что их выз

вало. Чувства возникают в результате какого то пове

дения, поэтому определите такое поведение.

2) Мысленно определите, что вы чувствуете, будьте

точны. Это не так просто, как кажется. Когда людей

обуревают чувства, они часто проявляют их, не заду

мываясь. Описывая чувства, вы должны точно знать,

что вы чувствуете. Словарь эмоций, представленный на

рис. 7.1, поможет вам развить способность выбирать

точные слова для описания чувств. 3) Заявляйте о сво

их чувствах. Начинайте ваши высказывания со слов: «Я

чувствую…». 4) Вербально формулируйте конкретные

чувства: счастье, грусть, раздражение, трепет.

Вот два примера описания чувств: 1) «Спасибо за

комплимент (триггер); я (лицо, испытывающее чув

ства) доволен (конкретное чувство) тем, что вы об

ратили внимание на усилия, которые я предпринял».

2) «Когда ты критикуешь мою стряпню, не учитывая,

что я уже отработала столько же часов, сколько и ты

(триггер), я (лицо, испытывающее чувства) чувствую

большую обиду» (конкретное чувство).

Для начала вам будет легче описать конкретные

положительные чувства: «Вы знаете, наше совмест

ное посещение этого спектакля действительно под

няло мне настроение» или «Когда вы предложили

помочь мне с домашним заданием, я действительно

обрадовался».

Когда вы успешно справились с позитивными

описаниями, можете попытаться описать негативные

чувства, связанные с факторами окружения: «Сего

дня так облачно, что в душе мрак» или «Когда на

улице воет ветер, я начинаю нервничать». Наконец,

вы можете перейти к негативному описанию того, что

люди говорят или делают: «Меня раздражает, когда

вы мельтешите передо мной» или «Когда вы таким

недоброжелательным тоном говорите мне, что я вам

понравился, я просто прихожу в замешательство».

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВ И

МНЕНИЙ

Персонализация чувств и мнений, или персонали

зация, — это использование высказываний от перво

го лица для идентификации себя как источника кон

кретных мыслей или чувств.

Персонализация чувств и мнений — ис

пользование высказываний от первого лица для

идентификации себя как источника конкрет

ных мыслей или чувств.

Высказыванием от первого лица может быть лю

бое предложение, которое начинается с местоимений:

я, мой, меня или мне. Такие высказывания помогают

слушателю полностью и точно понять характер по

Часть 2 · Межличностная коммуникация

слания. Например, вместо того чтобы сказать: «От

дел рекламы — самый слабый в корпорации» (голос

ловное утверждение), говорится: «Я считаю отдел

рекламы самым слабым в корпорации». Подобно это

му, вместо того чтобы сказать: «Все считают, что Кол

линз несправедлив в своей критике», говорится:

«Мне кажется, что Коллинз несправедлив в своей

критике». Оба эти примера подчеркивают отличие

обобщающих или безличных оценок и высказываний

от первого лица.

Почему люди не персонализируют мысли и чув

ства? Тому есть две основные причины.

Усиление своих выражений. Если слушатели со

мневаются в утверждении «Все считают, что Кол

линз несправедлив в своей критике», они не прини

мают коллективной оценки большого количества

людей. Конечно, не каждый знает и соглашается, что

Коллинз несправедлив. В этом примере данное вы

ражение в действительности означает, что один че

ловек придерживается такого мнения. Но люди час

то думают, что их чувства или мнения не обладают

большой властью, поэтому они чувствуют потреб

ность сослаться на известные или универсальные

источники таких чувств или мнений.

Уклонение от ответственности. Подобным же об

разом люди используют такие коллективные выска

зывания, как «всякий согласится» и «любой человек,

обладающий здравым смыслом», чтобы избежать от

ветственности за свои собственные чувства и мысли.

Человеку труднее сказать: «Я не люблю Герберта»,

чем «Все не любят Герберта».

Подумайте об этом

Наши рекомендации