Слова и обороты, выражающие удивление и восхищение

Ключевые слова: эмоции, эмоциональное состояние, восхищение, эмоциональность, эмотивная лексика, оценочные слова.

Эмоции являются одним из основных аспектов человеческой жизни. «Эмоции пронизывают жизнь человека, сопутствуют любой его деятельности, являясь важнейшей стороной существования. Сопровождая практически любые проявления деятельности организма, эмоции отражают в форме переживания значимость явлений и ситуаций, состояний организма и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей личности»


К лексическим средствам выражения эмоциональности в языке и речи относятся: слова, называющие эмоции как таковые; слова и выражения, содержащие эмоциональный элемент в своей структуре (бранные и ласкательные выражения и слова); слова, содержащие суффиксы оценки; вводные слова и выражения; слова и выражения, семантическая структура которых полностью эмоциональна (междометия, эмоциональные частицы и т.п.) и другие средства


Слова, выражающие злость:
рассерженный, раздраженный, ожесточенный, недовольный, взбешенный, сердитый, неистовый, враждебный, разгневанный, возмущенный, разъяренный.

Слова, выражающие любовь:
нежный, влюбленный, заботливый, обаятельный, пылкий, добрый, восхитительный, страстный, чувствительный, мягкий.

Слова, выражающие удивление:
пораженный, изумленный, поставленный в тупик, сбитый с толку, смущенный, потрясенный, озадаченный, ошеломленный, в недоумении, в шоке, оглушенный.

Слова, выражающие растерянность:
сконфуженный, озабоченный, разочарованный, смущенный, стесненный, расстроенный, опозоренный, пораженный, возбужденный, застенчивый, униженный, нервный, ошеломленный, робкий.

Слова, выражающие страх:
напуганный, взволнованный, встревоженный, озабоченный, угрожающий, испуганный, ужаснувшийся, беспокоившийся, остолбеневший, панический, дрожащий, запуганный, тревожный, обеспокоенный.

Слова, выражающие отвращение:
оскверненный, отвратительный, неприязненный, отталкивающий, тошнотворный.

Слова, выражающие вред:
ужасный, жульнический, гнетущий, безнадежный, мрачный, страшный, брошенный, надоедливый, пренебрегаемый, несправедливый, отвергнутый, возмущенный, испорченный, презренный, неуважаемый, униженный, раненный.

Слова, выражающие унижение:
преданный, пораженный, расплющенный, униженный, приниженный, глупый, беспомощный, неадекватный, неспособный, худший, оскорбленный, надоедливый, бессильный, недооцененный, непригодный, недостойный, бесполезный.

Слова, выражающие счастье:
блаженный, очаровательный, оживленный, восхищенный, восторженный, ликующий, победный, сказочный, головокружительный, довольный, удовлетворенный, возвышенный, веселый, радостный, обеспеченный, угодивший.

Слова, выражающие одиночество:
покинутый, одинокий, скучающий, осиротелый, несчастный, уволенный, опустошенный, исключенный, заброшенный, оставленный, игнорируемый, оставленный, игнорируемый, изолированный, обманутый, унылый, потерянный, отвергнутый, презренный, униженный.

Слова, выражающие грусть:
унылый, удрученный, подавленный, печальный, мрачный, суровый, угнетенный, угрюмый, гнетущий, безрадостный, приниженный, грустный, невеселый, жалкий, замкнутый, огорченный, скорбный, обеспокоенный, изнуренный.

Слова, выражающие полезность:
приятный, дружелюбный, благотворный, заботливый, совместный, сочувствующий, творческий, радушный, добрый, любезный, услужливый, поддерживающий, полезный.

Слова, характеризующие деятельность:
оживленный, храбрый, проворный, энергичный, активный, сильный, резвый, отважный, вдохновленный, бойкий, бодрый, мощный, крепкий, горячий, веселый, проворный, трепещущий, решительный, живой.

Грамматическая конструкция: синонимия предложно-падежной конструкций, обозначающие причину.

Предложно-падежная форма — это не только объединение имени и предлога, но и компонент конструкции — словосочетания, которое состоит из главного слова (чаще глагольного), разрешающего выбор предложно-падежной формы.
Глагольное управление — это подчинительная связь, при которой зависящее от глагола имя стоит в форме косвенного падежа и при этом создаются объектные отношения. Некоторые глаголы требуют особых предлогов, с которыми всегда употребляются и иногда составляют предложно-падежные словосочетания. В таких случаях, предлоги в предложении определяются управлением глаголов, с которыми они сочетаются, т.е. предлоги в таких ситуациях стоят между глаголом и именем.
Например, существительные, которые обозначают объект мысли или речи, должны стоять в предложном падеже с предлогом «о». Обычно такие существительные стоят после таких глаголов, как «говорить», «думать, «рассказывать», «помнить» и других. Под влиянием сочетаний типа: «подумать о чём-либо», «рассказать о чём-либо» — в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом «о» (о чём-либо) у таких, например, глаголов: «доказывать что-либо; поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; признаться в чём-либо; подвести итог чему-либо; указать на что-либо». В структурно-семантическом отношении причинно-следственные конструкции достаточно разнообразны. Несмотря на то, что в зависимости ' от их дифференциальных свойств, структуры, выражающие причинно- следственную семантику, следует рассматривать на различных уровнях синтаксиса, можно говорить о семантико-синтаксической общности структур.

Категория каузальности, объединяющая в себе такие полярные понятия, как причина и следствие, находит свое наиболее полное грамматическое выражение в структуре сложноподчиненного предложения, так как именно здесь реализуется основное свойство причинно-следственных отношений - полисобытийность.

В рамках же простого предложения для причинно-следственных отношений полисобытийность не характерна, так как в простом предложении находит свое выражение только одна пропозиция, а обозначение причины и следствия имеет свои специфические формы.

Практическая работа.

Задание №1.Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.

Задание №2. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.

1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)

Задание №3.Превод текста.«Кабельные изделия, допустимые токовые нагрузки кабеля.»

От чего зависит длительно допустимый ток кабеля? Для ответа на этот вопрос нам придется рассмотреть переходные тепловые процессы, происходящие в условиях когда про проводнику течет электрический ток. Нагрев и охлаждение проводника, его температура, связь с сопротивлением и сечением, — все это станет предметом данной статьи.Для начала рассмотрим обычный цилиндрический проводник длиной L, диаметром d, площадью поперечного сечения F, сопротивлением R, объемом V, равным, очевидно, F*L, по которому течет ток I, удельная теплоемкость металла, из которого изготовлен проводник — C, масса проводника равна где Ω — плотность металла проводника, S = пи*d*L – площадь боковой стенки, через которую происходит охлаждение, Тпр — текущая температура проводника, Т0 — температура окружающей среды, и, соответственно, T = Тпр — Т0 — изменение температуры. Ктп — коэффициент теплопередачи, численно характеризующий количество теплоты, передаваемое с единицы поверхности проводника за 1 секунду при разности температур в 1 градус.

Модуль №12.

Тема: Префиксальный и суффиксальный способ образования глаголов. Конструкция типа «объем + В.падеж числительного». Предложно-падежные конструкции со значением образа действия.

Теоретическая работа.

Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.
Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.
Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).
Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть.

Конструкция типа «объем + В.падеж числительного».

Склонение имен числительных. Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

1.Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один — одного (новый — нового).

2. Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения типа тетрадь, мышь и имеют формы: именительный и винительный падежи — пять, десять, четырнадцать, родительный, дательный, предложный падежи — пяти, десяти, четырнадцати, творительный падежи — пятью, десятью, четырнадцатью. У числительных на -десятдва окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.

3. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи — сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи — сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.

4. Числительные отдвухсот до четырехсот и отпятисот додевятисотсклоняются по особому типу (см. таблицу).

5. Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения

6. Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) — первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание:семидесятый, семидесятого, семидесятому; сорокавосьмитысячный, сорокавосьмитысячного, сорокавосьмитысячному. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть: сто двадцать восьмой, сто двадцать восьмого, сто двадцать восьмому.

7. У дробных числительных при склонении изменяются обе части: три пятых, трем пятым, тремя пятыми, о трех пятых. Дробные числительные полтора и полтораста в именительном и винительном имеют формы полтора, полтораста, в остальных падежах

Наши рекомендации