Профессионально-важные качества (ПВК)
Модели ОП
Далее на следующей странице
Авторитарная | Опеки | Поддерживающая | Коллегиальная | |
1. Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
2. Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
3. Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
4.Психологический результат для работника | Зависимость от непосредственного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Самодисциплина |
5. Удовлетворение потребностей работника | В существовании | В безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
6.Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, направленность и способности).
Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид — это человек как представитель вида, то есть и этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Личность — это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности.
К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.
Темперамент– это качество личности, сформировавшееся в процессе жизни человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Темперамент характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности, скорости, как составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых черт, психических особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах и определяющих отношение личности к окружающей действительности.
Направленность личности — это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации.
Способности— это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач. По отношению к деятельности различают:
общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.);
специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, трудовой и т.д.).
Проявления темперамента в деятельности человека.
Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в деятельности человека: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др.
Г.Айзенк предложил графическую интерпретацию темперамента во взаимосвязи с факторами экстраверсии и эмоциональной устойчивостью.
Структура характера.
Структура характера рассматривается, прежде всего, по сложившимся у человека типам отношений:
— отношение к другим людям;
— отношение к самому себе;
— отношение к деятельности;
— отношение к коллективу, к обществу в целом
Группы черт характера.
Различают три группы черт характера:
— интеллектуальные черты (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.);
— эмоциональные черты (чуткость, тщеславие, честность и др.);
— волевые черты (целеустремленность, принципиальность, настойчивость и др.).
Уровень нормы характера.
По отношению к уровню нормы характер может быть:
— нормальным, сбалансированным, то есть отвечать адекватными реакциями на различные стимулы;
— акцентуированным, с чрезмерным проявлением некоторых черт;
— психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.
Профессионально-важные качества (ПВК).
Помимо «анкетных данных», человек, занимающий определенную должность, в ряде случаев должен обладать определенными личностными или психофизиологическими характеристиками. Некоторые из них достаточно стабильны и часто используются именно в профессиональном отборе.
Профессиограмма(от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.
Профессионально – важные качества (менеджер)
Обладает выраженными лидерскими качествами
Настойчив в решении профессиональных задач
Организован, склонен планировать свою деятельность и работу коллектива
Целеустремлен, не отступает перед трудностями
Обязателен, надежен
Творчески подходит к работе, ориентирован на новейшие технологии
Инициативен, стремится к расширению спектра направлений деятельности
Работоспособен, устойчив к стрессу
Профессионально – нежелательные качества
Отличается жесткостью суждений и оценок, что может вызывать напряженность в коллективе
Вероятен субъективный подход к решению проблем, самовольные поступки, склонен действовать без учета иных мнений
Свойственны некоторая напряженность, недоверчивость в общении, что может осложнять взаимоотношения с коллегами
Недостаточно адаптивен при неожиданной резкой смене условий (в деятельности или социальных контактах)
Стиль руководства и принятия решений:ориентирован на развитие подчиненных, поощряет самостоятельность и инициативу в решении профессиональных задач; в то же время, достаточно доминантен, плохо поддается убеждению, что может осложнять взаимоотношения в коллективе и затруднять принятие коллегиальных решений
Личность можно определить как уникальную и относительно стабильную модель поведения, чувств и отношений, проявляемых человеком. Личность рассматривается в качестве важного фактора для понимания отношения к работе и карьере, преодоления стресса, анализа проблем и принятия решений. Кроме того, личность рассматривается как центральный фактор в движущих силах мотивации, в межличностных отношениях.