В настоящий момент существует ярко-выраженных 5 форм власти.

· Власть основана на принуждении;

· Власть основана на вознаграждении;

· Власть основана на авторитете и знаниях;

· Власть основана на примере;

· Власть основана на законных правах.

Власть основана на принуждении:

Влияние осуществляется с помощью страха. Приводит к определенному результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Требует значительных затрат на жесткий контроль. В условиях жесткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителя, искажать отчетные данные. Власть, основанная на принуждении может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.

Власть основана на вознаграждении:

Влияние осуществляется с помощью позитивной поддержки. Подчиненные верят, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Руководитель должен хорошо знать подчиненных и их потребности. Правильно определять размеры вознаграждения. Уметь использовать не только материальные, но и психологические приемы мотивации. Эту форму власти можно использовать в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами.

Власть основана на авторитете и знаниях:

Влияние осуществляется с помощью веры в успех. В основе влияния лежит харизма руководителя. При этом подчиненные принимают на веру профессионализм менеджера, его опыт и знание. Данная форма власти предполагает наличие авторитета у руководителя и высокого профессионализма.

Власть основана на примере:

Влияние осуществляется с помощью личных качеств лидера. Основными личными качествами должны быть:

1) умение достойно вести себя в обществе;

2) независимость суждений;

3) солидная внешность;

4) содержательное изложение своих мыслей;

5) высокий профессионализм.

Другими словами такой руководитель должен излучать положительную энергию, которая благотворно действует на окружающих. Результатом влияния данной формой власти становится стремление подчиненных быть похожими на руководителя.

Власть основана на законных правах:

Влияние осуществляется с помощью традиции власти. Подчиненный реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Работник подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя, что приводит к слепому поминовению, даже если руководитель недостаточно авторитетен в глазах подчиненных.

Информационная власть – базируется на возможности доступа к информации и контроля над ней, что позволяет влиять на других.

Ресурсная власть - основана на доступе к ресурсам организации и на праве распоряжаться ими.

Методы влияния:

Убеждение:

· обращение к потребностям собеседника

· Создание образа доверия слушателя

· Учет интереса собеседника

· Выявление позитивных сторон

Участие:

· Активное участие сотрудников в принятии решения

· Свобода в выборе путей решения задач

· Самоконтроль сотрудников за выполнение работ

· Создание атмосферы открытости и доверия в коллективе.

Лекция 12.05.12.

Тема: Управление персоналом

Управление персоналом организации - это процесс целенаправленного управления руководителя или органов управления, которые объединяет совместный труд работников для достижения целей организации.

Основная задача управления персоналом – наиболее эффективное использование способностей и навыков сотрудников.

Предметом управления персоналом является трудовые отношения в организации.

Объектом управления персоналом является персонал организации.

Персонал – это организационная общность людей с единой целью, которая существует в рамках той или иной форме собственности.

Термин «персонал» равняет всех участников организации. Понятие «персонал», « кадры», «работники» принято рассматривать как идентичные.

В практике управления предприятием принято выделение двух основных групп персонала:

1. Производственный персонал;

2. Управленческий персонал.

К первой группе относятся основные и вспомогательные рабочие.

Ко второй группе относят руководителей и специалистов.

Управленческий персонал организации делят на следующие категории:

1. Руководители организации и их заместители;

2. Руководители структур подразделений и главные специалисты;

3. Специалисты, выполняющие экономические функции;

4. Специалисты по инженерно-технической подготовки производства;

5. Служащие, занятые учетом, контролем и оформлением документов.

Основные функции осуществляемые персоналом:

1. Общественно-продуктивная (выпуск определенного вида продукции или оказания услуг);

2. Социально-интегративная (обеспечение соответствия общественных, групповых и индивидуальных интересов каждого работника);

3. Управленческо-политическая (возможность формирования общественных институтов управления).

Основной характеристикой деятельности персонала является трудовая активность.

Трудовую активность можно определить с помощью 4 показателей:

1. Производственно-экономический (показывает степень отклонения выполнения задания работника от средних показателей);

2. Творческая активность (характеризует деятельность персонала направленное на решение незапланированных задач);

3. Показатель развития личности в процессе труда (показывает на степень использования отдельным работником возможности предоставленные организацией для личного развития и профессионального роста);

4. Общественная активность (включает в себя показатели деятельности персонала, направленные на развитие сплоченности и сотрудничества).

Характеристики персонала:

1. Способность персонала: уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере;

2. Мотивация персонала: круг профессиональных и личных интересов;

3. Свойства личности: стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение работать в различных условиях обстановки.

В ходе трудовой деятельности на персонал может воздействовать руководитель через приказы, распоряжения, задания. И данные воздействия принято называть прямым воздействием. Косвенное воздействие подразумевает учет интересов, стимулов, потребностей персонала.

Функции управления персоналом:

1. Определение потребностей в персонале;

2. Планирование карьеры;

3. Управление производительности труда;

4. Разработка системы мотивации персонала;

5. Анализ рынка труда.

Выполнение функции по управлению персоналом осуществляется системой управления персоналом. Система управление персонала включает в себя подразделение должностных лиц всех руководителей организации (от директора до руководителя нижнего уровня управления, который занимается работой с персоналом)

Главная цель системы управления персоналом – обеспечение предприятием кадрами, организации их эффективного использования и социального развития.

Основные функции системы управления персоналом:

1. Обеспечение кадрами (определение потребности кадров, поиск специалистов, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, перемещение кадров);

2. Оформление трудовых отношений (заключение контрактов и договоров);

3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

4. Организация оплаты труда (аттестация рабочих мест, определение структуры оплаты труда, определение льгот, разработка системы показателей оценки труда);

5. Выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее;

6. Развитие отношений с органами рабочего самоуправления;

7. Координация работы по стабилизации работы условий труда и соблюдение техники безопасности;

8. Обеспечение каждой службы организации квалифицированными кардами.

Организационная структура системы управления персоналом:

Включает сектора.

1 сектор: Сектор найма рабочей силы (планирование набора, осуществление набора (внутреннего и внешнего), конкурсный отбор персонала, организация различных испытаний, тестирование психологическое и на проф-пригодность).

2 сектор: Сектор подготовки персонала (разработка программ обучения, организация профессиональной подготовки и переподготовки);

3 сектор: Сектор стимулирования и оплаты труда (анализ трудовых процессов, планирование затрат на персонал, тарифные соглашения, изучение мотивации труда, установление системы стимулов и компенсаций);

4 сектор: Сектор изучения оценки кадров (определение морально-психологического климата в коллективе, планирование оптимального состава персонала)

5 сектор: Сектор трудовых отношений (заключение контрактов и различных договоров);

6 сектор: Сектор стратегического управления персоналом (разработка стратегий управления персоналом, обеспечение руководства кадровой информацией, анализ информации по рынку рабочей силы);

7 сектор: Сектор охраны труда и техники безопасности (изучение условий труда и корректировка, управление отношений по охране труда, управление медицинским обслуживанием).

Наши рекомендации