Декларируемые и реальные цели
Организации, использующие данную методику под различными названиями, декларируют цели тренинга, как повышение качества жизни, новый взгляд на жизнь, воспитание лидерских качеств и умения добиваться поставленных целей, а также отказ от своего негативного прошлого.
На деле же, «реальной целью воздействия является не заявляемый изначально «личностный рост» индивида, а методичное и последовательное стирание его яркой индивидуальности путем обязательного и унифицированного участия каждого в аффективно крайне заряженном, потенцируемом и драматически нагнетаемом «массовом психозе». Закономерным итогом этого участия является устранение индивидуальной «когнитивной надстройки», как минимум временное или же более стойкое «снижение интеллекта» и полное растворение изначально присущего субъекту «индивидуального прошлого», как и напрямую связанного с ним «индивидуального будущего», в активно внушаемом извне эйфоричном ощущении «новорожденности» и в инфантильно-солнечном «общем будущем» участников как группы259.
Тренеру нужно показать участникам все их «несовершенства» и заставить думать, что только путём прохождения тренинга они смогут что-либо изменить в своей жизни к лучшему. При этом лучше всего если удастся довести человека до слёз. Когда это произошло и человек заплакал, тут же по команде тренера всё группа начинает активно оказывать поддержку, таким образом формируя зависимость от поддержки именно этой группой.
В целом задача тренинга вызвать сильные эмоциональные переживания, как правило редко встречающиеся в реальной жизни, и именно поэтому человек не готов к ним, и подавить рациональное восприятие происходящего. В некоторых упражнениях тренер произносит прямым текстом «отключите ум, раскройте сердце». В других упражнениях в участников подселяют образ их сами же в детском возрасте, когда они не принимали рациональных решений. Таким образом тренер начинает восприниматься, как знающий взрослый имеющий возможность управлять группой «детей».
Результаты и последствия
Результаты исследований институтов Беркли, Стэнфорд и UCSF показали, что большинство участников тренингов называли их «исключительно ценными» и «полезными» (около 90% опрошенных). После прохождения, бывшие участники стремились всеми силами вовлечь членов семьи, друзей и знакомых в прохождение «программы лидерства».
На деле же, как показало другое исследование, прошедшие тренинговую программу, проявляли «личностное смятение», созданное в процессе «тренировки» и эксплуатируемое организаторами в личных корыстных целях.
В процессе мероприятия производится подмена понятий, например слово «обязательство» обозначало готовность сделать всё возможное и невозможное, также такие слова как «ответственность», «доверие», «полная вовлечённость», «открытость», «отпускать» замещаются другими смысловыми значениями.
В конечном итоге, по мнению этих ученых, в аффективно заряженной «общей массе» происходит «коллективное снижение интеллекта», - «сносится, обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей» и «обнажается, приводится в действие бессознательный фундамент, у всех одинаковый», - «индивид больше не является самим собой, он стал безвольным автоматом», он «потерял свою сознательную личность» и слепо следует за лидером, «повинуется всем внушениям лица, лишившего его сознания собственной личности» 259.
У некоторых «воспоминания о тренинге» приобретают характер «мучительных» и нарушают жизнедеятельность, что сближает их с воспоминаниями, характерными для «посттравматического стрессового расстройства». Есть также достаточные по числу данные об имеющих место стойких «нарушениях памяти», вплоть до описанной рядом лиц «фрагментарности прошлого» и продолжительных по времени трудностей кратковременной памяти. Многие говорят о своеобразном «регрессе психики», о «снижении интеллекта» и общей эмоциональной «инфантильности», а также о затяжных «депрессиях», - но все это характерно для тех лиц, кто самостоятельно или же при помощи близких в достаточной мере осознал причиненный здоровью вред» 259.
А вот в отношении тех лиц, кто остался «в тренинге», активно общается исключительно со своей «группой» и вовлекает в процесс «трансформации личности» других, используются совершенно иные описания «регресса» и «инфантилизма». Здесь, согласно мнению очевидцев, печаль осознания, логика и критика почти начисто отсутствуют, а присутствует стойкое «снижение интеллекта», формализм и стереотипность суждений, и нарастающая во времени неадекватность поведения, где обращают на себя внимание «горящие глаза» субъекта, постоянное ощущение «эйфории», нездоровый «маниакальный» энтузиазм и узко направленная «одержимость» несвойственными индивиду прежде групповыми идеями и масштабными социальными планами по «сбору средств у инвесторов» в целях «изменения качества жизни на планете» 259.
Проект построенный по методу «Лайфспринг» не только активно формирует свою армию «адептов» и пошло «изымает деньги» из карманов самих участников и карманов их близких, как, впрочем, это делают и все другие культы. Но на деле - весьма быстро, прицельно и агрессивно, «изымает» у субъекта его индивидуальную память, которая, собственно, и является базовой основой структуры личности как таковой259.
Выражается это в данном случае в том, что «абсолютно свободные лидеры» оказываются игрушками в руках тотали-тарных демагогов-«наставников» и сами начинают строить жесткие, психологически тоталитарные ячейки на этапе ЛП («лидерские программы») 259.
Вследствие сильных и контрастных эмоциональных переживаний, прохождение тренинга превращается в «эмоциональный наркотик» вызывающий зависимость.
Происходит раскачка эмоционального маятника, вследствие чего, эйфория тренинга может смениться тяжелейшей депрессией.
У прошедших программы лидерства наблюдается потеря объективного восприятия мира. Человеку внушают, что «только он в ответе за всё происходящее с ним в жизни». В то время как есть и объективные обстоятельства, влияющие на события. Таким образом, жизненные неудачи будут воспринимать гораздо тяжелее, ведь преодолевать их на тренинге не учат.
На протяжении тренинга лейтмотивом идёт мысль, что человек сам творит свою судьбу, а на деле тренер и его помощники контролируют каждый шаг участников как непосредственно, так и при помощи манипуляций группой. Если человек хочет уйти, тут же подключается воздействие группой. Наиболее активные вовлечённые участники начинают всячески уговаривать остаться. А тренер в случае ухода вешает вину на оставшихся, и всячески унижает ушедших.
В конце концов, происходит разрушение старых установок сознания и создание «новой личности» с навязанными из вне конструкциями восприятия реальности.
Реабилитация после тренингов «Лайфспринг» происходит от месяца до года. Иногда она невозможно без вмешательства психотерапевта. В конечном счёте всё зависит от индивидуальной психологической устойчивости человека.
Признаки тренингов проводящихся по технологии «Лайфспринг»
1. 3 или 4 этапа, с названиями «Базовая программа», «Трансформационная программа», «Лидерская программа» и «Мастерский курс».
2. Понятия: «Лайфспринг», «Источник жизни», капитанить, , ответственность за свою жизнь, позиция жертвы, лидерство, личностный рост, обязательства, выбор, прорыв, социальный проект, вовлечение, трансформация сознания.
3. Упражнения: «Что ты хочешь?», «Я себе благодарен», «Пошел ты на …», «Мама - Папа», «Лошадь старого мельника», «Красное-Черное», «Спасательная шлюпка», «Отпускание боли», «Дающий / забирающий» и «Создание радости», «Темная комната», фильм «Секрет», обязательства, авторство, «тренинг сексуальности», «веревочные курсы», «Базовый курс», «Лидерская программа», «Продвинутый курс», «Лидерская папка».